«НАРОДНЫЕ ИГРИЩА» (русские народные хороводные и подвижные игры)
проект (средняя группа)

Проховцева Елена Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ ПО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ

ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НАРОДНЫЕ ИГРИЩА»

(русские народные хороводные

и подвижные   игры)

 

 

 

 Музыкальный руководитель

Проховцева Елена Владимировна

2023-2024гг.

Актуальность.

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

Русские народные игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. 

 Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.  Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений),  совершенствуем двигательные умения и навыки детей.   Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей  играть  активно и самостоятельно. Только так  дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать  степень внимания и мышечного напряжения,  приспосабливаются к изменяющимся условиям     окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны,  а русские народные игры с пением еще и музыкальны.

Четкой классификации  русских народных  игр нет. На основе  исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

1.Подвижные  (спортивные) игры соревновательного характера

 ("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);

2.Обрядовые (календарные)      игры       имели       связь       с       народным

сельскохозяйственным календарем.

 ("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);

3.По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой

 ( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");

4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков  

("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);

5.С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру

 ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");

6.Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия

("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").

7.Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент

("Сорока-сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.   Народные игры как жанр   народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

 Вид проекта:  творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный  (12 месяцев), 

Участники проекта:

  • музыкальный руководитель,
  • воспитатели,
  • дети средней, старшей и подготовительной   группы.

Цель проекта: Создание условий для духовно-нравственного воспитания  детей старшего дошкольного возраста посредством  народного игрового фольклора.

Задачи:

  • Познакомить  детей с русскими народными хороводными и подвижными играми.  
  • Развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве русского народа.
  • Развивать  двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку.
  • Развивать  память,  творческое воображение,  познавательную активность, фантазию.
  • Воспитывать патриотические чувства, смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля.
  • Обогащать          словарный           запас          детей          названиями предметов  быта  русского народа.
  • Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
  • Способствовать внедрению хороводных  и подвижных  народных  игр в  праздники, режимные моменты,   образовательную         и       самостоятельную деятельность.

Формы реализации проекта:

1.Праздничные гуляния (календарные народные праздники)

  1. Игры-забавы (прогулка, режимные моменты)
  2. Творческая мастерская (изготовление атрибутов к играм)
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Семейные Игрища.

Ожидаемые результаты:

  • У детей разовьются музыкальные, речевые и двигательные  навыки.
  • Сформируются доброжелательное  отношение  друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные  и подвижные игры.
  • Дети узнают  древние  традиции  и обычаи, связанными с хороводными и подвижными играми.
  • Сформируется живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
  • У детей произойдет накопление  игрового  опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными  видами игр.

Материально - технические ресурсы:

  • подбор необходимой литературы;
  • подбор русских народных игр, хороводов;
  • составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные);
  • составление картотеки - считалок, закличек;
  • создание   условий      для    проведения  мероприятия

(оформление зала, атрибутов, подбор  костюмов).

 

Этапы реализации проекта «Народные игрища»

 

 

Этап

Сроки реализации

 

Содержание работы

 

Планируемые результаты

 

 

 

Подготовительный

 

 

Сентябрь

2023

Подборка необходимой литературы, конспектов бесед, иллюстраций, атрибутов для игр, создание картотеки хороводных игр, создание оптимальных условий для реализации проекта.

Конспекты бесед, атрибуты к играм, картотека

хороводных  и

подвижных игр, 

 

 

 

Содержательный

 

Октябрь 2023

май 2024

Проведение бесед-практик,  разучивание движений и текстов хороводных        игр,  организация досугов,

Развлечений с использованием  игрового фольклора.

Приобретение детьми знаний, умений и навыков в хороводных играх. Вызвать желание детей играть в эти игры в повседневной жизни не только в детском саду, но и дома с родителями и друзьями.

 

 

 

Итоговый обобщающий

 

Октябрь

2023

 

Май 2024

 

 

Итоговые мероприятия по плану музыкального руководителя

Вызвать желание у детей и родителей самостоятельно

пополнять свои знания          в

направлении изучения народных хороводных и подвижных игр.


 

Календарный план по реализации  проекта « Народные игрища»

 

 

 

Этапы

 

Сроки

 

Содержание работы и сроки реализации

 

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгото

витель

ный

 

Сентябрь

2023

 

Знакомство с содержанием проекта педагогов, работающих с детьми, обсуждение содержания и степени участия специалистов.

Распределение педагогической работы по реализации проекта

 

 

 

Изучение дидактических материалов, художественной литературы и практики других педагогических работников по приобщению детей к народным хороводным играм, разработка  календарного плана.

Обзор литературы, опыта работы по приобщению

дошкольников   к хороводным      и подвижным  играм. 

 

 

Календарный  план

 

Подготовка        материальной         базы по реализации проекта.

Материальная база  - аудиозаписи, видеозаписи,         атрибуты    и декорации.

Мотивирование          детей         на      реализацию проекта.

Дети проявят  интерес к проекту

 

 

 

Содержа

 

тельный

Октябрь

2023

« Осенние игрища»

Дать детям понятие, что такое игровой хоровод.

Дети узнают, что такое игровой  хоровод, познакомятся  со структурой и правилами русских хороводных игр в доступной для их возраста форме. 

Развитие координации и речи с движением.  

Старшая  гр.

Подг. гр.

«Здравствуй, как дела».

«Дед Мазай»

«Сиди, Яша»

«Ворон»

 «Грушка»  

«Бабушка Маланья»

«Хозяйка да работники» «Огородник» 

Игротека «Игры  октября»

 

Самостоятельная деятельность.

 Ноябрь 2023

«Капустные посиделки»

Познакомить детей с играми тематической направленности

Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни,

Старшая  гр.

Подг. Гр.

 

 

 

 

«Капустка моя»

«Тетера» «Аленький цветочек» «Чурилки»

«Капуста»

 «Подушечка» «Дударь».

«Горшки»

 

передача   знаний своим друзьям.  

 Игротека «Игры ноября»

 Самостоятельная деятельность

Содержательный

 

Декабрь 2023

 

«Здравствуй, гостья зима»

Овладеть игровыми хороводами      по теме Зима

 Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача  знаний своим друзьям

 

Старшая гр.

 

Подг.гр

«Метелица»

«Мороз-красный

нос» 

«Снежная баба»

«Зимушка-зима»

  «Как    на тоненький

ледок»

«Мороз»

«Зима и дети»

 

 

 

Игротека «Игры декабря»

 

Закрепление знакомых хороводов и игр  по желанию детей 

Январь 2024

 

« Рождество» «Колядки»

Знакомство с   рождественскими

хороводами и подвижными играми.Колядками.Закличками. 

  Координация речи с движением,  развитие двигательной подражательности, обогащение словаря, развитие чувство ритма, работа над слоговой структурой.

Старшая гр.

Подг. Гр.

«Сею, вею снежок»

«Мороз»  

«Ты, катись,  снежок»

«Сею,вею..»

«Льдинки,         ветер         и мороз» «Каблучок»

 

Игротека «Игры января»

Закрепление знакомых хороводов и игр  по желанию детей 

Февраль 2024

 

«Масленичные игрища» 

Знакомство с традициями Масленицы, обрядовые игры и хороводы.

 

 

Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача  знаний своим друзьям.

 

Старшая гр.

 

 

 

Подг. Гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Шел козел по лесу»

«Блинок»  «Масленичный платочек»

« Звонарь»

 « Вьюны»

«Кривой петух»

«Пирог»

 

 

Игротека «Игры февраля»

Самостоятельная деятельность  

Март2024

 

« Весна идет, весне дорогу» Знакомство с хороводами и играми весенней направленности

Закрепление знаний детей о приметах и признаках   Весны. Координация речи, движения. 

Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача  знаний своим друзьям.

Старшая гр.

Подг. Гр.

«Игра с солнцем» 

«Матушка Весна»

«Водица»

«Воевода»

«Ай, гу-гу»

 

«Родничок»

«Заря-заряница»

«Как под наши ворота»

 «Солнышко, ярче грей»

Игротека «Игры марта»

 

Самостоятельная деятельность  

 

 

 

 

 

 

Апрель

2024

« Птичий базар»

 Разучивание игр и хороводов о птицах.

 

Закрепление знаний детей о  перелетных птицах.  

Старшая гр.

Подг. Гр.

 «Жаворонок»

« Кукушка»

«Дятел»

«В сыром            бору

тропина»

 

«Гнездышко»

«Птицелов»

«Лебедушка» «Селезеньи утица»

 

Координация речи, движения.

 

Игротека «Игры апреля»

Самостоятельная деятельность  

Май 2024

«Что мы делаем не скажем, что мы делаем покажем»

Знакомство с играми и хороводами 

бытовой направленности

 

Координация речи с движением, развитие двигательной подражательности, обогащение словаря,

 

 

 

 

Старшая гр.

Подг.гр.

развитие чувство

ритма, работа над слоговой структурой. 

«На горе то лен»

«Ткачиха»

«Никанориха»

«Редя»

«Мак, маковочек»

«Челнок»

«Пахари и жнецы»

«Кострома»

 

image

 

Игротека «Игры мая»

Закрепление знакомых хороводов и игр  по желанию детей 

 

 

 

 

 

 

 

Август июнь

«Веселись детвора, начинается игра» Разучивание игр и хороводов природной и сезонной направленности

«Березка»

«Батюшка медведь»

«Стадо»

«Пчелки золотые»

«Веночек»

«Пчелки и ласточка»

«Огородник и воробей»

«Дедушка Водяной»

«Бодливая корова»

«Барашек»

«Скок-поскок,молодой дроздок»

«Аист и лягушки»

«Здравствуй,дедушка Прокоп»

 

 

Знание детьми слов и движений игры, использование   в повседневной жизни, передача            знаний своим друзьям.

Развитие   ловкости, внимания, сообразительности,

взаимовыручки и взаимопомощи.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Народные детские подвижные игры» в старшей группе

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с ос...

Презентация "Народные календарные подвижные игры"

Народные подвижные игры  разнообразны,  они требуют много движения,  дают массу  физических навыков и умений, развивая  у детей ловкость, меткость, быстроту и силу.Неоценимым ...

Проект "Народные детские подвижные игры"

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа чере подвижную игру....

К ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА.

История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной ку...

Народные национальные подвижные игры

В данной статье рассказывается о методике проведения народных национальных подвижных игр....

Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры"

Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры" с детьми старшей и подготовительной групп...

Буклет "НАРОДНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ"

На протяжении многих столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так и главным весельем в праздниках и гуляньях....