Статья "Влияние отношений "родитель - ребенок" на проявление агрессивности в дошкольном возрасте"
статья

Зуева Марина Валерьевна

Статья о влиянии отношений "родитель - ребенок" на проявление агрессивности в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние отношений «Родители – Ребёнок» на проявление

агрессивности в дошкольном возрасте

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. На формирование агрессии оказывает влияние ряд факторов. Среди этих факторов выделяются особенности семейного воспитания личности.

Говоря об отношениях «родители – ребёнок», мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребёнок в семье. Если у ребёнка (независимо от того, к какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или с обоими родителями, если ребёнок чувствует, что его считают никуда негодным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, будет ополчаться на других детей, которые станут отзываться о нём негативно, и он может вести себя агрессивно и по отношению к родителям.

Румянцева Т.Г. выяснила, что отношения родителей к своему ребёнку можно описать двумя парами важных признаков:

- неприятие – расположение

- терпимость - сдерживание

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия на ребёнка. Эриксон Э.Г. выделил три типа негативных отношений родителей к ребёнку:

-тип А – отвержение (неприятие ребёнка, демонстрация недоброжелательного отношения)

-тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

-тип В -  гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать

       Первый тип формирует у ребёнка ощущение покинутости, незащищённости, неуверенности в себе. Ребёнок не чувствует поддержки, тыла, за который можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребёнок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребёнка.

        Так, Герасимова Т.Ф. определяет агрессивность как «отчаяние ребёнка, который ищет признания в любви»

         Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребёнку образец для развития и направлен на формирование сильной волевой личности, но всё же приводит к негативным результатам – озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка» и прочее.  Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребёнка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребёнок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребёнка служит ему для самоутверждения в группе.

       Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребёнку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда чрезмерная загруженность ребёнка занятиями. Причём занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребёнка, могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

        Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребёнку возможность получения родительской ласки и любви. Однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.

         Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И учитывая, что они не способны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т. Е. свои негативные эмоции вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

        Таким образом, неправильное отношение к ребёнку в семье также ведёт к формированию агрессивных тенденций в поведении ребёнка.

Выводы:

         Агрессия – это комплексное образование. Агрессивное поведение ребёнка обусловлено определённым набором психологических ценностей личности, уровнями их проявлений у ребёнка. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

         В связи с этим нами разработана психокоррекционная программа, которая позволила целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.

          Апробирование психокоррекцинной программы прошло успешно. Благодаря её применению были снижены показатели: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость.

Повышены следующие показатели: общительность, недостаточная саморегуляция. Уровень агрессии у детей снизился до адекватного.

           Таким образом, можно сказать, что выделенные в теоретическом анализе психологические особенности агрессивных детей и разработанная нами психокоррекционная программа способствовали оптимизации уровня этих особенностей и снижению уровня агрессивного поведения.

Используемая литература:

1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в мире //Вопросы психологии. -2006. №1 - С. 3-15

2.Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: Избр. психолог. труды: в 2-х т. М., 1980

 3.Антонов А.И., Медков В.Н.  Социология семьи. М.,1994.

4.Берковиц И.Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Евро-знак, 2001 . 

5.Бешенков А.К., Зарецкая И.И., Зверева Г.А. Семья и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 422

6.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практич. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С.245-272

7.Бютнер Р.К. Жить с агрессивными детьми. М,: Педагогика, 1991. – С.136

8.Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребёнка и родителей // Семейная психология и семейная терапия.1999. №1

9.Лоренц К. Агрессия (так называемое «это») / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994

10.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. №5. – С. 35-40

11.Столин В.В. Психологические вопросы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. №4. – С. 105-115

12.Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С. 448

12.Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПБ., 1999. – С. 652

13.Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Речь. 2000. – С. 415

Программа коррекции агрессии у детей дошкольного возраста

Программа рассчитана на 6 дней по 30 минут на занятие в день. В психокоррекционной группе для эффективного результата количество участников не должно превышать 7 человек.

1 день.

Упражнение «Узнаем друг друга получше».

Цель: как можно больше узнать друг о друге.

Материалы: фломастер или карандаш.

 Дети сидят на стульях, создавая круг вместе с тренером. По кругу передаётся карандаш и тот, кто его держит должен рассказать о себе: как его зовут, что он больше всего любит делать, как он хочет, чтобы его называли, как его называют ласково родители.

 2 день.

Упражнение «Ящик с обидками»

Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

 Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают , оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику. Когда ребёнок устанет и немного успокоится. Можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Упражнение «Коррекция вербальной агрессии»

Цель: нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывает. Методика может быть использована также и родителями.

        При очередной ситуации, когда ребёнок стал кого-то обзывать, родителю (воспитателю, психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, необходимо провести беседу, задав следующие вопросы:

        - Почему он употребляет именно эти слова?

        - Чем они ему нравятся?

        - Что для него значат?

Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства. Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, приглашая прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова сколько хочет, и его никто не будет там ругать за это. (Рекомендация родителям). В ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться куда-нибудь, где вас никто не сможет услышать), остановившись объявить, что это то самое место, где он может очень – очень громко произносить все ругательства, какие хочет. После этого постараться сделать так, чтобы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончании данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желание воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае никому не рассказывать, чтобы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

Упражнение «Солнышко»

Цель: формирование эмпатии друг к другу

     Каждый ребёнок подходит к педагогу и кладёт свою руку на ладонь педагога со словами «Я люблю» Педагог поверх рук детей кладёт свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому из вас идёт лучик доброты, ласки, любви.

3 день

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Цель: избавление от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

     Педагог говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание»

«А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. он пыхтит, свистит, колёса работают чётко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая то громкие звуки, то свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

 Упражнение «Ласковые лапки»

Цель: снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувства восприятия, гармонизация отношений между взрослым и ребёнком.

     Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагают оголить руку по локоть. Педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверёк может прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

Упражнение «Я за тебя отвечаю»

Цель: коррекция тревожности

Педагог вызывает одного ребёнка, предлагает ему выбрать из группы того человека, который ему больше нравится. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой. Вопросы можно задавать любые.

 

4 день

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

 Цель:   снятие эмоционального напряжения  

       Сидящие в кругу берут соседей за руки, смотрят соседу в глаза и молча дарят ему самую добрую, какая есть улыбку по очереди.

Упражнение «Мирись и больше не дерись»

Цель: коррекция поведения.

       Педагог предлагает детям вспомнить все способы помириться друг с другом.

Упражнение «Мартышки»

Цель: обыгрывание стихотворения, снятие мышечных зажимов.

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Все в ладоши хлопаем,

И ногами топаем.

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

 Хвостик на макушке,

Пальчик поднесём к виску и подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем: «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово: «Три!»

Все гримасою замри.

       Педагог рассматривает «мартышек» и выбирает самые смешные позы и мимику.

Упражнение «Бобры»

Цель: коррекция страхов, тревожности

      Охотник пытается поймать бобра (или бобров). Бобёр прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушёл и можно вылезать время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Например, охотник может сказать, что он собирается поискать в соседней рощице (выйдет в соседнюю комнату и вернётся) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить своё жилище.

5 день

Упражнение «Обсуждение»

Цель: коррекция агрессивности.

        Для данного упражнения требуется подобрать три текста в зависимости от возраста детей, где герои сюжета совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные.

Упражнение «Пещера страхов»

Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально – коммуникативные.

Форма: индивидуальная.

Материал:

1.Эскиз «пещера страхов».

2.Цветные карандаши (краски, фломастеры).

       Ребёнку предлагают для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное изображение страхов. Инструкцию задают в свободной форме. Когда рисунок закончен, ребёнку предлагают рассказать об изображённых образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

-Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты его/их боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

-Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспомнил? О чём думал?

-Почему выбрал эти цвета, линии?

      Ребёнку предлагают изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Упражнение «Представь себя…»

      Ребёнку предлагают представить себя любым предметом, находящимся в поле зрения, почувствовать этот предмет, его самочувствие. Мысленно, от лица этого предмета увидеть комнату. Упражнение проводится 2-3 минуты и полностью снимает внутреннее напряжение, переводя его в мир предметов.

6 день

Упражнение «Стихотворение с выражением»

     Цель: коррекция тревожности

     Каждый ребёнок встаёт перед всеми и читает очень выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения ребята рассказывают о своих переживаниях, испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы «когда было легче» и «почему». Затем дети делятся своими эмоциями.

 

Упражнение «Муха – Цокотуха»

Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Задачи:

-идентификация себя со сказочным героем;

-актуализация чувств: радости, страха, гнева;

-развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения;

-развитие саморегуляции;

-стабилизация нервных процессов;

-развитие творческих процессов;

-раскрытие ресурсного состояния;

-сплочение группы.

Материалы: плоскостные изображения сказочных персонажей: муха-цокотуха, комар, паук, бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. Также можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик и др.

Краткое описание содержания игры:

Игра основана на стихотворении К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Варианты организации игры:

  1. Актуализация чувства страха. Используется отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на муху-цокотуху. Для отыгрывания данного эмоционального состояния ребенку предлагается побыть в роли мухи-цокотухи и (или) ее гостей.
  2. Актуализация чувства гнева. Используется отрывок стихотворения, в котором рассказывается, как паук нападает на муху и сюжет драки паука и комара. Для отыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли паука и (или) комара.
  3. Актуализация чувства радости. Используются отрывки стихотворения, которые отображают, как муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы мухи. Ребенку предлагаются роли мухи-цокотухи, (и/или) гостей.
  4. Расширение представлений детей об эмоциях. Используются все вышеназванные отрывки стихотворения. Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач.

Количество участников игры – от 1 до 6 детей.

Прощание

     

 

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...

Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины,  пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....

Как помочь ребёнку или влияние семьи на агрессивные проявления у детей дошкольного возраста?

В статье предлагаются практические рекомендации родителям по предотвращению и снижению агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста....

«Возрастные особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте»

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п., старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищ...

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....