Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
консультация

Бочкарникова Елена Федоровна

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsosetu_tehnologiya_issledovaniya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Составила воспитатель

I категории Бочкарникова Е. Ф

2020г

Актуальность темы.

Освещение актуальности изучаемой темы, значимости ее на современном этапе.

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается всубъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Цель исследовательской деятельности в детском саду – формировать у дошкольников основные ключевые компетенции –способность к исследовательскому типу мышления.

Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.

1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.

2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.

Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия.

Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.

3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.

4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)

5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.

6 шаг – Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, , что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….

7 шаг – Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.

В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:

  1. Видеть проблемы
  2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
  3. Задавать вопросы
  4. Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
  5. Классифицировать
  6. Наблюдать
  7. Делать выводы и умозаключения.

Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.

Пути создания проблемных ситуаций.

  1. Преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которых они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.
  2. Преднамеренное побуждение детей к решение новых задач старыми способами.
  3. Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методы и приемы:

  1. Подведение детей к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его разрешения.
  2. Изложение разных точек зрений на один и тот же вопрос.
  3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.
  6. Постановка проблемных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...

Семинар. Тема Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС».

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.   Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любозна...