на 1 категорию Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)
материал

Таякина Наталья Викторовна

Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»

 

1.1. Организация оценки  индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»

1.1. Организация оценки  индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)

К 1 П 1.1

Муниципальное бюджетное дошкольное                                                                утверждаю                                                                                             образовательное учреждение детский сад                                                    заведующий МБДОУ                                                                                    «Звездочка» г. Аркадака Саратовской области                                                детским садом «Звёздочка»

улица Первомайская 51, телефон: (884542) 4-18-23                               ______   / Бушуева О.А. /                                                                                                

Информационная справка

Воспитателя: Таякиной Натальи Викторовны.

Для полноценного и качественного решения программных задач, определения индивидуальной траектории развития каждого ребенка, его интересов и склонностей в детском саду, Таякина Н.В.  в 1 младшей группе (от 1,6 до 3 лет) проводит педагогическую диагностику, в соответствии с ФГОС ДО и примерной  образовательной программой дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Цель оценки индивидуального развития дошкольников (педагогическая диагностика) – это выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

 Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

  • деятельностных умений ребенка;
  • интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
  • личностных особенностей ребенка;
  • особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.. Мониторинг направлен на отслеживание результативности дошкольного образования, а именно:
  • качество результатов деятельности педагогического коллектива учреждения, выявление  степени решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания, степени готовности ребенка к школьному обучению;
  • качество педагогического процесса, реализуемого в учреждении: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности  и в ходе режимных моментов; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы учреждения;
  • качество условий деятельности учреждения:  особенности профессиональной компетентности педагогов; развивающая предметно-пространственная среда учреждения.

Организация проведения оценки индивидуального развития дошкольников

1. Оценка индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации ООП.

2. Оценка индивидуального развития осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми ООП.

3. Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики проводится два раза в год: в начале и конце текущего учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить актуальный уровень деятельности ребенка, а во втором – наличие динамики ее развития.

4. Место проведения педагогической диагностики обеспечивает изоляцию от внешних помех, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивает определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.

5. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в учреждении (с 07.30 до 18.00, исключая время, отведенное на дневной сон и прием пищи).

6. Оценка индивидуального развития осуществляется через:

  • наблюдение;
  • беседы;
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • специальные организованные диагностические ситуации.

7. Выбор методов осуществляется педагогом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

8. В периоды, отведенные на организацию и проведение педагогической диагностики, непосредственно образовательная деятельность с детьми педагогом не проводится, кроме непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Художественно – эстетическое развитие» (направления - «Музыкальное воспитание» и «Музыкальная деятельность») и «Физическое развитие» (направление «Физическая культура»).

9. Оценка индивидуального развития детей проводится по Н. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса», по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

10. Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития, которая разработана в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в ФГОС ДО.

11. Сводные результаты оценки индивидуального развития предоставляются педагогом старшему воспитателю в форме аналитической справки.

12. В конце текущего учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяются цели и задачи планирования педагогической деятельности на следующий учебный год.

13. Оценка определяется по 5-ти балльной шкале: оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами  включает 2 этапа.

Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются "баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагога. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

14.Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития, являются профессиональными материалами педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора.

Инструментарий педагогической диагностики в 1 младшей группе.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые  педагог  использует для определения уровня сформированности у  ребёнка того или иного параметра оценки. Часто в период проведения педагогической диагностики данные                     ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь  определённой  точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

наблюдение;

проблемная (диагностическая) ситуация;

беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная;

подгрупповая;

групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Метод: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.

  1. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

 Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?»

 Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?»

  1. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Метод: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок»».

Образовательная область «Познавательное развитие».

  1. Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

      Метод: беседа.

      Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

     Форма проведения: индивидуальная.

     Задание: «Что/кто это?»

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Метод:  проблемная ситуация.

Материал: круги, квадраты одного или разного цвета, размера; муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

 Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие».

  1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

Метод:  проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?»

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы:  проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

      Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

      Задание: «Нарисуй/приклей/слепи».

Образовательная область «Физическое развитие».

  1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Методы:  проблемная ситуация, наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Материал: Мячи.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  2. Младший дошкольник в  детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 288 с. /  (Б-ка программы «Детство»).
  3. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! - СПб., 2001.
  4. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.
  5. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб., 2003.
  6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М., 2001.

Вывод: Благодаря таким диагностическим методам у воспитателя Таякиной Натальи Викторовны по результатам мониторинга высокий уровень развития детей на 2019-2020 уч. год повысился на 23%, за 2020-2021 уч. год на 43%, за 2021-2022 уч. год на 44%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Мониторинг образовательного процесса через педагогические наблюдения воспитателем, на основе отслеживания результатов освоения образовательной программы воспитанниками на основе наблюдения и анализа д...

Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией...

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (за три года)*

Учебные годыОбразовательные областиФизическое развитиеПознавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое развитиеРечевое развитие% освоения% освоения% освоения% освоен...