Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.27 КБ |
Предварительный просмотр:
О. В. Епифанова,
воспитатель первой кв. категории
МБДОУ №53 «Радуга»
г. Лесосибирска»,
Н. В. Каминская,
воспитатель МБДОУ №53 «Радуга»
г. Лесосибирска»,
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие с первых жней жизни ребенка является залогом успешного осуществления различных видов деятельности и формирования способностей, т. е. от того как ребенок видит, слышит и осязает окружающее. Именно поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось в процессы познания окружающей жизни ребенка.
Первоначальной ступенькой развития ребенка является чувственный опыт, который наиболее восприимчив в раннем возрасте, на основе ощущений формируется представления о свойствах и качестве предметов. От сенсорного развития зависит готовность ребенка к школе.
Таким образом, проблемой формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Сенсорные способности не являются врожденными их нужно начинать развивать, как можно раньше.
Цель: создание условий для развития умственных способностей детей, развитие мелкой моторики посредством дидактических игр.
Задачи:
- формировать первоначальные представления: о форме, величине, цвете;
- упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами;
- способствовать развитию умений и навыков обследовать предметы;
- дать представления о правилах дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей;
- повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсорно-моторной действительности;
- воспитывать познавательный интерес и любознательность;
- привлечь родителей в оказании помощи по изготовлению дидактических игр.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание окружающего мира происходит с ощущений, созерцания, и восприятия (все эти аспекты влияют на развитие органов чувств ребенка). Развитие ощущений и восприятия в дальнейшем создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (память, воображение, мышление).
Сенсорное развитие через дидактические игры выполняет определенный ряд задач:
- Учит ощущать окружающий мир через органы чувств,
- Формирует основные действия ребенка (координация движений пальцев рук, алгоритм последовательности действий, выполнять правилам игры),
- Развивает усидчивость,
- Учит исследовать окружающий мир.
Таким образом, было решено изготовить методические пособия, которые включают в себя совершенствование знаний, умений, навыков и речи ребенка, а также развивает мелкую моторику рук и ощущения (Приложение 1)
Методы и приемы:
- наглядный (использование наглядно – демонстрационного материала);
- игровой (создание проблемно – игровых ситуаций);
- практический (практические действия).
Технологии: игровые
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Ожидаемые результаты:
- активации познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, внимания), развитие усидчивости, мелкой моторики, и пространственных представлений;
- повышение мотивации к самостоятельному экспериментальной деятельности детей;
- создание эмоционально – положительного настроя у детей;
- умение работать в подгруппе и группе;
- развитие устойчивого интереса к дидактическим играм;
- воспитание уверенности у ребенка в своих силах.
Все материалы делим на группы:
- для развития представлений о цвете,
- для развития представлений о форме,
- для развития представлений о величине,
- для развития тактильных ощущений,
- для развития мелкой моторики рук,
- комплексные пособия,
Среда выполняет определенный ряд функций:
- стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.),
- развитие мелкой моторики,
- создание положительного эмоционального фона.
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развитию познавательной деятельности развивает речь (расширяется словарный запас ребенка) и сенсорные эталоны, но и влияет на развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, совершенствуются знания и умения, навыки игровой и учебной деятельности.
Таким образом, сенсорное развитие оказывает огромное влияние на развитие ребенка в раннем возрасте, главное условие познавательного развития это правильная и быстрая ориентировка в меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать мир. Быстрое включение сенсорных систем является ключевой способностью человека для его полноценного развития.
Литература
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С.424
- Венгер Л. А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
- Игры – занятия с малышами. / А. Н. Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
- Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М., 1997. – С. 412
- Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
- Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание// Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С.87
- Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/
- Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
- Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
- Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.9
Приложение 1
Игры для индивидуальной работы
Игры в парах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-907668-1491932624.jpg)
Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1066192-1605627182.jpg)
Проект «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Материал будет полезен воспитателям....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112149-1549279457.jpg)
Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1197680-1579027805.jpg)
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/11/picture-1299127-1697035939.jpg)
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
laquo;Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/11/picture-1299127-1697035939.jpg)
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-969580-1546667983.jpg)
Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"
Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....