Проект " Красавица Матрешка"
проект по аппликации, лепке (младшая группа)

Семенова Ирина Викторовна

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями.

 Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasavmtsa_matreshka.docx991.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Аленушка»

Проект во второй младшей группе

«Красавица Матрёшка»

Veselie-matreshki

Выполнила:

воспитатель Семенова И.В.

2022г.

Вид проекта: информационный, практико – игровой.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети группы «Непоседы», воспитатель группы, родители группы, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Актуальность: Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями.

 Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема:Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Гипотеза:Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Цель проекта: Познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления детям и родителям о том, как можно играть с матрешкой.

Задачи:

1.Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку -  матрешку.

2. Развивать мышление, внимание мелкую моторикув играх с матрешкой.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ожидаемый результат:

1.Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка

2.Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики

3. Активизация словарного запаса детей по данной теме

Материалы:

Презентация «Красавица Матрешка», развивающие игры по теме, набор матрешек

Музыкальные произведения: «Матрешка»(муз. Т. Варовиной, сл. В. Семернина); «Русская матрешка» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы – матрешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка», И. Корниенко «Матрешка».

Альбом «Красавица Матрёшка»


Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Составление перспективного плана, конспектов занятий.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта

Наглядная информация для родителей о проведении недели «Красавица матрешка»

Подбор литературы, иллюстраций

Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники);

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Основной этап

Содержание работы:

  1. Организация дидактических игр: «Весёлые Матрёшки», «Разрезные картинки», «Поставь Матрёшек в ряд», «Подбери фартук Матрёшке», «Найди Матрешке пару».
  2. Знакомство с матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.
  3. Занятия: социальный мир «Знакомимся с Матрёшкой»; познавательное развитие «Мы матрешек посчитаем»; речевое развитие: «Описание игрушки - Матрешки», звуковая культура речи «Стихи и загадки про Матрешку»; художественно- эстетическое развитие: аппликация «Сарафан для Матрёшки», рисование «Мы весёлые Матрёшки», лепка «Украсим матрешек», конструирование «Домики для матрешек», музыкальное развитие танец «Мы матрешки, вот такие крошки»; физическое развитие физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
  4. Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка». Папка-передвижка «Матрешка – самая известная русская игрушка».
  5. Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

Совместная деятельность:

а) Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, побеседовать с детьми по содержанию картин, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя

б) Разучивание: пальчиковой гимнастики «Матрёшки», «Мы весёлые Матрёшки»; физкультминутки «Хлопают в ладошки, дружные матрёшки».

в) Игры со строительным материалом «У Матрёшки новоселье».  Продолжать учить создавать простейшие постройки, формировать умение собирать кубики после игры и убирать на место

д) Чтение стихов и загадок о Матрёшке. Развивать мышление детей, активизировать словарный запас

ж) Рассматривание альбома «Красавица Матрёшка», развивать эстетическое восприятие детей, умение отвечать на поставленный вопрос

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов

Оформление результатов проектной деятельности (презентация)

Результат по реализации проекта

1.В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме.

2. Дети и родители были заинтересованы темой«Красавица матрёшка», совместная работа над проектом более сблизила детей и родителей.

3. Взаимодействие педагогов с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.

 

Приложение 1

Конспект №1

Социально-коммуникативное развитие.

Тема «Знакомимся с Матрёшкой»

Цель: Познакомить детей с матрёшкой, способствовать возникновению радостных эмоций от встречи, активизировать речь и образное мышление детей, формировать интерес и любовь к народному творчеству, знакомить с малыми фольклорными формами.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( матрешка).

Правильно, это матрешка.

2. Беседа педагога. Введение в тему.

Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку.“Здравствуйте, дети! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный!Посмотрите, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!»

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

Понравилась вам песенка, которую мы спели? Про кого мы спели песенку? Какой наряд у матрешки? (сарафан (и фартук, если он есть на кукле).А что у неё на голове?  (платочек, по-другому можно назвать “косынка”).Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? Дайте ещё раз матрёшку в руки ребёнку. (Игрушка тяжелая, почему?)Поставьте вторую матрёшку рядом с первой и сравните их (матрёшки разные, чем они отличаются?). Обратите внимание на размеры матрёшек.Расположите матрёшек в ряд и сравните вместе с ребёнком: «Большая, поменьше, ещё меньше».Повторяйте эти действия до последней матрёшки, которая не раскрывается. Поставьте кукол в ряд по росту и ещё раз сравните.Как вы думаете, почему последняя матрёшка не раскрывается?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? (2-3 ребенка рассказывают о матрешке).

Итог(рефлексия): А сейчас, ребята, скажите с кем вы сегодня познакомились?   Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.

Приложение 2

Конспект №2

Речевое развитие.

Тема: «Описание игрушки - матрёшки»

Цель: развивать и активизировать речь детей, воспитывать интерес к художественному слову. Обучать детей составлять описательный рассказ.

Ход занятия:

Воспитатель: показывает петушка

Петушок: Кукареку, здравствуйте дети!

Дети: Здравствуй, петушок!

Петушок: Хотите со мной поиграть?

Дети: Да, хотим!

Дети за петушком проходят в группу. Петушок обращает внимание на гостей. На столе стоят игрушки. « Здравствуйте гости дорогие. Посмотрите ребята кто вместе со мной пришёл?»

Дети: Игрушки !

Петушок: Возьмите каждый себе понравившуюся игрушку. Что у тебя в руках ? Машина, а как мы ласково её назовём машинка.

Кукла, а ласково куколка.

Паровоз – паровозик, мяч – мячик, собака – собачка, лиса – лисонька, корабль - кораблик, лошадь- лошадка .

Дидактическая игра «Кто как кричит, стучит».

( би-би-би, а-а-а, чу-чу-чу, тук-тук-тук, гав-гав-гав, и-го-го )

Петушок хвалит детей.

Воспитатель: Петушок посиди, отдохни, да на ребят с высока посмотри.  Ребята посмотрите, что у меня есть ( показывает коробку ). Вам интересно, что лежит внутри? Тогда отгадайте загадку.

Алый шёлковый платочек,

 яркий сарафан в цветочек,

упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Воспитатель открывает коробку и вынимает матрёшку (показывает детям).

Расскажите мне, пожалуйста какая матрёшка? А я ваши слова положу в коробочку. (красивая, нарядная, разноцветная, большая, тяжёлая, гладкая, деревянная, расписная).

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)

Топают матрёшки (топают ногами )

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

Воспитатель: ребята садитесь на стульчики. Я хочу вам рассказать о матрёшке, а вы мне поможете.  Воспитатель привлекает детей к описанию матрёшки.

Ой ты, барыня- матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки, покажи мне тех девчат, что внутри тебя сидят!

Ой ты барыня- матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Это русский сувенир!

Петушок: Молодцы ребятки! Я пришёл к вам не с пустыми руками, а принёс раскраски с матрёшками, раскрашивайте и меня вспоминайте. До свиданья детки!

Приложение 3

Конспект №3

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Звуковая культура речи

Цель: развитию речи и обучению родному языку детей; формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Материал: стихи про матрешку:

Стихи про матрешку

Автор: Н. Акишкина

▪▪▪

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

▪▪▪

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

▪▪▪

Автор: В. Приходько

▪▪▪

Матрешка – хорошая наша игрушка,

Умеет раскрыться по несколько раз.

Внутри у нее ожидает подружка,

Такая же точно, но меньше в пять раз.

▪▪▪

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Загадки

Загадки про матрешку, как и стихи, помогают познакомить малышей с этой интересной игрушкой. Ребята узнают секрет матрешки. Прячутся в ней сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их три или пять, а бывает и еще больше.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там – крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

Разноцветные подружки

Перепрятались друг в дружке.

Мал, мала, меньше.

(Матрешка)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы – …

(Матрешки)

Детки тихо в ней сидят,

Показаться не хотят.

Вдруг их мама потеряет,

Вдруг их кто-то разбросает?!

(Матрешки)



Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

(Матрешки)

Приложение 4

Конспект №4

Художественно-эстетическоеразвитие.

Аппликация. Тема «Сарафан для Матрешки»

Цель: Продолжать учить украшать плоскостную заготовку матрешки кругамиразных цветов (или цветочками); закреплять знания детей о матрешке, ее свойствах и элементах декора;воспитывать любовь к своей стране, родному народу, его традициям;обогащать речь детей словами: русский народный костюм, сарафан, платок.

Ход занятия:

 Сегодня я приглашаю вас в гости, а вот к кому – сами догадайтесь.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка! (Матрешка)

Правильно, это матрешка. А вот и она сама!

Беседа педагога.

Педагог обращается к матрешке и беседует с детьми от ее имени.

Педагог. Здравствуй, матрешка!

Матрешка.

Я- матрешка!

Я – кругляшка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне – друзья!

Деревянной родилась

И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок (К. Липатова)

Педагог. Матрешка родилась давным-давно в России. Мы с вами тоже живем в России. В России живет много мастеров. Они-то и сделали матрешку. Матрешка изготовлена из дерева. Посмотрите, как красиво матрешку украсили мастера. Они надели ее в сарафан и платок.

Педагог. Во что одета матрешка? (сарафан). А что на голове у матрешки? (платок). Молодцы! Правильно!

Педагог.  Где же твои подружки, матрешка? Я никого не вижу. А вы ребята, не знаете, где спрятались подружки матрешки? (Вматрешке). Точно. Нужно матрешку открыть и подружек достать.

(Педагог раскрывает матрешку и ставит на стол матрешек поменьше).

Педагог. Как много у тебя подружек! Как все матрешки похожи будто сестры. Посмотрите, ребята, все они одеты в сарафаны. Все сарафаны украшены цветочками, листочками. Очень красивая игрушка. А хотите стать мастерами -умельцами, украсить матрешку, а потом подарить своей маме? Тогда подходите к столам, там вас ждут заготовки матрешек.

Практическая часть.

У каждого из вас есть матрешка. У меня на доске тоже есть матрешка. Мы с вами видели, что у всех матрешек сарафаны украшены цветочками и листочками. Мы тоже сейчас украсим сарафаны наших матрешек. Посмотрите, у каждого из вас на подносе лежат кружочки разного размера и разных цветов. Возьмём кружочек, намажем клеем и украсим матрёшке сарафан. Красиво получается?».

Педагог. Итак, наши матрешки готовы. Давайте сначала уберем свои рабочие места.

Итог (рефлексия)

Педагог. Теперь каждый из вас берет матрешку и подходит ко мне. Мы поставим их в большой хоровод. Какой замечательный хоровод получился! Какие все матрешки нарядные! Как красиво все ребята украсили сарафаны у матрешек. Давайте и сами теперь встанем в хоровод.

Танец «Мы весёлые Матрёшки»

Педагог читает стихотворение К. Липатовой.

Ах, матрешечка – матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

Мы тебя украсили,

Мы тебя раскрасили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Педагог. Вы настоящие мастера. Все матрешки очень красивы.  Вы сделали замечательные подарки для своих мам!.

 

Приложение 5

Конспект №5

Рисование. Тема «Мы весёлые Матрёшки»

Цель: обогащать знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования, способствовать проявлению положительных эмоций от результата собственного творчества.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла очень интересная игрушка. Чтобы узнать, кто же это, нужно отгадать загадку.

Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!»

После ответов из корзинки достает деревянную матрёшку.

Воспитатель: «Ребята, кто это?

Дети: «Матрёшка».

Воспитатель: «Правильно Матрёшка. (Рассматривание матрёшки)

 Посмотрите, какая она нарядная, красивая. А во что она одета?»

Дети: «Сарафан и косынка».

Воспитатель: «А что нарисовано на сарафане?»

Дети: «Цветы».

Воспитатель: «Вы знаете, из чего сделана матрешка?»

Дети: «Из дерева».

Воспитатель: «Правильно, для изготовления матрёшек используют берёзовые или липовые поленья. Сначала их хорошо высушивают, а потом уже вырезают куклу. Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?»

«Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.

У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?

Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри!»

Воспитатель: «Ну-ка, давайте посмотрим, как же они все прячутся?» (воспитатель выставляет матрешек на стол).

Дети: «Они прячутся друг в дружке», «в большой матрешке».

Воспитатель: «Ребята, а скажите-ка мне какая игрушка самая большая?» (приглашаю детей по очереди к столу, они показывают, побуждаю к проговариванию по образцу)

Ребенок: «Эта матрешка самая большая»

Воспитатель: «А какая поменьше?»

Ребенок: «Эта матрешка поменьше»  

Воспитатель: «Еще меньше?»

Ребенок: «Вот эта матрешка, еще меньше».

Воспитатель: «Какая самая маленькая?»

Ребенок: «Вот самая маленькая».

Воспитатель: «Молодцы!» (предлагаю собрать матрёшку)

Воспитатель: «Ребята, а в корзинке еще что-то лежит, давайте-ка посмотрим» (достаю шаблоны матрешек) А что это такое?»

Дети: «Матрешки»

Воспитатель: «Посмотрите-ка, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте их украсим, сделаем яркими, цветными» (приглашаю детей пройти за столы)

Воспитатель: «Сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими пальчиками, а Матрешки поглядят».

Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».
«Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)

Воспитатель: «Посмотрите на мольберт. Художники оставили примеры, как можно украсить сарафан».

Воспитатель: «Какими элементами узора украшен сарафан? »

Дети: «Кружочками желтого и красного цвета и листочками зеленого цвета».

 Воспитатель: «Посмотрите на столы, краска какого цвета нам будет помогать сегодня рисовать?»

 Дети: «Красная, желтая, зеленая».

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что еще лежит на ваших столах?»    

Дети: «Ватные палочки, кисточки, вода, салфетки».

Воспитатель: «Да, рисовать мы сегодня будем с помощью ватных палочек и кисточки. Возьму ватную палочку, обмакну в желтую краску и нанесу большую точку в центре на сарафан.  Теперь другую ватную палочку обмакну в краску красного цвета и нанесу точки вокруг желтой точки. Что получилось?»Воспитатель: «А теперь возьму кисточку прополощу ее в чистой воде и промокну на салфетку.  Наберу на нее зеленую краску и примакиванием нарисую листочки. Какого они цвета?»Воспитатель: «А сейчас вы сами попробуете украсить сарафаны»

Воспитатель: «Какие красивые сарафаны получились у наших матрешек.  А пока наши рисунки высохнут, давайте повяжем на голову платочки и вместе с матрешкой станцуем и споём».

Танец «Мы веселые матрешки»

Заключительная часть.

Работы детей рассматриваются, оцениваются положительно.

Воспитатель: «Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях?».

Дети: «Матрёшки».

Воспитатель: «Что вы сегодня украшали?»

Дети: «Украшали сарафан Матрешек, отгадывали загадку, рисовали красками, играли с пальчиками».

Воспитатель: «Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли художнику раскрасить сарафаны  Матрешек».

Приложение 6

Конспект№6

Лепка. Тема: «Украсим матрёшек» во второй младшей группе. Пластилинография.

Цель: реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Задачи:

• учить детей раскатывать пластилин подушечками пальцев в шарик;

• закреплять умение прижимать шарики из пластилина пальцем к картону; формировать представления об эстетических признаках объектов окружающего мира;

• развивать умение узнавать и называть основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, жёлтый, синий); воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь.

Оборудованиепластилинкукла-матрёшка, картонные силуэты матрёшек на каждого ребёнка, тканевые салфетки, мольберт.

Предварительная работа: освоение детьми пластических свойств пластилинарассматривание матрёшек, чтение художественных произведений (потешек, русских народных песенок и др.).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются.

Воспитатель: - Ребята, слышите звуки музыки, кто-то пришёл к нам в гости. Да это Матрёшка!

Матрёшка : - Я весёлая матрёшка,

Здравствуйте, здравствуйте.

Я пришла к ребятам в гости,

Здравствуйте, здравствуйте!

Дети здороваются с Матрёшкой.

Матрёшка : - Я к вам в гости пришла

И подружек позвала,

Да только подружки мои грустные,

Сарафанчики у них не нарядные.

Воспитатель: - А давайте поможем подружкам, украсим их сарафанчики.

Поможем? (Да.)

Воспитатель: - Не беспокойся, Матрёшка, совсем скоро твои подружки станут нарядные и весёлые.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, а вот этой подружке я уже украсила сарафан.

- Скажите, какого цвета её сарафан? (Зелёный.)

- Чем он украшен(Цветочками.)

- Какого цвета цветочки? (Красного, синего, белого.)

- Настя, покажи красный цветочек.

- Коля, а ты покажи белый.

- А Катя покажет синий цветок.

- Дети, а что есть у каждого цветочка? (Показывает - середина, лепестки.)

Воспитатель: - А вы хотите, чтобы остальные подружки были такими же нарядными? Сейчас я научу вас делать такие цветочки для украшения сарафана.

- Смотрите, я беру шарики красного пластилина и раскладываю их вокруг середины цветка, затем прижимаю пальчиком и растягиваю в сторону от середины; и так каждый лепесток. Вот получился красивый цветок красного цвета. Так же можно сделать другие цветы.

- Давайте пальчиком покажем на ладошке как мы будем растягивать пластилин (показывают). Молодцы, а теперь поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, (показывают пальчики)

Их как хочешь поверни (поворачивают в разные стороны)

По дороге ровной, гладкой (трясут)

Скачут пальчики вприсядку (постукивают по столу)

Воспитатель: - А теперь выбирайте себе подружку, чей сарафанчик вы будете украшать(Дети подходят к мольберту и выбирают себе матрёшку.)

Дети садятся за столы и работают под спокойную музыку.

Воспитатель от имени Матрёшки проводит индивидуальную работу.

По окончании воспитатель выставляет работы на мольберт.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие нарядные стали подружки.

Воспитатель проводит анализ, хвалит каждого ребенка.

Матрёшка : - Спасибо вам, дети, теперь мои подружки стали весёлые и хотятс вами поиграть.

Воспитатель зовёт детей в группу играть с матрёшками

Конспект №6/1

Лепка. Тема: «Украсим матрёшек» во второй младшей группе.

Цель: выполнить налеп на модель матрешки;

Задачи:

- дать детям представление о происхождении матрешки;

- познакомить детей с различными видами русской матрешки;

- закреплять умение использовать в работе приемы лепки (скатывание шаров, придавливание, налеп );

- развивать мелкую моторику рук;

-  воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 

Материалы и оборудование:  Трафареты матрешек из картона по количеству детей; Наборы пластилина; Дощечки; Влажные салфетки.

Методы и приемы работы:

Наглядный: использование наглядного материала о матрешке; показ образца работы.

Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.

Практический: выполнение детьми собственной матрешки.


Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними

поздороваемся. 

Дети:Здравствуйте.

Воспитатель:-Я на ярмарке была, волшебную коробочку вам принесла.

А в коробочке товар не простой, а расписной. А что в ней вы узнаете, когда

отгадаете загадку.

Загадка:Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются (матрёшки).

Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?

Дети: Внутри у матрешки много кукол.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу увлекательную историю о создании

Матрешки. Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя: «Мать»у которой очень много детей. 

Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток. 

-Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрешек является город Семенов. Отсюда и название Семеновская матрешка. Здесь родилась знаменитая хохломская роспись. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.

-Какие краски используют семеновские мастера для узоров? (малиновый, желтый, лимонный, зеленый)

Матрешка из Сергиево Посада или Загородская матрешка (показ иллюстраций)

Я из Сергиева Посада, встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

-Эта матрешка из села Загорск Матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове (платочек). А поверх сарафана? (фартук). Расписаны сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

- Какие цвета обычно используют мастера? (красный, оранжевый, зеленый, синий)

Матрешка из Похловского Майдана (показ иллюстраций)

Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек?

Дети: да.

Воспитатель: но для начала немного разомнемся.

Танец: “Веселые матрешки”

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

А ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Сейчас мы будем украшать наших красавиц-матрешек

пластилином. Садитесь за свои рабочие места.

Показ образца. Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу

работу. Украшаем нашей матрешке платье. Я взяла желтый пластилин. Сначала разминаем его в руках. Потом отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в шар и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на матрешку.

А затем берем пластилин зеленого цвета и делаем тоже самое.

Воспитатель: Дети, вы всё запомнили?

Дети выполняют работу.

-Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Какие они замечательные

получились, все разные и красивые. А вам нравятся ваши матрёшки? Ребята, а с кем мы сегодня познакомились на занятии? Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Давайте попрощаемся с нашими гостями. Большое Вам спасибо за работу.

Конспект №7

Формирование элементарных математических представлений.

Тема: «Мы матрешек посчитаем» 

 Задачи:

- продолжать знакомить детей с русской матрешкой;

- упражнять в счете и сравнении количества предметов;

- закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный);

- упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначить результаты сравнения словами;

- совершенствовать умение определять положение предмета, используя предлоги: на, в, за, перед, под;

- учить рисовать ватными палочками;

- развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Ход занятия.

1. Водное слово педагога. Организационный момент.

Педагог раздает детям тканевые мешочки, предлагает внимательно рассмотреть и потрогать их руками.

Педагог. Ребята перед вами чудесные мешочки. Всем очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.

2. Дидактические игры и упражнения.

Задание на счет

Педагог. Ребята, развяжите мешочки и посмотрите, что же в нутрии. (Матрешка). Какие они? (Красивые). Посчитайте, сколько матрешек в мешочке(Много матрешек).

Любят матрешки хороводы водить. Поставьте матрешек в ряд друг за другом.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь постройте матрешек парами. Пара – это сколько? (Это две). Верно, пара – это значит два. В нашем случае – две матрешки. Все матрешки стали парами(ответы детей). Сколько осталось без пары (Одна).Сколько пар получилось (Две).

Задание на закрепление знаний о геометрических фигурах.

Педагог. Положите перед собой круг и расставьте матрешки по краям круга.

Дети расставляют матрешек по краям круга.

Педагог. Теперь возьмите в руки квадрат, положите его перед собой и расставьте матрешек по углам квадрата : по одной матрешке в каждый угол.

Дети выполняют задание.

Педагог. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата (Четыре матрешки). Сколько углов у квадрата? Уберите квадрат и положите перед собой треугольник.

Дети выполняют задание.

Педагог. Расставьте матрешки по углам треугольника.

Дети выполняют задание.

Педагог. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у треугольника?

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Педагог. Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картину из частей.

Дети составляют картинки с изображением матрешек из 3-4 частей.

Физкультминутка, зрительная гимнастика на различение цветов (по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка»). Выполняется в положении стоя.

У меня матрешка есть,

Новая игрушка,

В желтом сарафанчике

Славная толстушка.

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите платочек вверх и помашите матрешке.

У меня матрешка есть

Новая игрушка,

В синем сарафанчике

Славная толстушка

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки.

У меня матрешка есть

Новая игрушка

В красном сарафанчике

Славная толстушка.

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх.

Дидактическая игра «Путешествие матрешки» (счет, сравнение, ориентировка в пространстве).

Педагог. Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? (река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами). Вот сюда- то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть как следует. Возьмите матрешку и поставьте ее перед мостом.

Дети выполняют задание.

Педагог. Дальше матрешки решили перейти на другой берег. Поставьте матрешку на мост.

Дети ставят матрешку на мост.

Педагог. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

Дети ставят матрешку за мост.

Педагог. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочку.

Дети ставят матрешку под елочку.

Педагог. Рядом с елочкой что растет? (Куст с ягодами). Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, кустик низкий). А вокруг красота! Сколько елочек? (Одна). А сколько цветов? (Много). Сколько кустов? (Один). А сколько ягод на кустике? (много). Пора звать подружек. Матрешки – сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

Педагог. Решили матрешки сесть на лодочки и поплыть по реке. Посадите матрешек на лодочки.

Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село на лодочку(Пять). Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места.

3. Практическая часть.

Педагог. А сейчас мы украсим платочки матрешек с помощью ватных палочек.

Показывает способы рисования ватными палочками. Дети рисуют ватными палочками горошины на платках матрешек.

Итог (Рефлексия).

Педагог. Молодцы ребята! Красивые у вас платочки для матрешек получились, нарядные! Каким материалом вы рисовали? (ватной палочкой). Чем мы сегодня еще занимались? (Играли с матрешками, считали их и путешествовали с ними).

Организация выставки детского творчества.

Приложение 8

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Физкультминутка

Физкультминутка про матрешку предназначена для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.

Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям, снятие утомляемости и сонливости дошкольников младшей группы.

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Физкультминутка, зрительная гимнастика и различение цветов

Материал: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.

Игровые действия: выполняется в положении стоя (по мотивам стихотворения Зинаиды Медведевой «Матрешка».

Ход физкультминутки:

У меня матрешка есть, новая игрушка, в желтом сарафанчике славная толстушка… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А вторую отвернешь – там еще матрешка, там матрешка – в синем крошка, (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

В ней – любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, алый, как цветочек, и под цвет платочек, пуще всех ее храню, больше всех ее люблю маленькую крошку – красную матрешку. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

Пальчиковые гимнастики, физкультминутки, стихи, загадки

 «Мы веселые матрешки»

 «Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)

«Матрешки»

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки  (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)

Топают матрёшки (топают ногами )

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

Стихи и загадки

Я- матрешка!

Я – кругляшка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне – друзья!

Деревянной родилась

И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок!

К. Липатова

Ах, матрешечка – матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

Мы тебя украсили,

Мы тебя раскрасили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

К. Липатова

Лагздынь Г.
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!

Громова Л.
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Орлов В.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.

Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Кулешова А.
Кукла славная — матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки,
И на сарафане.
Вот матрешка- мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!

Олифирова Л.
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки

Мы матрешки,
Вот такие крошки,
Как у нас, как у нас
Новые сапожки

Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко.

Загадки о Матрёшке

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …(Матрешки)

Рядом разные подружки,

 Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка… (Матрёшка)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко.

Это русская…(Матрёшка)

Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)


В деревянной Машеньке,
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке,
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)


Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась. (Матрёшка)

Приложение 9

Консультация для родителей

«Роль матрёшки в развитии ребёнка»

Ах, матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Матрёшка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрёшка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрёшка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрёшку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрёшку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрёшкуребёнок  учится таким понятиям, как большая - маленькая матрёшка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрёшка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрёшки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрёшекявляется возможность развития сюжетной линии. На форме матрёшкиможет быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрёшкимогут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрёшку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

https://rus-promisel.ru/images/detailed/0/or119.jpg

Приложение 7

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2564.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2562.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2568.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2585.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2596.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2578.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2575.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2593.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2613.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2614.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2577.JPGC:\Users\Admin\Desktop\IMG_2576.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Красавица Матрешка"

Краткосрочный игровой проек для средней группы "Красавица матрешка"....

Проект "Красавица матрешка"

Материал по ознакомлению детей с матрешкой...

Проект" Красавица матрешка"

Проект " Красавица Матрешка"...

Проект «Красавицы матрешки»

Систематизировать знания о русской народной игрушке- матрешки....

проект " Красавица матрешка" в младшей группе (презентация)

Презентация (отчет о проделанной работе)...

Паспорт педагогического проекта «Красавицы матрешки»

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку....

Паспорт проекта"Красавица матрешка"

Цель нашего проекта: Приобщить родителей и детей к искусству через русскую народную игрушку -  матрёшку....