Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»
материал

Назарова Екатерина Валерьевна

Цель самообразования:

-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. 

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Научить детей четко произносить слова потешек, стихотворений, сочетая их с движениями

 

  • Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

 

  • Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

 

  • Развивать творческую активность, внимание, память, воображение.

 

  • Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

 

  • Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Богословская основная общеобразовательная школа

Структурное подразделение дошкольная группа

Индивидуальный план по самообразованию

Назаровой Екатерины Валерьевны, воспитатель

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

д. Богословка, 2023-2024 г.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Актуальность

        В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

        От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр, так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни детей. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель самообразования:

-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. 

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

  • Научить детей четко произносить слова потешек, стихотворений, сочетая их с движениями

  • Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

  • Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

  • Развивать творческую активность, внимание, память, воображение.

  • Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

  • Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке

        Этапы, содержание работы, форма отчета о проделанной работе.

Этап, срок реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап – организационно-ознакомительный (сентябрь- октябрь 2021 г.)

Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.

Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста. Изучение особенностей становления речи детей.

Список библиографии.

Оформление папки по самообразованию.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Уголок пальчиковые игры.

2 этап основной (практический) (сентябрь 2021-май 2022 г.)

Подбор методов и средств, способствующих развитию мелкой моторики у детей:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук; - игр и упражнений с различными предметами;
- динамические упражнения; 
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания потешек, сказок;

- игры-шнуровки, мозаика.

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий;

Создание картотеки пальчиковых игр и ее пополнение.

3 этап заключительный (май-2022 г.)

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей первой младшей группы.

Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

Перспективно –тематический план работы по теме «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у

дошкольников».

Октябрь

Занятие 1

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

2.Игра «Большие и маленькие листочки»

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Занятие 2

1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

2.Игра «Чудесный мешочек»

3.Пальчиковая игра «Компот».

Занятие 31.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Занятие 4

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

3.Пальчиковая игра «Белочка»

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Ноябрь

Занятие 1.

1.Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2.«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными

изображениями предметов посуды

3.Пальчиковая игра «Сидели два медведя».

Занятие 2.

1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

2. «Сложи картинку» - из 2-х, 3-х частей.

3. «Рыбки»

Занятие 3

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки»

2.Игра «Помоги котику найти дорожку к домику».

3.«Про бабку»

Занятие 4

1.массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

2.игра «Подарок для мышей и мышат».

  1. игра «Подарок для мышей и мышат».

3.Пальчиковая игра «Мышонок».

Консультация «Рисуем на манке»

Декабрь

Занятие 1.

1.Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

2.Игра «Снегопад в лесу».

3.«Белка»

Занятие 2.

1.Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу

2.Игра «Новогодняя елка».

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Занятие 3

1.Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»

2.Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

3.Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаик.

Занятие 4

1.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2.Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3.Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Изготовление игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.  Изготовление  варежкового и пальчикового театра.        

Январь

Занятие 1.

1.Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

2.Игра «Чтоб Мишке было теплее».

3.Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Занятие 2

1.Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

2. «1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»

3.«Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках. «Заяц и ежик»

Занятие 3.

1.Игра «Чудесный мешочек»

2.Пальчиковая игра «Встали пальчики»

3.Самомассаж карандашами.

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2.«Снегопад» -рисуем пластилином.

3.Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

Консультация для родителей «Пальчиками   играем –стихи повторяем»                                        

Февраль

Занятие 1.

1.Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

2.«Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

3.«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Занятие 2.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2.Игра «Посыпаем дорожку».

3.Пальчиковая игра «Кошка».

Занятие 3

1.Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».

2.Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

3.Пальчиковая игра «Ежик»

Занятие 4

1.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2.Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3.Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Изготовление папки-передвижки «Что такое игры с пальчиками»

Март

Занятие 1

1.Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».

2.игра «Бусы для мамы».

3.Пальчиковая ирга «капуста» Цель: Развивать моторику пальцев. «Капуста»

Занятие 2.

1.Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»

2.Игра «Солнце светит ярко-ярко»- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

3.Пальчиковая игра «Тетери»

Занятие 3

1.Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».

2.Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».

3.«Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

Занятие 4

1.«Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2.массаж рук «динь-дон».

3.д. игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

Совместное творчество детей и родителей («Куклы для нашего театра»).

Апрель

Занятие 1.

1.Массаж с прищепками.

2.Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок). Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3.Пальчиковая игра «Игрушки».

Занятие 2.

1.Массаж. Катание карандаша между ладошками. Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2.Игра «Солнце светить Ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

3.Пальчиковая игра «Кот на печи».

Занятие 3

1.Массаж шишками игра: «Будем с шишкой мы играть». Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2.Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

3.Пальчиковая игра «Кто приехал».

Занятие 4

1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

Выставка творческих детско- родительских   работ «Наши   с мамой руки»                                        

Май

Занятие 1.

1.Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2.Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3.Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

Занятие 2.

1.Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

2.Игра «Кто больше соберет фасоли?»

3.Пальчиковая игра «Репка»

Занятие 3

1.Массаж. Надевание и снимание колечка. Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2.Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек

3.Пальчиковая игра «Дождик, лей»

Занятие 4

1.Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)

2.Пальчиковая игра «Наши алые цветы».

3.Коллективная работа «Весенний луг»

Отчетный показ пальчикового театра по сказке «Колобок»        

Список литературы

Литература:

  1. Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» / Е. Ф. Черенкова - М. :Рипол Классик, 2010.

  1. Мальцева И. В. «Пальчиковые игры для детей» От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010.

3.О. С. Ермакова «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.

4.«Озорные пальчики» – муз.занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

5.Электронные ресурсы    ОБРАЗОВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.Месяц окончания работы: май 2021 г.Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования п...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Актуальность темы У детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития речи и мелкой моторики.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения...

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...

Самообразование: Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....