Конспект занятия «День Конституции»
план-конспект занятия (старшая группа)

Семенова Ирина Викторовна

Формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с некоторыми гражданскими правами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dkn_konstitutsii.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект занятия «День Конституции»

Провела: воспитатель Семенова И.В.

Задачи:

• Формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях.

• Познакомить детей с некоторыми гражданскими правами.

• Умение рассуждать высказывать свое мнение.

• Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Цель:

-Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о Конституции РФ;

-Воспитание законопослушных граждан.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях;

- Формировать представление о Конституции;

- Продолжать знакомить детей с гражданскими правами;

-Формирование понятия «закон, порядок, право, обязанность».

Воспитательные:

- Нравственно-патриотическое воспитание;

- Вызвать чувство гордости за страну, понимание и уважение друг к другу.

Развивающие:

- Продолжать развивать способность высказывать свое мнение;

- Активизировать пассивный словарь словами: Президент, Конституция, Закон;

- Развивать познавательный интерес к своей стране, её законам;

- Формирование умения рассуждать, высказывать своё мнение.

Интеграция образовательных областей:

-«Речевое развитие»,

-«Познавательное развитие»,

-«Художественно-эстетическое развитие»,

-«Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие»

Методы и приемы:

Наглядный:

- знакомство с Конституцией РФ,

- изучение карточек «Права и обязанности детей»;

Словесный:

- эмоциональный настрой «Здравствуй!»

- прослушивание песни «С чего начинается Родина?»

- опрос по теме;

Практический:

- релаксация «На пляже»,

- практическое задание «Весёлая математика»,

- практическое задание «Правовой дом»;

Игровой:

- дидактическая игра «Хорошо - плохо»,

- подвижная игра «Перевези овощи»,

- игра «Построй свой дом»,

- подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор».

Планируемые результаты:

- Сформировать у дошкольников основы патриотического воспитания;

- Знание законов Конституции, своих прав и обязанностей;

- Знать и называть геральдику России, президента нашей страны;

- Дети должны знать и гордиться тем, что они являются гражданами Российской Федерации.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас вами необычное путешествие по Конституции – основному закону нашей страны. Давайте поздороваемся друг с другом, и наберёмся сил для того, чтобы отправиться в путь.

Эмоциональный настрой.

- Здравствуй небо голубое,

- Здравствуй солнце золотое,

- Здравствуй вольный ветерок,

- Здравствуй маленький дубок.

- Мы живём в большом краю,

- Я тебя приветствую!

(Звучит песня «С чего начитается Родина?»)

Воспитатель: -Ребята, о чём поётся в песне?

Дети: - О родной земле, о Родине.

Воспитатель: - Правильно, о Родине. Ребята, что же такое – Родина?

Дети: - Родина - это место, где человек родился, где живёт его семья, его друзья. Это место, которое он хорошо знает и любит. Это наша большая страна.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Правильно, у каждого человека Родина начинается со своей семьи, родного дома. Ребята, посмотрите на глобус - какая большая наша планета Земля. А как вы думаете, Родина у всех одна? Это наша Земля? (Ответы детей)

Воспитатель: - На Земле живёт много людей разных национальностей, у них Родина там, где они живут. Люди различаются по цвету кожи, языку, национальным традициям, и у всех народов своя страна, своя Родина.

Как и у человека, у каждой страны есть своё имя, гимн, герб, флаг, президент и конституция. А знаете ли вы, ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети: - Россия. Россияне. Владимир Владимирович Путин.

(на экране герб и флаг, президент России)

Воспитатель:

У граждан каждой страны

Есть обязанности и права

Конституция нам их дала,

В книжку все записаны они

Для людей и для страны.

Закон главный, очень важный -

Конституция страны. (на экране Конституция РФ)

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

- 12 декабря 1993 года в нашей стране была принята действующая Конституция Российской Федерации. На основании этого 12 декабря объявлено ДНЁМ КОНСТИТУЦИИ. Именно о ней мы и будем говорить сегодня на нашем занятии.

А сейчас, послушайте, пожалуйста, легенду. Может, это было, а может, быть и нет, но….

 «Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось. В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо.»

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы, стали её жители, почему они стали чувствовать себя в безопасности?

(Ответы детей)

Так что же такое Конституция?

Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции(Фото Конституции)

Сначала Конституцию придумали и записали учёные.

Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.

Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.

Что сказано в нашей Конституции?

- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.

- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

- В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.

Воспитатель: - Государство должно заботиться о нас с вами, чтобы мы могли жить счастливо, спокойно и достойно. Там прописаны все наши права, которыми мы можем пользоваться, а также наши обязанности, которые мы должны выполнять. Вы, ребята, уже вполне самостоятельные дети и знаете, что такое хорошо, и что такое плохо. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо и плохо».

Игра «Хорошо и плохо»

(На экране появляются сюжетные картинки с хорошими и плохими поступками людей. Дети дают характеристику поступкам: если поступок хороший – хлопают, если плохой – топают.)

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами разработаем правила нашей группы.

Правила нашей группы:

1. Раздевайся и одевайся быстро.

В сад пришел- не отвлекайся,

Быстрее раздевайся,

Понукания не жди,

В группу вовремя иди.

2. Не опаздывай на зарядку.

Занимаясь этим делом,

Станешь сильным, ловким, смелым!

3. Веди себя достойно на занятиях в группе.

На занятиях не болтай,

Как заморский попугай,

А сиди на стуле стройно

И веди себя достойно!

4. После обеденного сна быстро вставай.

Как проснулся, так вставай-

Лени волю не давай!

5. После игры убери за собой игрушки.

Если кончили играть,

Пора игрушки убирать.

Ты расставь их всем на диво

Очень быстро и красиво!

6. Каждой вещи-своё место.

Кто бросает вещи в беспорядке,

С тем они всегда играют в прятки.

Воспитатель: - В Конституции РФ записано право на труд, это значит, что каждый гражданин нашего государства имеет право трудиться там, где захочет. Мы с вами, ребята, тоже имеем такое право, и сейчас покажем, как вы можете трудиться.  

 Игра «Перенеси урожай» (Дети делятся на две команды и по сигналу бегут к обручу, где лежат овощи и переносят по одному в другой обруч. Побеждает та, команда, которая первая перенесет урожай)

Воспитатель: - Каждый человек в нашем государстве имеет право на жилище – крышу над головой. Так записано в Конституции РФ. Давайте построим такой дом, в котором вам будет хорошо и уютно.

- Вот вы и потрудились, молодцы!

Воспитатель: - В нашей Конституции также отмечено, что каждый человек имеет право на отдых. А где бы вы, ребята хотели отдохнуть? (ответы детей)

- А на море, ребята, хотите?

Релаксация «У моря»

Вы самые старшие дети в саду и достаточно хорошо знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас я буду показывать картинки с изображением поступков людей. А вы выскажете свое к ним отношение. Если это хороший поступок, то хлопайте, а плохой, – топайте. (Слайд-фото плохих и хороших поступков)

В Конституции записано право – право на жилище. Каждый должен иметь кров над головой.

Каждый человек имеет право на труд, то есть работать. Давайте мы посмотрим, умеете ли вы трудиться. И попробуем построить дом. (Игра перенеси кирпичики)

Граждане нашей страны имеют право на отдых

Предлагаю отдохнуть (Звучит тихая музыка, дети принимают удобную позу и под текст, который произносит ведущий отдыхают).

Релаксационное упражнение

«У моря»

Закройте глаза.

Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя такое место в душе, где тихо и спокойно.

Вы находитесь на берегу моря. Шум моря сначала слышится где-то далеко. Волны мягко накатываются на берег. Постепенно шум волн становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно. Потом снова бросается на берег и снова отступает.

Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза. Вы расслабились и отдохнули.

Садитесь на стульчики. Продолжим наш рассказ.

Каждый гражданин страны имеет право на образование: он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте, академии.

Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу. Вы у нас –

будущие первоклассники. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что надо собрать в школу. Если это нужно, то хлопайте, а нет, – топайте

(Игра «Собери портфель» - показ фото предметов нужных и ненужных к школе).

Записано в Конституции и право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Еще одно право записано в нашей Конституции – право на благоприятную окружающую среду.

Это значит, что вода должна быть чистой, воздух без вредных для здоровья примесей, продукты в магазинах свежие. И леса должны летом не гореть и мучить людей дымом, а давать прохладу и кислород.

Государство должно следить за всем этим. Но страна – это все мы. И мы должны стать друзьями природы и заботиться о ней.

В Конституции записаны и другие наши обязанности. Давайте перечислим главные из них

1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.

2. Уважать права и свободу других граждан.

3. Сохранять природу и окружающий мир.

4. Беречь памятники истории и культуры.

7. Защищать свою страну, свое Отечество.

Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки.

Какими же правами обладает и какие обязанности должен

исполнять гражданин России?

1 Каждый человек имеет право на свободу слова

2 Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

3 Каждый человек имеет право на работу

4 Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

5 Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.

Мы будем задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

(Вопросы задает ведущий)

1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

(«Колобок»). (Право на Собственную неприкосновенность)

2. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд

за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («приключение

Буратино.» Карабас-Барабас).

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле? (Баба Яга).

4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?

(Снежная Королева).

5. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил

гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба. Когда мы будем соблюдать права и обязанности прописанные в Конституции.

Воспитатель: - Дорогие ребята, помните, что сегодня достойный гражданин России – это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что вы будете именно такими гражданами своей страны, а поможет вам в этом наша Конституция - основной закон РФ.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он -

Конституции Закон.

И с тех пор за годом год

Его чествует народ.

С Конституцией дружить

Значит, по закону жить!

https://www.culture.ru/storage/images/ee3ca294b751ed1be4b42def0346e834/75dac09456bd497dacf1c2fe7ab959ee.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "день Конституции"

Конспект для подготовительной группы...

конспект занятия "День Конституции"

Конспект занятия в средней группе к Дню Конституции...

Конспект занятия «День Конституции РФ»

Данная разработка предназначена для проведения занятия с детьми старшего школьного возраста в канун празднования Дня Конституции. Без знания основ конституционного строя и принципов правого госуд...

Конспект занятия "День конституции"

Конспект занятия "День конституции"...

Конспект занятия " День конституции"

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа)Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа)«День Конституции»Задачи:• Формировать представления де...

Конспект занятия " День Конституции "

Конспект занятия по нравственно-патриотическому развитию в старшей группе «День Конституции». Программное содержание: Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным з...