Игровая методика «Танграм» как средство интеллектуального развития детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности
статья

Эккерт Юлия Николаевна

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, реализовывать и углублять свои  умения и знания. Именно поэтому интеллектуальному развитию детей  я решила уделить особое внимание и использовать в своей работе на основе игровой методике «Танграм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_metodika_tangram.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Эккерт Юлия Николаевна

Воспитатель, МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик»

Игровая методика «Танграм» как средство
интеллектуального развития  детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности

В современном мире проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время.  Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но снижена познавательная активность и есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Больше всего речевое недоразвитие детей сказывается на интеллектуальной деятельности дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, хорошо развита речь, более уверенны в своих силах, лучше подготовлены к школе. 

Важную роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания и умения, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, реализовывать и углублять свои  умения и знания. Именно поэтому интеллектуальному развитию детей  я решила уделить особое внимание и использовать в своей работе на основе игровой методике «Танграм»

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. В переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом, использовать нужно все 7 элементов  геометрического конструктора разворачивая и переворачивая  их, как угодно, но, не накладывая один на другой даже кончиком. Суть игры в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные силуэты предметов  по образцу или замыслу.  «Танграм»,  способствует развитию сообразительности, нестандартного мышления. Танграм является отличной заменой электронным гаджетам, что в данное время очень актуально. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Создавая проблемные ситуации в процессе игры с Танграмом, у ребёнка включаются все мыслительные операции (воображение, внимание, память, речь), что особенно важно для детей с нарушением речи. Дети в результате собственной мыслительной деятельности начинают  преодолевать трудности, в том числе и речевые. Такое обучение способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие умственных способностей детей, способности к самообучению.

В своей работе освоение этой игры я  разделила на 5 этапов: 

I этап – знакомство с игрой «Танграм». Складывание фигурок по контуру.

II этап – я перехожу к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по однотонным схемам. 

III этап – я перехожу к упражнениям по складывание фигурок по заданному примеру по цветовым схемам.

IV этап – предполагает более сложную, творческую работу, на этом этапе я с детьми составляю персонажей сказок, рассказов, историй и обыгрываем, развивая речь детей.

V этап –  самостоятельная работа с элементами по составлению и придумыванию фигурок по собственному замыслу

Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: успешное освоение игры «Танграм». В результате упражнений и заданий к этой игре дети научились:

1.  Анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры.

2. Научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

3. Развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятие, умение работать по инструкции,

4. Развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

5. Увеличивается словарный запас и улучшается связная речь. 

6. Воспитывает усидчивость и терпение.

Игру можно использовать и как часть занятия и как самостоятельную игру. 

В результате активного использования в игровых образовательных ситуациях интеллектуальных игр уровень интеллектуального развития  детей  повысился.

 В современном мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, политической, культурной, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Танграм в этом – отличный помощник! Функциональная грамотность –  наше  самообразование и саморазвитие.  это не просто норма, но и обязанность педагога.

Таким образом, «Танграмм» развивает познавательные процессы, стимулирует познавательную активность, способствует интеллектуальному развитию детей.  В результате активного использования в игровых образовательных ситуациях интеллектуальных игр уровень познавательной активности детей повысился. Можно твердо сделать вывод,  что игровая методика «Танграм»  является совершенной формой работы с детьми дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Наташа Шуклина «Игра-головоломка «Танграм» в процессе интеллектуального развития дошкольников» https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-igra-golovolomka-tangram-v-procese-intelektualnogo-razvitija-doshkolnikov. (дата обращения 23.09.2023)

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм (дата обращения 21.09.2023)

3. Веригина Н. Б. «Использование игры-головоломки «Танграм» для развития интеллектуальных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста» https://www.art-talant.org/publikacii/82972-ispolyzovanie-igry-golovolomki-tangram-dlya-razvitiya-intellektualynyh-sposobnostey-i-poznavatelynoy-aktivnosti-detey-doshkolynogo-vozrasta (дата обращения 23.09.2023)

Игровая методика «Танграм» как средство

интеллектуального развития  детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности

В современном мире проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время.  Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но снижена познавательная активность и есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Больше всего речевое недоразвитие детей сказывается на интеллектуальной деятельности дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, хорошо развита речь, более уверенны в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Важную роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания и умения, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, реализовывать и углублять свои  умения и знания. Именно поэтому интеллектуальному развитию детей  я решила уделить особое внимание и использовать в своей работе на основе игровой методике «Танграм»

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. В переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом, использовать нужно все 7 элементов  геометрического конструктора разворачивая и переворачивая  их, как угодно, но, не накладывая один на другой даже кончиком. Суть игры в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные силуэты предметов  по образцу или замыслу.  «Танграм»,  способствует развитию сообразительности, нестандартного мышления. Танграм является отличной заменой электронным гаджетам, что в данное время очень актуально. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Создавая проблемные ситуации в процессе игры с Танграмом, у ребёнка включаются все мыслительные операции (воображение, внимание, память, речь), что особенно важно для детей с нарушением речи. Дети в результате собственной мыслительной деятельности начинают  преодолевать трудности, в том числе и речевые. Такое обучение способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие умственных способностей детей, способности к самообучению.

В своей работе освоение этой игры я  разделила на 5 этапов:

I этап – знакомство с игрой «Танграм». Складывание фигурок по контуру.

II этап – я перехожу к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по однотонным схемам.

III этап – я перехожу к упражнениям по складывание фигурок по заданному примеру по цветовым схемам.

IV этап – предполагает более сложную, творческую работу, на этом этапе я с детьми составляю персонажей сказок, рассказов, историй и обыгрываем, развивая речь детей.

V этап –  самостоятельная работа с элементами по составлению и придумыванию фигурок по собственному замыслу 

Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: успешность освоения игры «Танграм». В результате упражнений и заданий к этой игре дети научились:

1.  Анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры.

2. Научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

3. Развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятие, умение работать по инструкции,

4. Развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

5. Увеличивается словарный запас и улучшается связная речь.

6. Воспитывает усидчивость и терпение.

Игру можно использовать и как часть занятия и как самостоятельную игру.

В результате активного использования в игровых образовательных ситуациях интеллектуальных игр уровень интеллектуального развития  детей  повысился.

 В современном мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, политической, культурной, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Танграм в этом – отличный помощник! Функциональная грамотность –  наше  самообразование и саморазвитие.  это не просто норма, но и обязанность педагога.

Таким образом, «Танграмм» развивает познавательные процессы, стимулирует познавательную активность, способствует интеллектуальному развитию детей.  В результате активного использования в игровых образовательных ситуациях интеллектуальных игр уровень познавательной активности детей повысился. Можно твердо сделать вывод,  что игровая методика «Танграм»  является совершенной формой работы с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...