Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативного развития
консультация

Поповская Светлана Ивановна

Игровая деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. С помощью игровой деятельности можно решать практически все задачи программы речевого развития, т.о. игра, как средство социально коммуникативного развития детей, способствует полноценной личности, способной жить и работать в современном мире. На основании проведенной работы мы можем убедиться в том, что игра является особым видом деятельности дошкольников, её развитие зависит от знаний, умений и навыков, полученных в других видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие

социально-коммуникативного развития

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.

При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. В связи с этим мы ставим в основу приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В ФГОС ДО вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально- нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Ведущая роль педагога является создание условий для полноценного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками в соответствии с его возрастными особенностями.

Реализация задач социально – коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Социально-коммуникативное и речевое развитие дошкольников происходит через ведущую деятельность дошкольника - игровая.

Игровая деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. С помощью игровой деятельности можно решать практически все задачи программы речевого развития, т.о. игра, как средство социально коммуникативного развития детей, способствует полноценной личности, способной жить и работать в современном мире. На основании проведенной работы мы можем убедиться в том, что игра является особым видом деятельности дошкольников, её развитие зависит от знаний, умений и навыков, полученных в других видах деятельности.

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Актуальность: В условиях современности главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие. Современное полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Проблема формирования речи у дошкольников является важной трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Главным недостатком является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приёмы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приёмами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технологии ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель:

- Развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность;

- умение договариваться при распределение ролей, обсуждение фильма;

- закрепление умения выстраивать логическую цепочку действий.

Задачи:

- Создать условия для игровой деятельности детей в группе;

- Наладить взаимодействия между детьми, которые выбрали определённые роли;

- Стимулировать творческую активность;

- Прививать элементы навыков социального общения;

- Развивать диалогическую речь;

- Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли;

- Расширять словарный запас.

Предполагаемый результат:

- Научить детей выполнять ролевые действия, договариваться при распределении ролей;

- Научить детей подмечать красоту и необходимость профессий;

- Сформировать у детей знания и представления о «Салоне красоты»;

- Научить детей видеть результаты своей игры и рассказывать о своей деятельности;

- Доброжелательное и активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

- Умение высказывать свою точку зрения во время игры.

Участники игры: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, набор расчесок, фен, крема, шампунь, лак для волос, лак для ногтей, детские ножницы, пелерина, набор «детский парикмахер», бигуди, ленты, песочные часы, телефон, касса, альбомы с фотографиями причесок, набор для обработки ногтей, салфетка.

Подготовительная работа:

Рассматривание картин и картинок из серии «Кем быть?»

Знакомство с работой парикмахера, мастера по маникюру, работника солярии, администратора.

План – график реализации проекта

Этапы проекта

Задачи на каждом этапе

Механизм реализации

Сроки

Предварительный

подготовительный

Выдвигать гипотезу; определять цели и задачи проекта; изучать необходимую литературу. Подбирать методическую литературу. Формировать умение распределять роли, договариваться о действиях в игре.

Беседа о культуре поведения, совместные действия, рассматривание иллюстраций, из серии «Кем быть?» организация игры, наглядная информация для родителей, разработка картотеки, экскурсия «посещение парикмахерской» с родителями, чтение, составление рассказа по картинке, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.

Дидактическая игра: «Сделаем прическу кукле», «Золушка собирается на бал».

Изготовление атрибутов к игре.

Основной

Сюжетно – ролевая игра

Включать каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков

Совет, рекомендации, непосредственное наблюдение, активное внедрение развивающих форм работы с детьми, реализация воспитательно образовательных мероприятий с детьми.

Заключительный

Период осмысления собственных результатов. Показ фильма и обсуждения хода игры.

Просмотр диафильма и обсуждение, определение итогового результата активного словарного запаса детей. Анализ достижения целей и полученных результатов.

Ход занятия:

Дети самостоятельно выбирают сюжетно-ролевую игру, распределяют роли: кто будет администратором, кто мужским мастером, кто женским мастером, кто работник солярий, кто мастер по маникюру, кто косметолог.

Сюжет

В салоне красоты работают специалисты мужского и женского залов, массажист, кабинет маникюра. С утра приходят мастера, администратор. Специалисты готовят рабочие места, принимают клиентов: либо в порядке очередности, либо по предварительной записи. Каждый специалист предлагает услуги, после заявки специалисты выполняют свои функции, отправляют клиентов к администратору для оплаты, клиенты благодарят, уходят. Специалисты приглашают посетить еще салон.

Игровые действия

Роль

Игровые действия

Атрибуты

Администратор

Организует работу, заказывает товар, оборудование, беседует с клиентами, принимает за услугу плату, сдаёт сдачу, записывает в журнале, предлагает чай, кофе, средства по уходу. Встречает и провожает клиентов.

Телефон, журнал, ручка, касса, деньги, модные журналы, ассортимент товаров для продажи

Мастер по маникюру

Делает массаж рук, обрабатывает инструменты, занимается уходом за ногтями, красит их, наносит крем, делает ванночки, дает рекомендации по уходу за руками, выписывают квитанцию.

Набор для обработки ногтей, ванночки. Набор лаков, кремов, полотенец.

Работник солярии

Приглашает клиентов, определяет время услуги, приглашает ещё посетить салон, выписывают квитанцию.

Ширма, стол, песочные часы.

Мастер мужского и женского зала

Выслушивает желание клиента, выполняет работу по уходу за волосами: стрижка, покраска, укладка, мастера делают прически.

Принадлежности для мастера: туалетный столик с зеркалом, полотенце, набор расчесок, бигуди, пелерина, шампуни, лак и гель для волос, детские ножницы, образцы для окраски волос.

Снимаем фильм «Салон красоты»

Заключительная беседа:

Воспитатель: Встанем в круг, посмотрим друг на друга, улыбнемся. Присаживайтесь на стульчики. Я видела вы очень любите играть? А в какие игры вам нравится играть и почему?

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру: я буду говорить названия игры, а вы будете называть роли в этой игре и передавать мяч друг другу. Только есть важное правило: роли повторять нельзя.

Воспитатель: Больница

Ответы детей

Воспитатель: Школа

Ответы детей

Воспитатель: Салон красоты

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фильм очень интересный, необычный. В этом фильме роли исполняли вы сами.

Просмотр фильма

Воспитатель: Мы просмотрели фильм. Какие роли вы играли? Кто кем был? Какие действия выполняли?

Ответы детей

Воспитатель: Справился ли каждый из вас с ролью?

Ответы детей

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть

Физминутка: «Мы поссорились с подругой

И расселись по углам

Очень скучно друг без друга-

Помириться надо нам.

Дам ей мишку, дам трамвай

И скажу – «играть давай»

Воспитатель: Ребята, чтобы игра была интересной, существуют правила. Давайте вспомним их, я буду вам показывать карточки, а вы называйте правило.

Дети отвечают и объясняют правила поведения в общественных местах: «Спокойно разговаривать», «Обращаться по имени», «Поднимать настроение», «Умение выслушать», «Уметь договориться», «Говорить вежливые слова».

Воспитатель: Ребята, что нового мы узнали, что повторили, чему научились?

Ответы детей

Список литературы:

1. Барсукова Л.С., Тверетина Е.Н., Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. Васильевой. – М.:Посвещение, 1986. – 112с.

2. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников – Рад. Школа, 1982. – 112с.

3. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка – пресс, 2009. -96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"

Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...

«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)

В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...

Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ

Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков  у воспитанников с ОВЗ...