Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Мой Мегион» для детей 6-7лет
проект (подготовительная группа)

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Мой Мегион» для детей 6-7лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Мой город Мегион57.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 Рябинка»

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Мой Мегион» для детей 6-7лет

Разработала воспитатель:

Максудова У.И.

Содержание

1.

Информационная карта проекта

3

2.

Введение

4

3.

Актуальность проекта

4

4.

Проблема

4

5.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта

5

6.

Принципы реализации

5

7.

Предполагаемые результаты

5

8.

Педагогические технологии:

6

9.

Условия реализации проекта

7

10.

Психолого-педагогические условия

7

11.

Материально – техническое обеспечение проекта

7

12.

Этапы реализации проекта программы

7

13.

Перспективное планирование работы с детьми подготовительного дошкольного возраста по данной теме 

8

14.

Риски и пути преодоления рисков

8

16.

Литература

9

Приложение №1 Консультация для родителей ««Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Приложение № 2 Конспект ООД в подготовительной группе «Улица родного города»

Приложение № 3  Загадки про город для детей от 6 до 7 лет с ответами

Приложение № 4   Дидактическая  игра «Югра – мой край родной»

Информационная карта проекта

Название проекта

«Мой Мегион» для детей 6-7лет

Тип проекта

Познавательно-информационный.

Вид проекта

краткосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цели

- Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи

1.Познакомить детей с родным городом Мегион, его географическим расположением.

2.Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

3.Воспитывать чувство восхищения родной природой, заботливое отношение к ней.

4.Воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

Структура и срок реализации проекта

1.  Подготовительный этап.

Срок реализации: 5 дней

2. Основной этап.

Срок реализации: 5 дней

3. Заключительный: 1день

Срок реализации: январь 2023

Составитель проекта

Максудова У.И. воспитатель

   «Родина для человека – самое дорогое и священное,

                                                         без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Введение:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

Актуальность проекта:

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи:

1.Познакомить детей с родным городом Мегион, его географическим расположением.

2.Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

3.Воспитывать чувство восхищения родной природой, заботливое отношение к ней.

4.Воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

Принципы реализации проекта:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее( в наши дни).

Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности детской деятельности.

Обеспечение проекта: Уголок по краеведению в группе: картины, альбомы, иллюстрации, карты, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, наборы открыток, слайды с видами достопримечательностей города. 

Готовый продукт: лэпбук «Моя Родина», «Я люблю свой город».

Предполагаемые результаты:

Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности.  

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Педагогические технологии:

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

 технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Условия реализации проекта

        Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития  на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- лэпбук «Моя Родина», «Я люблю свой город».

- Картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций;

- Картотека игр и сказок;

-Альбомы предметных картин (игрушки, транспорт) 

- Атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц);

-Папки сюжетных картинок (Моя семья, мой город, моя малая Родина)

-Д \и: «Назови одним словом» ,«Югра –мой край родной»

-Дидактические пособия: «Загадки»,«Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки»

-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр библиотека, магазин

-Интерактивная доска

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный(1 день)

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

Основной (5дней)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (1день)

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям.

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

-ООД: «История возникновения родного города», «Улицы нашего города».

-Презентация «Памятники родного города».

-Знакомство с флагом, гербом города.

Социально – коммуникативное развитие

-Беседы «Мой город», «Природа родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

-Викторина «Что. Где. Когда?».

-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Художественно – эстетическое развитие

-Рисование «Мой любимый город».

-Коллективная работа «Наш детский сад».

 -Рисование «Флаг города Мегиона»

-Аппликация «Герб Мегиона»

Речевое развитие

-Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

-Чтение художественной литературы о городе.

-заучивание стихотворения В.Козлова «Мегиония»

Физическое развитие

-Физкультминутка: «Мы по улице идём».

-Подвижная игра «Машины на нашей  улице».

Работа с родителями

-Экскурсии  по родному городу.

-фото города прошлых лет

-Рисунки для выставки «Мой город Мегион».

-Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Риски и пути преодоления рисков

- низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка по патриотическому развитию. Задача педагога: заинтересовать родителей и привлечь их к активной работе по этому направлению.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева. – М. : ТЦ «Сфера», 2010.

3. «Как научить детей любить Родину». Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2005.

4. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.

5. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г

6. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие

его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.  Адресованные  детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Приложение 2

Конспект ООД в подготовительной группе «Улица родного города»

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Задачи:

• Обогатить представление об окружающем мире, о конструируемых объектах : зданиях различного предназначения.

• Развивать умение конструировать объекты по конкретному условию (план-схема). («Познавательное развитие»).

• Развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством общего замысла – улицы, умение доводить начатое дело до конца. («Социально-коммуникативное развитие»).

• Воспитывать любовь к родному городу, улицам, закрепить знание домашнего адреса («Социально-коммуникативное развитие»).

• Развивать внимание, воображение, сообразительность. («Познавательное развитие»)

• Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. («Физическое развитие»)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, демонстрация слайдовой презентации о городе Похвистнево. Составление схем, Д/И «Геометрическое лото»«Волшебный мешочек» и др. С/Р «Строитель»«Детский сад», и др. Конструктор – «лего», индивидуальный и напольный деревянный конструктор.

Методы и приемы:

- практические: физкультурная минутка.

- наглядные: план-схема, фотографии зданий, улиц г. Похвистнево, фотографии-образцы зданий.

- словесные: загадка, стихи, вопросы, беседа, игра «Мяч лови, улицу на которой живёшь - назови!»

Материалы и оборудование: настольный конструктор на каждого ребенка, план-схема, персонаж Незнайка, атрибуты к постройкам, обозначение дороги, фотографии-образцы, мяч.

Ход ООД:

1. Приветствие. Сюрпризный момент (дети находятся в спальне).

Воспитатель: Сегодня замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмёмся за руки и улыбнёмся!

Стук в дверь.

Незнайка: Здравствуйте! Я принес вам волшебную коробочку. (Достает из коробки бумажный сверток, разворачивает его, показывает детям.)

2. Подведение к теме занятия.

Воспитатель: Незнайка, а что это такое?

Незнайка: Я не умею читать. Тут знаки какие-то, никак не могу разобраться. Кто-то, наверное, заколдовал письмо, может быть, ребята, вы мне поможете прочитать.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Незнайке? (ответы детей)Незнайка: А это что такое?

Дети: Это план-схема улицы, мы можем ее прочитать. Здесь есть №1 это проезжая часть, дома, архитектурные сооружения: № 2 – детский сад, № 3 – школа, № 4 – вокзал, №5 – театр, №6 – музей, №7- многоэтажный дом, №8 – кафе, №9 - двухэтажный дом, №10 - поликлиника, №11 – магазин, №12 – стадион.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят

Десять, двадцать, сто подряд

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (улица)

Воспитатель: Какие дома в нашем городе?

(ребенок читает стихотворение)

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные.

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные, -

Дома бывают разные.

Воспитатель:

- Кто задумывает, как строить дома в городе? Кто их строит? (архитектор задумывает дома, а строители их строят).

- Чтобы пешеходам и водителям было удобно передвигаться по улице, дома стоят, ровно в ряд.

-Как называется наш город?

Воспитатель:

Велик, прекрасен город наш

Над вольною рекою

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой.

Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город (показ картинок и фотографий на стенде).

- Мы с вами живём в небольшом красивом городке, в котором есть и маленькие, и широкие улицы. Улица - это часть территории города, расположенная между жилыми домами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов.

-Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?

-А как называется улица, на которой живёте вы?

Давайте поиграем в игру «Мяч лови, улицу на которой живёшь - назови!» ( дети ловят мяч и говорят«Я живу на улице…»).

-Какие ещё улицы нашего города вы знаете?

Незнайка: План-схему вы прочитали. Только вот ничего не понимаю, как это все запомнить? Улица, дома какие-то?

Воспитатель: Ребята, а как мы Незнайки можем помочь все запомнить?

Дети: Построить улицу.

Воспитатель: Вы хотите помочь Незнайке построить улицу с удобными, красивыми прочными зданиями?

Дети: Да, мы поможем Незнайке, построим разные здания.

Воспитатель: Садитесь все на стульчики, сейчас мы с вами обговорим порядок нашей работы. Так что же мы с вами сегодня задумали сделать?

Дети: Помочь Незнайке, построить улицу по схеме, который задуман был архитектором.

Воспитатель: А теперь закройте все глазки и представьте себе, какое здание вы будете сегодня строить. (дети закрывают глаза и представляют мысленно свою постройку)

- Расскажи, Настя, что ты задумала построить, из какого материала ты будешь строить свой дом?

- А ты, Саша, что задумала строить? чем будешь строить?

- Как будете строить?

Дети: Будем строить по - порядку!

Воспитатель: С чего начнёте строить?

-Какие должны получиться архитектурные сооружения у вас? (красивые, прочные, устойчивые).

Дети: Начнем строить с фундамента, потом стеночки, крышу дома, а затем уже украшать и архитектурные сооружения у нас должны получиться крепкими, надёжными, красивыми, удобными.

Воспитатель: Чем можно украсить улицу? (клумбы с цветами, посадить деревья, поставить фонари, скамейки)

- И у вас должна получиться какая улица?

-Вот такая! (показывают большой палец, поднятый вверх).

Воспитатель: Теперь мы с вами выезжаем на строительную площадку, место для которой выбрали утром.

-Но чтобы туда попасть, надо превратиться в настоящих строителей. А я знаю волшебные слова. Повторяйте за мной.

Физ. минутка:

1,2,3,4,5

Начинаем колдовать:

Мы ногами - топ-топ,

Мы руками - хлоп-хлоп.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Мы глазами - миг-миг.

(Руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами - чик-чик.

(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два - туда,

(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Наши дети изменились -

И в строителей превратились!

- Вот теперь я вижу строителей города! Такие все нарядные, красивые, славные!

- Новая строительная площадка далеко от нас, придется поехать. На чем можем поехать? На паровозе «Букашка».

Плывут за окошком поля и леса.

Мы едем туда, где нас ждут чудеса.

И солнышко светит, и речка блестит,

И наш паровозик так быстро летит!

(Дети перемещаются в групповую комнату.)

- Вот мы и приехали. Вот здесь пойдет улица.

Воспитатель обращает внимание детей на коробки с конструктором и на фотографии-образцы разных зданий.

-Начинайте строительство своих построек, пользуясь планом схемой.

(Пока дети строят, звучит музыка.)

- Когда закончите строительство, украшайте улицу деревьями, клумбами, фонарями, делайте её удобной и красивой для жителей улицы.

-Закончили, какие молодцы!

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к Незнайке и вместе с ним полюбуемся красивой улицей. Но прежде давайте поиграем в игру.

Люблю по улице шагать,

Люблю смотреть, люблю читать.

Площадь – раз,

Почта – два,

Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш Дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с ребятами дружу.

Семь – конечно наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка –

Здесь качели и лошадка.

Девять – новый магазин,

Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота

Вижу школьные ворота.

Очень любим мы наш город,

Он красив и вечно молод.

Воспитатель: Все вы сегодня потрудились на славу! Ребята, а скажите мне, получились ли у вас построить улицу, задуманные постройки? Соня, ты что построила, расскажи нам пожалуйста.

- Какой у тебя получился результат?

А как ты думаешь, удобно будет в таких домах? Почему?

Дети: Потому, что я сделала крепкий фундамент и он стал надежным, украсила различными конусами и цилиндрами и он получился красивым, рядом магазин, удобно ходить за продуктами.

-Как вы думаете, а в жизни вам пригодится?

- Незнайка, принимай нашу работу! Теперь Незнайка понял, для чего нужен план-схема, и как с ее помощью можно построить красивую улицу?

Незнайка: Какие вы молодцы, ребята, прочитали план-схему, самостоятельно и правильно построили здания в соответствии со схемой. Мне так понравились ваши постройки.

Воспитатель: Сегодня каждый построил свою задуманную постройку, и в итоге получилась у нас красивая улица. Как назовете улицу? Вот такой отличный результат! Вы были отличными строителями, я хочу всех поблагодарить и всем вручить эмблему «Лучший строитель».

Воспитатель предлагает обыграть постройки. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру «Город».

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Рисование подготовительной группе

Тема: «Мой любимый город»

Цель: Учить совместно рисовать достопримечательности и природу нашего города.
Задачи:
Образовательная: Закреплять и расширять знания детей о малой Родине: знать название страны, столицы Родины, область и город где проживают; достопримечательности города Навашино, чем знаменит город.
Развивающая: Способствовать развитию речи, умению отвечать на вопросы связанными предложениями, делать умозаключения. Развивать умение использовать в работе разнообразные по размеру кисти и приспособления (тампон, ватные палочки), пользоваться разной техникой рисования для придания выразительности рисунку. Развивать фантазию, чувство цвета.
Воспитательная: Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в паре, договариваться между собой, помогать, совместно решать поставленную задачу. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство уважения к людям, проживающим и трудящимся в нашем городе, желание сделать город чище и краше.
Оборудование:
- магнитная доска;
- столы и стулья по количеству детей.
Технические средства:
- мультимедийное оборудование;
- музыкальный центр с записью звуков природы, песни С. Трофима «Городок под названьем Навашино»;
Инструменты и материалы:
- половина ватманского листа;
- мягкие кисти №8, 2, 3; тампоны; ватные палочки;
- карандаш простой;
- гуашь;
- салфетка;
- палитра;
- баночка под воду.
Наглядность:
- схемы рисунков;
- фотографии достопримечательностей города Навашино.
План:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть, мотивационный момент.
3. Практическая часть занятия.
4. Подведение итогов, анализ работы товарищей.
5. Оценка занятия педагогом.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей отправиться в путешествие по родным местам нашего города.
- На чём можно путешествовать? (варианты ответов детей и выбор)
2. 
Теоретическая часть, мотивационный момент.
Беседа: Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы в какой стране вы живёте? Как называется наша страна? (Россия) Назовите столицу нашей Родины (Москва).
(Педагог показывает карту земного шара на экране)
- Какие ещё вы знаете города нашей великой страны?
Как называется город, в котором мы с вами живём? (Навашино). В какой области вы живёте? (Нижегородской).
Рассказ: Наша страна Россия очень большая, в ней много городов, сёл, деревень. И территория нашей большой страны делится на области, т. е. расположенные вблизи крупного города небольшие города и посёлки относятся к той или иной области. Например: Крупный город Нижний Новгород, а вокруг территория с малыми городами и посёлками относятся к Нижегородской области.
Педагог предлагает отправиться в путешествие по городу Навашино на выбранном виде транспорта. (имитация движения)
- Все удобно расположились? Тогда в путь!
А чем знаменит наш город? (ответы детей)
Наш город знаменит тем, что на большом судостроительном заводе «Окская судоверфь» люди стоят корабли и речные суда.

Маршрут навашинских судов
И славен, и далёк,
По многим рекам и морям
На сотни миль пролёг.

(На экране педагог показывает слайды с фотографиями достопримечательностей города, дети называют их).
3. 
Практическая часть занятия.
- А сейчас мы прибыли в нашу мастерскую творчества, где я хочу вам предложить нарисовать наш город Навашино с его разнообразными зданиями, парками и площадками отдыха. Давайте сделаем наш город ярким, красочным, чтобы жители, которые в нём проживают, были всегда радостными и счастливыми. Что можно для этого сделать?
Верно, мы будем использовать в работе разные краски, оттенки цветов. Вы можете воспользоваться палитрой, выбрать для работы разнообразные по толщине кисти и приспособления, которыми мы уже с вами умеем пользоваться.
Вопросы на закрепление: Какой кистью вы воспользуетесь, чтобы нарисовать фон и каким способом? (рисование по сырому, самой широкой кистью). Как будете раскрашивать здания, чтобы они получились ровными и аккуратными? (обвести по контуру).
- Ну, а трудиться вы будете в паре, постарайтесь между собой во время работы договариваться, советоваться, ведь вы должны нарисовать все вместе наш город.
Дети приступают к работе, звучит музыка в исполнении С. Трофима «Городок под названьем Навашино», «Родина». 
Педагог контролирует работу детей, ненавязчиво даёт рекомендации. Дети завершают работу над раскрашиванием зданий.
Физкультминутка
- А чтобы наш город был ещё красивее, что надо сделать? Конечно же, украсить его деревьями и цветами!
Чтобы нарисовать листву на деревьях, каким инструментом вы воспользуетесь? (тампоном). Им удобно рисовать пышную листву. Для чего нам понадобиться ватная палочка? Верно, ей удобно рисовать маленькие цветочки.
Дети приступают к работе. Звучит музыка природы, пенье птиц.
- В такой зелёный город даже птицы прилетели.
4. 
Подведение итогов, анализ работы товарищей.
- Вот мы и завершили работу. Давайте соединим ваши рисунки, чтобы получился наш городок под названьем Навашино.
Дети рассматривают работу, рассказывают, что им понравилось, узнают знакомые места города.
5. 
Оценка занятия педагогом.
Сегодня вы работали дружно, каждый старался помочь своему товарищу и это меня порадовало. Ну, а город наш получился превосходным! В нём появились необычные по форме здания, яркие красочные дома с разнообразным сочетанием цветов, возможно, когда-нибудь они появятся в нашем городе и будут его украшать.
А что мы с вами должны делать, чтобы сохранять наш город в порядке? (ответы детей). Конечно, содержать его в чистоте, не мусорить, озеленять, сажая деревья, кустарники и цветы. Молодцы!

Приложение 3

Загадки про город для детей от 6 до 7 лет с ответами

Загадки про город, про городскую жизнь для детей.

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

 

 

Вот огромный шумный мир,

В нём четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы. (Дом)

 

Небоскрёб, хоть и большой,

В нём этаж есть нулевой.

Там открыт кошачий клуб

Посреди чугунных труб.

В эти узкие окошки,

Как домой, заходят кошки. (Подвал)

 

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. (Завод)

 

Вот проснулись утром рано

Два больших подъёмных крана,

Чтобы собирать высотку,

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (Стройка)

 

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк)

 

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Универмаг, супермаркет)

  

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдёте коридор -

Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника)

 

Коль мигнет зелёный глаз,

Остановится КАМаз,

Через зебру-переход

Первоклассник перейдёт.

А когда мигает красный -

Для людей проход опасный!

Кто мигает нам глазами?

Догадайтесь, дети, сами. (Светофор)

 

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

 

Что за чудо-великан

Тянет руку к облакам,

Занимается трудом,

Помогает строить дом? (Подъёмный кран)

 

По городу едем

И их наблюдаем.

Места, что нам ценность

Собой представляют.

То могут быть парки, музеи культуры,

А может быть памятник архитектуры.

Как называются, знаешь ли ты,

Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

  

Большой экран и громкий звук,

Не видно лиц, не видно рук.

Нет света, в зале так темно.

Всем классом мы пришли в... (Кино)

 

Приложение 4

Дидактическая  игра

«Югра – мой край родной»

Краткая аннотация:

Игровое пособие, предназначенное для детей 4 - 6 лет, представляет собой набор, состоящий из  книги и игры  с фишками.

Цель дидактической  игры: Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем.

Задачи дидактической  игры:

- Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям;

- Обогащать знания дошкольников, дать общее представление о народах Севера;

-  Познакомить детей с обычаями и традициями, народов Севера - ханты и манси;

- Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов;

- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Методическая разработка выполнена из книги обклеенной самоклеющейся пленкой, в  дидактической игре  расположены различные карточки с заданиями, загадки, сказки коренных народов Югры.

В конце  игровой книги закреплена игра, выполненная из склеенной с двух сторон самоклеющейся пленки, с фишками и кубиком.

Игру своих воспитанников  я сопровождаю небольшими стихами о родном крае, карточками с описанием промыслов коренных народов ХМАО-Югры, загадками, картинками:  природа Югры, животные, птицы, интересные и познавательные сказки коренных народов Севера, которые помогают  ещё больше заинтересовать моих воспитанников и увидеть  возможные варианты  игровых действий.

Варианты  игровых действий:

1. «Кто где и как живет?» игра знакомит с представителями народов севера, их бытом, промыслом, древними сказками. Знакомит с животными, обитающими на территории Югры, природными особенностями с помощью картинок и загадок,  расширяет кругозор, развивает произвольное внимание.

2. «Путешествие к Хантам» (действие выполняется игровыми фишками, дети  кидают кубик, называют цифру и шагаю определенное количество шагов по выпавшей цифре на кубике).

Путешествуя по территории Югры, дети встречают животных, птиц обитающих на территории,  карточки с описанием природы, деревьев, знакомятся с промыслом коренных народов,  победитель, тот, кто первый дойдет до жилища хантов.

Многофункциональная дидактическая игра  «Югра – мой край родной»  - это замечательный и эффективный способ решения развития  проблем мелкой моторики, внимания и памяти. Играя, ребенок учится рассуждать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, доказывать и обосновывать свой выбор, что  способствует  усидчивости воспитанников,  а также один из способов создания  хорошего настроения и положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «День защитника Отечества»

Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.Этот проект — подходящий повод рассказать детям, что такое смелость и отважность, а с другой стороны &nd...

Творческий краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Самая родная мамочка моя»

-повысить социальную значимость материнству;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.- учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения в расск...

Творческий краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Самая родная мамочка моя»

повысить социальную значимость материнству;формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Мой Мегион» для детей 6-7лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №2 Рябинка»...