Методическая разработка Дидактическая игра как средство развития сенсорных навыков младших дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Буркина Татьяна Юрьевна

Актуальность

На современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В пункте 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Познавательное развитие» выдвинуты такие задачи как: формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие.

«Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе». Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дидактическая игра как средство

развития сенсорных навыков

младших дошкольников

  1. Актуальность

На современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В пункте . Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Познавательное развитие» выдвинуты такие задачи как: формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие.

«Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе». Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.

Актуальность методической разработки заключается в том, что ребенок с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.

2. Практическая значимость заключается в апробации на практике проведения дидактических игр на развитие сенсорных навыков младших дошкольников.

3. Новизна методической разработки состоит в том, что в свое работе использую дидактические игры на развитие сенсорных навыков изготовленные самостоятельно

4. Цель: создание условий для развития сенсорных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством проведения дидактических игр.

Задачи:

  • формирование первичных представлений у младших дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др);
  • обогащать сенсорный опыт младших дошкольников через знакомство детей с широким кругом предметов и объектов, со способами их обследования;
  • развивать умение использовать сенсорные эталоны как общепринятые свойства и качества предметов;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместных играх.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • дошкольники знают различные материалы и предметы (умеют их обследовать на ощупь, путем прикосновения, поглаживания и др.).
  • дошкольники умеют использовать сенсорные эталоны как общепринятые свойства и качества предметов;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместных играх;
  • дошкольники имеют нравственные качества личности, такие как дружелюбие, отзывчивость, ответственность.

5. Принципы

  • Одним из главных принципов в работе с детьми является создание условий, в которых ребёнок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в игре.
  • Второй принцип – принцип соответствия категории и содержание игры возрастным особенностям дошкольников;
  • Принцип последовательности – предусматривает чувственный опыт детей и преобладающий тип мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление);
  • Принцип партнёрства и положительной оценки деятельности детей (грамотное руководство педагогом дидактической игрой) - доступность игры означает, что любая дидактическая игра должна быть проста и понятна;
  • Принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения;
  • Принцип индивидуальности - проявления и развития чисто индивидуальных качеств самовыражения и самоутверждения ребенка;
  • Принцип результативности отражает осознание итогов действий как конкретных достижений личности.

Данная работа является значимой в моей педагогической деятельности, так как вся работа ведется в тесном контакте с семьей и с педагогическим коллективом.

Цель работы с родителями - это объяснить актуальность, важность работы с детьми в данном направлении, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг дидактических игр на развитие сенсорных навыков, которые можно использовать в семье. Для родителей воспитанников провожу работу по психолого-педагогическому просвещению по данной проблеме через информационные стенды, папки-передвижки, памятки, буклеты, родительские собрания, открытые занятия, семинары и консультации.

Цель работы с педагогами - повышение педагогического мастерства по данному направлению, овладение новыми формами и способами обучения и воспитания детей, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

6. Специфика дидактических игр и их значение для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Игра – один из главных видов деятельности дошкольников, в которой с помощью воображения они отражают окружающую действительность. Игра занимает особое место в педагогическом процессе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Одним из положений педагогической теории является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. С помощью игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Во время игры ребенок учиться владеть компонентами присущими любой другой деятельности: ставит цель, планирует, стремится к результату. Педагогическая теория игры рассматривалась во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Известный чешский педагог Я. А. Коменский считал игру естественной потребностью ребенка двигаться, играть. Возникновение игры он относил к первобытному обществу, но видоизменения в игре происходили с приходом прогресса. Он был убежден, что детям нужно помогать в игре и следить за ними, настаивал на руководстве детскими играми, т.к. они имеют большое воспитательное значение. «Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мысль чем-нибудь занята и часто шлифуется»

Многие исследователи и ученые интересовались игрой, рассматривая ее с различных точек зрения. Н.К. Крупская дала объяснения причинам возникновения потребности ребенка в игре, ее сущности, связи игры с трудом, значению игры для всестороннего развития ребенка. Она подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей, необходимость продумывать задачи и содержание игр, постепенно их усложняя. Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике А. С. Макаренко. Он выделил задачи руководства игрой на определенных этапах ее развития, доказал значение игры для развития коллектива. «Игра играет важную роль в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе».

Л.С. Выготский доказывал, что игра – это важнейший вид деятельности, а также он считал, что игра создает «зону ближайшего развития ребенка», в игре ребенок может быть на голову выше своего развития. Также игру изучали, Д.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина. Д.В. Менджерицкая, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева и др.

Так Е.И. Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и как важнейшее средство. Е.И. Тихеева, автор оригинальной теории дошкольного воспитания, сенсорное воспитание связывала с окружающей жизнью, играми, трудом, познанием природы. Она считала, что сенсорное развитие тесным образом связано с нравственностью и эстетикой. Заслуга Е.И. Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, который соответствует интересам детей и не является искусственным. Дидактические игры она считала – средством развития сенсорных навыков у дошкольников, а также источником радости и удовольствия.

Первые дидактические игры были разработаны народной педагогикой. Систему таких игр создал Ф. Фребель, который высоко ценил игру и её роль. В каждой дидактической игре перед дошкольниками ставится определенная задача для того, чтобы решить которую необходимо сосредоточить внимание, преодолеть трудности, осмыслить правила. Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей бесспорна. Решая дидактические задачи игры, дети тренируют внимание, память, мышление, развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать предметы, ощущать, характеризовать их. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, очень нравятся детям, развивают наглядно-действенное мышление, а затем наглядно-образное.

В структуре дидактической игры выделяют 2 задачи: дидактическая (обучающая) и игровая, а также содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Дидактическая игра - это целостное образование, нарушение требований к построению каждого из структурных элементов дидактической игры, тем более исключение одного из элементов, может приводить к частичной или полной утрате развивающего потенциала игры, и приводит ее превращение в развлекательный компонент образовательной деятельности

В дидактических играх детям предоставляется возможность:

  • «повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, узнавать и различать их;
  • оформлять чувствительное впечатление, уточнять название предметов и их свойства, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; − соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющими мерками, сенсорными эталонами»

Объектом восприятия в дидактических играх на сенсорное развитие является цвет, форма, размер. К играм на восприятие цвета относятся: «Разноцветные льдинки», «Летите в свою стайку», «Цвета», «Какого цвета предмет», Игры на восприятие формы: «Дорисуй фигуру», «Формы», «Опиши предмет» Игры на восприятие величины: «Зверята выстраиваются», «Сравни предметы», «Разноцветные льдинки». Особенно велика роль игр в развитии сенсорного воспитания для дошкольников. Среди всех психических процессов в этом возрасте важная роль остается за восприятием: во многом поведение и сознание определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Уже в младшем дошкольном возрасте у ребенка начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. С помощью дидактических игр дошкольники знакомятся с цветом, оттенками, учатся смешивать краски, получать новые тона, осваивают форму и величину предметов. Дидактические игры направлены как на решение образовательных сенсорных задач, так и на улучшение взаимоотношений детей. Они помогают заинтересовать детей, способствуют их самостоятельной деятельности, помогают играть рядом с другими детьми, не мешая друг другу. Многие дидактические игры по сенсорному воспитанию связаны с обследованием предмета, с различением признаков, они требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи»), в таких играх дети классифицируют предметы по определенному признаку, сравнивают их по тому или иному качеству. В результате чего педагоги подводят детей к обобщению на основе выделения существенных признаков, таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

7. Условия проведения дидактических игр

на развитие сенсорных навыков

В процессе использования дидактических игр на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным, если специально создать педагогические условия. Они заключены в отборе дидактических игр в соответствии с поставленными целями, в организации совместных игр взрослого с ребенком и обеспечении педагогического руководства самостоятельными играми детей младшего дошкольного возраста. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами, педагог должен сохранять заинтересованность детей игрой, самостоятельную игровую форму. Роль дидактической игры в развитии сенсорных навыков заключается не только в том, что дети познают свойства - цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им. В организации психолого-педагогической работы по развитию сенсорных навыков большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда. В нашей группе создан центр дидактических игр по сенсорному развитию дошкольников который включает в себя: игрушки с действиями (нанизывающиеся - башенки, пирамидки, бусы и др.), ввинчивающиеся, вкладыши, мозаика, разрезные картинки, наборы с картинками, наборы для тактильных ощущений, игрушки-трансформеры и другое. Итак, дидактические игры играют важную роль в общем развитии дошкольников, а также существенно влияют на развитие сенсорных навыков.

8. Технология проведения дидактических игр

на развитие сенсорных навыков во второй младшей группе

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «Гимназия №1» с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, педагоги выстраивают образовательную деятельность по развитию сенсорных навыков с детьми четвертого года жизни опираясь на следующие задачи:

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать образовательную деятельность с деть ми 3 - 4 лет навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.

При осуществлении этих задач, во многом общих с теми, которые решаются и в других формах дидактического процесса (на занятиях, в упражнениях), важно учитывать, что познавательные возможности ребенка 3-х лет еще невелики, несовершенны. Формирование восприятия и представлений следует осуществлять при ознакомлении с простыми по своим свойствам предметами ближайшего окружения, и в первую очередь с теми, с которыми дети непосредственно сталкиваются в жизни. Это предметы и дидактические игрушки, имеющие форму, близкую к геометрической и почти совпадающую с ней, яркой окраски основного цвета, несложного строения (состоящие из 2-3 отчетливо выделяющихся частей), довольно резко отличающиеся по величине и т. д. По возможности надо стремиться к тому, чтобы вначале дети могли воспринимать, обследовать, называть свойства самих реальных предметов, а потом делать это по их изображениям, картинкам. Рассматривание картинок при соблюдении этого условия больше связывается с конкретными ощущениями и восприятиями, с имеющимися у детей представлениями о предмете. Соотнесение предмета с его изображением может быть специальной задачей дидактических игр в младшей группе.

Последовательность в предъявлении детям сенсорных задач следует установить таким образом, чтобы вначале дети могли воспринимать отдельные предметы и желательно разными анализаторами, могли посмотреть, потрогать, обследовать рукой и т. д., поупражняться в назывании воспринимаемых свойств объекта, затем уже воспринимать, устанавливать простейшие связи между двумя или несколькими предметами. В этом уже есть элементы обобщения.

В целях дальнейшего упорядочения и осмысления чувственных представлений детей о предметах можно усилить задачу сопоставления конкретных предметов по одному или двум общим свойствам, предлагать им, например, сравнивать ряд округлых предметов (мяч, яблоко, клубок ниток, колечко, колесо) между собой и с шаром, как первой меткой, эталоном формы.

Необходимо накапливать сенсорный опыт, организовывать восприятие предметов прямоугольной, квадратной формы. Первоначально они выступают перед детьми как «некруглые», которые не катятся, не похожи на шарик. Основными свойствами таких предметов является наличие углов, устойчивость. По мере накопления опыта восприятия этих свойств детям предлагается сравнивать предметы с кубом, отмечать сходство с ним. Полезно упражнять в отборе предметов, похожих на шар, и предметов, похожих на куб.

Аналогичным путем решаются задачи на совершенствование сенсорного опыта восприятия цвета предметов.

Большинство детей различают основные цвета, справляются с задачей группировки по цвету: кладут синие предметы к синим, красные - к красным и т. д. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. Затрудняются дети в основном в назывании цвета предметов.

Основное свойство величины, размера - относительность. Поэтому для формирования представлений о величине необходимы игры на соотнесение предметов, контрастных по размерам. Этому способствуют многие существующие игры: игры с разборными игрушками, вкладышами; легко подобрать и предметы разного размера.

Затем следует усложнять задачи: нанизывать разнообразные кольца одинакового размера (6-8), чередуя в определенной последовательности два-три цвета; раскладывать разноцветные предметы трех размеров (маленькие, средние, большие), сравнивать их между собой; подбирать предметы по цвету и величине (большие и маленькие шарики двух-трех цветов); собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.

В играх с разрезными картинками-изображениями знакомых предметов (Наша посуда, Игрушки и др.), сначала собирать картинку из четырех, потом из шести частей. Использовать предметы разной формы, величины и в разном количестве, сравнивать и правильно называть различия (больше, меньше, поровну).

Итак, определение конкретного содержания сенсорного развития в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем развития у них сенсорных процессов, нужной последовательности в предъявлении детям дидактических задач - необходимое условие правильной организации работы с детьми.

Затем необходимо подобрать игры, которые наилучшим образом позволяют решать поставленные задачи. В младших группах выбор игр определяется невысоким уровнем развития у детей игровой деятельности, их неумение соблюдать правила.

Широко применяются своеобразные игры поручения, не имеющие достаточно развитого игрового действия. Игровое начало на всем протяжении игры поддерживает воспитатель, используя различные ситуации общения с куклой, мишкой, зайчиком и другими интересными для детей сюжетными игрушками.

Распространены игры с различными дидактическими игрушками (матрешками, шарами и т. д.), созданными для развития у детей сенсорных процессов. Это игры «Покажем мишке наши игрушки», «Прокати шарик к флажку, в ворота».

Постепенно детям четвертого года жизни становятся доступны игры, обладающие более развитым игровым действием, правилами игры, регулирующими взаимоотношения между играющими и воспитателем. Это игры с прятанием и поиском, основанные на внезапном появлении и исчезновении предметов:Что в мешочке? Спрячь шар в ладошках, Фонарики и др., а также некоторые игры с загадыванием и отгадыванием (Узнай, что в мешочке, что изменилось? и т. д.). Во многих играх в качестве игрового элемента вводится передвижение детей по комнате (Поезд, Подойдите, у кого красный флажок и т. д.).

Структурные компоненты, которые надо учитывать при подборе и проведении дидактических игр на сенсорное развитие детей в младшей группе.

1. Воспитателю принадлежит достаточно активная и прямая роль в решении поставленных дидактических задач, в развертывании игрового действия. Используя разные игровые ситуации, педагог организует сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления детей), обследование предметов в ходе решения детьми игровой задачи, в основном заключающейся для них в обладании и действиях с яркой, привлекательной игрушкой или в выполнении игрового задания-поручения взрослого.

2. Во многих играх вводятся несложные правила, но они сами по себе еще не направляют детей на решение дидактических задач, не обеспечивают нужного порядка действий и соответствующих взаимоотношений между детьми. На всем протяжении игр с малышами воспитатель-ведущий постоянно следит за выполнением правил игры, устанавливаемой ими одновременности, последовательности или элементарной очередности действий играющих, так как дети не умеют еще действовать самостоятельно, помнить и выполнять даже несложные правила игры, согласовывать свои действия с другими.

Многие игры, в младшей группе, требуют свободной организации детей (например, воспитательница рассыпает шары на ковре, а дети их собирают, или, играя, дети ищут предметы, передвигаясь по всей групповой комнате). В связи с этим нужна соответствующая подготовка обстановки: материал следует располагать на разных, но видных и доступных ребенку местах, чтобы дети не сталкивались и не мешали друг другу, могли тщательно воспринять предмет глазами, ощупать руками, подействовать с ним.

3. В играх с раздаточным материалом важно своевременно подобрать его и продумать правильное расположение на столах (чтобы было удобно его использовать). Нередко дидактические задачи в игре выполнить не удается из-за того, что воспитатель плохо подготовил материал, например в качестве дидактических пособий взял неустойчивые предметы и игрушки, половинки которых не подходят друг к другу или у которых кольца не снимаются и т. д. Наборы мелких предметов и частей игрушек- вкладышей (иногда они предлагаются детям в разобранном виде) лучше давать каждому в отдельной коробочке с небольшими бортиками, в крайнем случае на суконной или фланелевой салфеточке и т. д. Тогда предметы не падают, не стучат, не катятся по столу, и дети лучше понимают, что надо играть только со своими игрушками. Во второй младшей группе полезно учить детей поочередно пользоваться одной общей игрушкой (например, друг другу перекатывают шар).

4. Интерес ребенка 3-4 лет к игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо иметь для организованных игр и занятий специальные комплекты игрового материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании детей, а хранятся в игротеке группы (в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом (удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие груши, детского сада).

9. Технология проведения дидактических игр на развитие сенсорных навыков в средней группе

В средней группе для дошкольников новое в содержании и способах проведения дидактических игр на развитие сенсорных навыков добавляется постепенно в соответствии с имеющимися навыками, полученными во второй младшей группе. В данной группе дидактические игры должны способствовать накоплению и совершенствованию чувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих более сложную форму и строение, разнообразные отношения по цвету, величине и положению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети должны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам. Как и в младших группах, работа по организации сенсорного опыта детей здесь основная.

Перед педагогами стоят следующие задачи: продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). образовательная деятельность с деть ми 4 - 5 лет. Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Вместе с тем постепенно возрастает роль дидактических игр в формировании некоторых обобщенных представлений, доступных знаний об сенсорных эталонах. Кроме имеющихся у детей к четырем годам представлений о плоских геометрических фигурах - круге, квадрате, треугольнике и объемных геометрических телах - шаре и кубе, нужно дать сведения об овале и прямоугольнике, кирпичике. Представления об основных цветах спектра в средней группе пополняются знанием светлых и темных оттенков основных цветов (темно-красный, светло-желтый и т. д.). К понятиям: большой - маленький, больше - меньше - добавляются: самый маленький, большой, еще меньше, больше. В этой группе можно организовывать игры, в основе которых лежит действие по слову, но имеющимся представлениям, а не только по непосредственному восприятию.

Вместе с совершенствованием игровой деятельности ребенка в дидактических играх усложняется характер игрового действия и правил игры. Игровое действие включает более сложные игровые элементы, в частности все чаще появляются роли, элементы соревнования и др. Усложняются и правила игры: они основываются теперь не только на регулирующей роли воспитателя, но и на появляющихся элементах самоконтроля, умении согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

В соответствии с отмеченным расширяется перечень игр, необходимых и доступных для детей средней группы. В целях дальнейшей ориентировки в окружающих предметах проводятся более сложные, чем с малышами, варианты распространенных игр (Чудесный мешочек, Угадай, что изменилось, Угадай, кто позвал, Наш огород и др.). Важны и интересны детям 4-5 лет разнообразные игры и упражнения с дидактическими игрушками (башенками, матрешками, разрезными картинками, наборами геометрических фигур и др.). Увеличивается возможность использования настольно-печатных игр (Малышам, Цветная посуда, Геометрическое лото, Домино предметов и др.), основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или на карточках домино.

10. Описание педагогического мониторинга и выявление исходного уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста

За основу критерий проведения педагогического мониторинга взяты программные задачи из разделов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Игровая деятельность» по программе «От рождения до школы».

Этапы работы в рамках проведения педагогического мониторинга:

1. Подбор и проведение диагностических методик исследования уровня сенсорного развития у детей второй младшей группе в начале учебного года (сентябрь);

2. Выявление уровня сенсорного развития у детей второй младшей группе в конце учебного года (май);

3. Проведение диагностических методик исследования уровня сенсорного развития у детей в средней группе в начале учебного года (сентябрь);

4. Выявление уровня сенсорного развития у детей средней группе в конце учебного года (май);

5. Качественный и количественный сравнительный анализ полученных данных в течении 2 лет.

Педагогический мониторинг вторая младшая группа:

Критерии:

  • Умеет выполнять правила в дидактических играх
  • Умеет подбирать предметы по цвету и величине
  • Умеет собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности
  • Умеет собирать картину из 4-6 частей
  • Умеет знакомиться с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.
  • Умеет выделять цвет, форму, величину, осязаемые свойства предметов (теплый, мягкий и т.д.)
  • Умеет группировать однородные предметы по нескольким признакам.

Уровни:

2 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

1 балл – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Педагогический мониторинг средняя группа:

Критерии:

  • Умеет вступить в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
  • Умеет играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов
  • Умеет сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.
  • Умеет составлять целое из частей.
  • Знает геометрические фигуры, цвета.
  • Знает различные материалы на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.
  • Умеет использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов.
  • Умеет подбирать предметы по 1 -2 качествам (цвет, размер, материал).

Уровни:

2 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

1 балл – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

11. Список используемой литературы

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973. – 95 с.

4. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »

Педагогический опыт  « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »...

Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »

Обобщение и распространение передового педагогического опыта...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Учебно-методический материал. Игра, как средство речевого развития дошкольников.

Игра, как средство речевого развития дошкольников. Работая в логопедических группах дошкольных учреждений, мы, воспитатели при обследовании детей выявляем крайне низкий уровень развития психическ...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего ум- ственного развития ребёнка, оно необходимо для успе...