Методика работы с блоками Дьенеша
статья (младшая группа)

Короткова Ирина Александровна
«Методика работы с блоками Дьенеша 
«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и палочках.
Новизна заключается в том, что весь материал излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала.Начнем с самих пособий (показываю коробку с палочками).Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Через игру действует и система Дьенеша.
Следует обратить внимание, развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным педагогическим образовательным технологиям.
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал  себе  вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
 
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;• развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;• развития творческих способностей.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые  объединят ребенка и взрослого.Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с мышлению.Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать, вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия  для  всех  возрастных  групп.
Знакомство с блоками Дьенеша
Основная  цель  использования  дидактического  материала:  научить  дошкольников  решать  логические  задачи  на  разбиение  по  свойствам.  У игр и упражнений есть четыре варианта сложности:
- так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые);
- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме);
- третий вариант – классификация  блоков  по  трем  свойствам;
- четвёртый вариант – классификация по четырём свойствам.
С чего же начать?Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.
1 этап «Знакомство» 
Детям даётся возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Дети подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные осязательные анализаторы.
3 этап «Игровой»
Когда знакомство и обследование произошло, предлагаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.(показ брошюры из комплекта к блокам)
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг». «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».«Правильно, и по величине они разные».Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству, по форме.
Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
6 этап «Знакомство с символами»
На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.Загадки без слов (кодирование). Объясняем детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.
И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
8 этап «Отрицание»
На этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.Показ – карточек
Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Сначала можно ввести один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.
Работая с блоками мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно, поэтому  используйте элементы различных видов  здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т. д
Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей:
Для  детей  2-3 лет 
Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, в общем, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое мышление. 
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. 
«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания  можно усложнять.
 «Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.
 «Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.
«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
1.НОД обеспечивающие наглядность, системность и доступность.Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные). Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
3. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
4.В сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места),автобус.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
«Методика работы с блоками Дьенеша 
«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и палочках.
Новизна заключается в том, что весь материал излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала.Начнем с самих пособий (показываю коробку с палочками).Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Через игру действует и система Дьенеша.
Следует обратить внимание, развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным педагогическим образовательным технологиям.
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал  себе  вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
 
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;• развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;• развития творческих способностей.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые  объединят ребенка и взрослого.Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с мышлению.Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать, вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия  для  всех  возрастных  групп.
Знакомство с блоками Дьенеша
Основная  цель  использования  дидактического  материала:  научить  дошкольников  решать  логические  задачи  на  разбиение  по  свойствам.  У игр и упражнений есть четыре варианта сложности:
- так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые);
- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме);
- третий вариант – классификация  блоков  по  трем  свойствам;
- четвёртый вариант – классификация по четырём свойствам.
С чего же начать?Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.
1 этап «Знакомство» 
Детям даётся возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Дети подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные осязательные анализаторы.
3 этап «Игровой»
Когда знакомство и обследование произошло, предлагаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.(показ брошюры из комплекта к блокам)
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг». «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».«Правильно, и по величине они разные».Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству, по форме.
Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
6 этап «Знакомство с символами»
На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.Загадки без слов (кодирование). Объясняем детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.
И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
8 этап «Отрицание»
На этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.Показ – карточек
Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Сначала можно ввести один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.
Работая с блоками мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно, поэтому  используйте элементы различных видов  здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т. д
Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей:
Для  детей  2-3 лет 
Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, в общем, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое мышление. 
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. 
«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания  можно усложнять.
 «Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.
 «Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.
«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
1.НОД обеспечивающие наглядность, системность и доступность.Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные). Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
3. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
4.В сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места),автобус.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика работы с блоками Дьенеша

«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и палочках.

Новизна заключается в том, что весь материал излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала.
Начнем с самих пособий (показываю коробку с палочками).

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Через игру действует и система Дьенеша.

Следует обратить внимание, развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным педагогическим образовательным технологиям.

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал  себе  вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые  объединят ребенка и взрослого.Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с мышлению.Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать, вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия  для  всех  возрастных  групп.

Знакомство с блоками Дьенеша

Основная  цель  использования  дидактического  материала:  научить  дошкольников  решать  логические  задачи  на  разбиение  по  свойствам.  У игр и упражнений есть четыре варианта сложности:

- так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые);

- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме);

- третий вариант – классификация  блоков  по  трем  свойствам;

- четвёртый вариант – классификация по четырём свойствам.

С чего же начать?
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.
Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.

1 этап «Знакомство» 

Детям даётся возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д

2 этап «Обследование»


На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Дети подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные осязательные анализаторы.

3 этап «Игровой»

Когда знакомство и обследование произошло, предлагаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.
(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг». «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».
«Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»


На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству, по форме.

Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).
И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.


6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.
Загадки без слов (кодирование). Объясняем детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).
Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.
Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.
Показ – карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Сначала можно ввести один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.
Ориентируясь на примерный уровень 
развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.

Работая с блоками мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно, поэтому  используйте элементы различных видов  здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т. д

Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей:

Для  детей  2-3 лет 

Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, в общем, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое мышление. 

«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. 

«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания  можно усложнять.

 «Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.

 «Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.

«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

1.НОД обеспечивающие наглядность, системность и доступность.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные). Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

4.В сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места),автобус.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера

Методы работы с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые способствуют развитию мышления, памяти и воображения дошкольников....

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера...

"методика работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера"

В данной работе дан материал о использовании блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях...

Городская методическая площадка " Методика организации работы с блоками Дьенеша "

В материале представлен опыт работы по использовании в образовательном процессе ДОУ блоков Дьенеша...

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова ст...

Методика работы с Блоками Дьенеша

laquo;Методика работы с Блоками Дьенеша»...