Мастер класс для педагогов Ранняя профориентация детей " Тропинки в мир профессий".
материал

Первойкина Валентина Александровна

Познакомить педагогов с методами и приемами роботы с детьми по формированию ранней профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс Ранняя профориентация детей «Тропинки в мир профессий»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.

Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

 

В национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребёнка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребёнка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности

Действительно выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален.  Однажды, когда мы с детьми беседовали на тему профессий, тогда я поняла, что у детей очень мало знаний на эту тему. Решила дать им домашнее задание: расспросить у родителей, кем они работают. Дети дома узнали о профессиях своих родителей и на одной из очередных встреч, рассказали о них, отвечая, на вопросы:

 - Каким трудом заняты родители?

- Были ли вы на работе у папы, у мамы?

- Вы видели, каким трудом они заняты?

- Что умеют делать? Что делают на работе?

И тогда я решила, что тема самообразования будет «Тропинки в мир профессий» и реализовывать ее в своей группе. Ведь детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.

Давайте для начала вспомним, что же такое профессия?

Предполагаемые ответы коллег

Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от «profiteer — объявляю своим делом», род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому ребёнка можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.

Ранняя профориентация носит, преимущественно ознакомительный характер (общее знакомство с миром профессий).

Главная цель ранней профориентации детей- это развивать эмоциональное отношение к миру профессии, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности профессий.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, я обратила внимание на создание соответствующей развивающей среды, которая бы не только способствовала ознакомлению детей с профессиями взрослых. Уголки сюжетно – ролевых игр.

 Знакомя детей с профессиями проводила игру «Доскажи слово».

 Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет в поле… (тракторист).
Самолетом правит… (летчик).
Клеит книжки… (переплетчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поет… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткет ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьет… (сапожник).
Нам печку сложит на зиму… (печник).
Обслужит в поезде нас… (проводник).
Потушит вмиг пожар… (пожарный).
На Крайнем Севере работает… (полярник).
С другого языка переведет… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
В машине возит груз… (шофер).
Хлеб убирает… (комбайнер).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В кузне трудится... (кузнец).
Кто всё знает - молодец!

А сейчас давайте поиграем Игра «Самая – самая»

Инструкция: "Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, в наибольшей степени данной характеристике подходят.

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

4. Самая волосатая (парикмахер...)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

6. Самая смешная (клоун, пародист...)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Для организации работы по ранней профориентации я создала «Календарь профессий». В котором размещаем всё, что узнаём вместе с детьми о выбранной профессии.

Создала в группе уголок профориентации, который содержит: дидактические игры, наглядные пособия и художественную литературу по теме, различные картотеки. С детьми провожу экскурсию по детскому саду, в медицинский блок, на кухню, провожу беседы, читаем детскую художественную литературу, на прогулке наблюдаем за трудом дворника и, конечно же, играем. Ходим на экскурсии в музей.

Главное, чтобы ребёнок проникся уважением к любой профессии и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и приносить пользу окружающим людям. С профессиями я предлагаю знакомить детей по следующему алгоритму:

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Форменная одежда
  4. Орудия труда
  5. Трудовые действия

Предлагаю рассказать о профессии по этому алгоритму (предлагаю на выбор несколько профессий).

Предлагаю игру, которую можно назвать «Цепочка профессий»

Тили-тили! Тили- бом! Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром!

А за нею во весь дух бежит с помелом петух!

У кошки случилась беда: пожар. Кого нужно позвать на помощь?

 Итак, первая профессия в цепочке-пожарный. Попробуйте поразмышлять в своей команде развить и составить сюжет истории и включить необходимые по вашему усмотрению профессии.

 Мой вариант (на пожаре пострадала кошка- нужен ветеринар. Кошку вылечили, но ей надо где-то жить- нужен архитектор, затем строитель. Дом готов но кругом мусор, грязь-нужен ландшафтный дизайнер. В дом нужна мебель. посуда. Дом готов новоселье нужен торт- кондитер.

Игра «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

  1. Если нет охоты – мало толку от работы.
  2. Дело мастера боится.
  3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.
  4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.
  5. Труд кормит, а лень портит.
  6. Кончил дело — гуляй смело.
  7. От труда здоровеют, а от лени болеют.
  8. На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  9. На глаз надейся, а отвесом проверяй.

Игра «Пантомима»

Условие: показать профессию без слов.

Садовник, официантка, фотограф, балерина, учитель, продавец.

10. Игра «Назови героя сказки и его профессию».

Условие: назвать героя сказки и его профессию

  1. Кем был Печкин-персонаж произведения «Трое из Простоквашино»
  2. Профессия Карабаса Барабаса из сказки «Золотой ключик»
  3. Женщина, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня,- говорила она,- и дети , и собаки, становятся шелковыми». («Три повести о малыше и Карлсоне»)
  4. Профессия Врунгеля
  5. Профессия героя К. Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки
  6. Кто был старик из сказки о Золотой рыбке А.С. Пушкина
  7. Назовите профессию Джузеппе из сказки А. Толстого "Золотой ключик".
  8. Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?
  9. Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»?
  10. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку
  11. Какой профессии был друг Элли, получивший сердце из сказки «Волшебник Изумрудного города».
  12. Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова
  13. Кто спас Красную шапочку?
  14. Профессия Мэри Поппинс
  15. Профессия Стекляшкина из сказки «Незнайка на Луне»
  16. Профессия Винтика и Шпунтика из сказки «Незнайка на Луне»
  17. Профессия Пилюлькина из сказки «Незнайка на Луне»

11. Игра «Волшебный мешочек».

Условие: наощупь определить предмет и сказать какой профессии он необходим.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константин Дмитриевич Ушинского - основоположника научной педагогики в России:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формирование у детей основ безопасного поведения, как средство ранней профориентации"

Формирование у детей основ безопасного поведения как средство ранней профориентации....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды "Навигатум: В мире профессий"

Основная цель мастер-класса – это дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по ранней профориентации дошкольников через передачу опыта путем прямого и комментированно...

Мастер-класс на тему: " Ранняя профориентация дошкольников "

система мер ,направленных на ознакомления  детей с профессиями...

Методическая разработка «Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников»»

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной ...

Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Ранняя профориентация дошкольников".

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой...

«Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников» 29.10.2023г

laquo;Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников»Воспитатель Сергеева О.А.Октябрь 2023г Цель: привлечение родителей к участию в процессе профессионального са...