«Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»
консультация

Репенко Елена Александровна

О взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

В последнее время все чаще говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями. Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу. При решении проблемных ситуаций рассматриваются позиции и потребности каждой стороны, признается ценность и значимость участников взаимодействия. 

Родители и педагоги становятся не на противоположных, а «на одной стороне баррикад» и вместе определяют задачи воспитания и обучения детей. Безусловно, партнерские отношения не возникают сами по себе. Их надо создавать, структурировать и проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.

И одним из важных условий установления партнерских отношений с родителями служит индивидуализация образовательного процесса в ДОО, ведь индивидуализация образовательной деятельности в ДОО основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Все дети, как мы знаем, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому  в ДОО должны быть созданы все условия для воспитания и обучения детского коллектива  в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Поиск новых форм работы с родителями всегда остается актуальным и помогает в решении следующих задач:

  1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  2.  Объединение усилий для развития и воспитания детей;
  3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Но в реальности родители не включаются в образовательный процесс, это побуждает нас к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Для этого нам необходимо осваивать новые нетрадиционные формы взаимодействия, так как традиционные формы, такие как наглядная информация, стенды, родительские собрания уже широко известны всем и активно используются нами в работе. Ведущая роль в них принадлежит педагогу, а родителям отводится роль пассивных слушателей. Они не участники педагогического процесса, на смену стендам пришли лепбуки, а родительским собраниям?

Здесь хотелось бы рассказать о нетрадиционных формах работы:

  1. Информационно-аналитические

Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

- Родительское интервью (анкетирование, опросы)

Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда (психолога)”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед (психолог) эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с детьми.

- Родительский телефон доверия

Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую консультацию в домашних условиях.

Патронаж семей воспитанников воспитателем (по необходимости).

  1. Наглядно-информационные

Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

- Выставки совместных работ взрослых и детей;

- Папки-передвижки;

- Мини-газеты «Моя семья», «Мы на прогулке», «Как я провел лето» и т.д.

  1. Досуговые формы работы

Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

- Информационный родительский уголок или Выпуск газет;

- Организация выставок работ, сделанных совместно с родителями;

- Дни открытых дверей группы (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).

- Прайс-листы (Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка).

- Мини-библиотека (Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессеРодители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми).

- Видеотека (Часть занятия, формирующая определённый навык, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости).

- Интернет-страничка для родителей (Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте группы, страничке в соц-сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видеоматериалами).

- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.

4) Познавательные

Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.

- Родительские собрания;

- Круглые столы;

- Мастер-классы;

- Беседы, например, «О пользе создания мини-музея».

- Создание родительского клуба.

В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумыродительские консультации.

Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

В нашем детском саду каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги наполняют ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

В каждой группе есть свои уголки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. Не хочется обойти стороной и выставки детских работ, которые они делают совместно с родителями: «Что нам осень подарила», «Арт-хлам», поделки к Новому Году и Рождеству, также у нас есть замечательная выставка рисунков детей, которую может увидеть каждый родитель, приходя за ребенком в детский сад.

Очень интересной и содержательной становится работа по созданию мини-музеев в детском саду. В каждой группе есть такие мини-музеи, они могут быть приурочены к какому-то празднику или тематической неделе. В создании таких мини-музеев активное участие могут принимать родители. А потом дети  с удовольствием рассматривают эти музеи, каждый знает ту игрушку, книгу, предмет, принесенный его родителями, дети рассказывают о них. Они гордятся тем, что их семья внесла в детский сад чуточку себя, их сердце переполняет чувство благодарности к родителям за участие в жизни сада.

Кроме создания мини-музеев, мне кажется, было бы интересно заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием, так как коллекционирование развивает интеллект ребёнка, расширяет его кругозор.

В чем же актуальность и польза занятия коллекционированием?

Собирая коллекцию, ребёнок стремится больше узнать о её предметах. Он становится собраннее, аккуратнее (надо экспонаты убрать на место, содержать их в чистоте и порядке). У ребёнка тренируется память, внимание. Дети больше общаются, появляются друзья по интересам, они учатся договариваться, делиться, обмениваться.

Реализуя принцип индивидуализации, мы  в своей группе в этом учебном году, выбрали тему «Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников». Первый проект, который завершился на прошлой недели, был посвящен Дню матери. Совместно с детьми мы готовили подарки мамам, много беседовали о том, что любят их мамы, какие мамы, также мамы были активными участниками мастер класса и праздника, которым послужил логическим завершением всего, что было проделано в течение 1.5  месяцев.

В настоящий момент мы начали работать над вторым проектом «Моя семья», в котором родители, также принимают активное участие, уже создается альбом семейных фотографий, а также некоторые семьи делают свое генеалогическое древо.  Ведь подобно тому, как растет дерево, поднимаясь все выше и обрастая новыми ветвями, большими и маленькими, растет каждая семья. В виде дерева изображается история чьего-нибудь рода.

Большую помощь в реализации принципа индивидуализации оказал семейный фотоальбомы (который в данный момент нами дорабатывается).

Цель проведения данной работы: создание эмоционально -положительного настроя, атмосферы взаимного доверия, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Не секрет, что в одной группе находятся дети из семей разных социальных слоев: это семьи со средним достатком, люди небогатые и, наоборот, достаточно обеспеченные. А такие формы взаимодействия, как коллекционирование, создание музеев, создание газет и фотоальбомов – стирает эти грани, ведет к общности интересов и детей, и родителей разных социальных слоев.

Таким образом, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах.

Новые формы работы с родителями дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду.

Для пропаганды педагогических знаний родителям могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.

Как мы еще раз убедились, атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями

Слайд 2

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Слайд 3

В последнее время все чаще говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями . Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу.

Слайд 4

И одним из важных условий установления партнерских отношений с родителями служит индивидуализация образовательного процесса в ДОО, ведь индивидуализация образовательной деятельности в ДОО основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Слайд 5

Задачи: 1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; 2. Объединение усилий для развития и воспитания детей; 3.Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ; 4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Слайд 6

Традиционные формы взаимодействия Родительские собрания Стенды Наглядная информация

Слайд 7

Нетрадиционные формы взаимодействия Информационно-аналитические Наглядно-информационные Досуговые формы работ Познава-тельные

Слайд 8

Информационно-аналитические: Родительское интервью (анкетирование, опросы ); Родительский телефон доверия.

Слайд 9

Досуговые : Информационный родительский уголок или Выпуск газет; Организация выставок работ, сделанных совместно с родителями; Дни открытых дверей группы; Прайс-листы; Мини-библиотека; Видеотека; Интернет-страничка для родителей; Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.

Слайд 10

Познавательные : Родительские собрания Круглые столы Мастер-классы Беседы Создание родительского клуба

Слайд 11

Наглядно-информационные: Выставки совместных работ взрослых и детей Папки-передвижки Мини-газеты

Слайд 12

Участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны : Воспитанники осознают, что родители принимают участие в организации их жизни в детском саду; У родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах.

Слайд 13

Как мы еще раз убедились, атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО - важное условие реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникативные техноло­гии сегодня являются инструментом повышения качества обра­зовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности,...

Доклад. Различные форы работы с родителями. "Установление партнерских отношений педагогов с родителями"

Доклад на  педагогическом совете .Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, ч...

Особенности установления партнерских отношений ДОО с семьей в современных условиях.

При установлении партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях важно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах обу...

«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »

Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...