Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация

Халимова Зулайхо Зайдулоевна
Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Подготовка детей к обучению грамоте»

 

Цель:

-Уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

-Активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

-Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

-Тренировать навык дифференциации согласных по твердости -мягкости, глухости -звонкости;

-Закреплять навык звукового анализа слова;

развивать связную речь;

 

Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте

 (Д. Б. Эльконин, В. Н. Зайцев, Г. А. Глинка, Л. Е. Журова, Н. С, Жукова, Н. С. Нищева).

Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове.
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемами-моделями.

 От того, как ребёнок будет «введён» в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

     При обучении ребенка письму и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

     Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

     Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

     Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

Определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

умение работать со схемой слова, предложения.

Давайте с вами определим, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые). А что такое буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем).

  1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки

 (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки не имеют преграды, когда мы их произносим, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных звуков в русском языке – 6 (А, О, У, Э, Ы, И) Буквы Я, Ю, Е, Ё (йотированные). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

     А согласные звуки имеют преграду (губы, зубы, язык). Воздух свободно выйти из ротика не может.

  1. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брат, а мягкие звуки с образом младшего братика. Старший брат (твёрдый согласный звук) живет в синем домике. Младший братик (мягкий согласный звук) живет в зеленом доме.

Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Скажите, в какой домик вы поселите картинку?  (Мышка и мишка). Дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в зеленый домик, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он согласный мягкий. А мышку поселим в синий домик, потому что первый звук [м] – согласный твёрдый». Для детей подготовительной группы можно использовать карточки зелёного и синего цвета.

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звонкий - глухой». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.

4. Звукобуквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова СИЛА.

 Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [СЬ] — согласный, мягкий, глухой. Обозначается зеленым кружочком.

Второй звук [И] — гласный, обозначается красным кружочком.

Следующий звук – [Л]. Он согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим кружочком.

Последний звук [А] – гласный, обозначается красным кружочком.

     Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звукобуквенный анализ слова БОЧКА.

     Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

     Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

     Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из карандашей, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Педагог даёт понятие «предложение» как часть рассказа.

 Педагог говорит детям: «Чтобы мы могли понимать, друг друга, нужно говорить предложениями, а не просто отдельными словами».

Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу.

Предложение можно произнести, его можно записать, обозначить на бумаге. Дети ещё не знают букв, но уже учатся «записывать» предложения, изображать его в виде схемы, моделировать. Педагог объясняет, что предложение, даже не зная букв, можно записать. Оно будет выглядеть так: Начало предложения обозначено уголком, а в конце ставится точка, которая показывает, что надо сделать остановку голосом (паузу).

Следующий этап – составление предложений по ситуативным картинкам с опорой на схемы. Так дети сами приходят к правилу правописания«Слова в предложении пишутся отдельно одно от другого».

 

     Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для воспитателей   «Подготовка детей к обучению грамоте»  .Основные этапы подготовки детей к овладению звуко - буквенному анализу и чтению....

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: Систематизировать знания воспитателей о процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте....

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель консультации уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте....

Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте".

Цель консультации уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте....

Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"...