Занятие "Бубен"
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие в средней группе "Знакомство с бубном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buben.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Бубен

Цель: Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.

Задачи: Способствовать формированию интереса к музыкальным инструментам и бережному отношению к ним.

Ход занятия:

М.р. – Вы, наверное, все обратили внимание на красивый сундучок, который стоит у нас на столе. А в ней лежат музыкальные инструменты, а какие вы должны угадать. Я вам загадаю загадки.

       Что за палочка? Что за трубочка?

       Дунешь в дырочку - и вот, она сразу запоёт. (дудочка)

      Динь-дон, динь-дон…. узнаёте этот звон?

      Никогда он не грустит, переливисто звенит. (колокольчик)

      Сам пустой, голос густой,

      Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

       Он любит, когда его бьют, покоя ему не дают,

       Он пляшет в руках и звенит, и добрых людей веселит. (бубен)

 Молодцы, все загадки отгадали. Хотелось бы вам узнать больше об этих инструментах?

О каждом из них мы поговорим обязательно. А сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным инструментом – бубном. (картинка бубен). 

У нас есть разные бубны (показывает игрушечные и профессиональный). Сравните бубны и скажите, чем они отличаются друг от друга. (ответы). 

Эти бубны яркие, с рисунками, пластмассовые, лёгкие, удобные для детей. (показ игрушечных)

А вот этот большого размера и тяжелее. Он не так красив и ярок. (показ профессиональный). Кто же может играть на таком бубне?

Играют на нём не дети, а взрослые- профессиональные музыканты. Давайте рассмотрим. У бубна есть обруч с отверстиями- в него вставлены металлические тарелочки- погремушки. На обруч одной стороны натягивается кожа, а с другой стороны натягиваются струны с бубенчиками. Когда человек потряхивает бубном или бьёт по коже, получаются своеобразные звуки – бубен и стучит, и звенит одновременно. (исполняет несложный ритм)

А как называется человек, играющий на бубне? Давайте вместе подумаем. На трубе играет (трубач), на скрипке (скрипач), а на бубне (бубнист). Посмотрите, как выглядят профессиональные бубнисты, какие у них разные бубны.

Хотите попробовать стать настоящим бубнистом? Вставайте в круг. Поиграем в игру «Попляши с бубном».

Дети стоя в кругу на мотив песни «Ах, вы сени…» передают бубен друг другу.

           Ты катись, весёлый бубен,

           Быстро, быстро по рукам.

           У кого весёлый бубен-

           Тот сейчас сыграет нам!

Ребёнок, у которого остался бубен на конец музыкальной фразы, выходит в центр круга играет или танцует с бубном, остальные дети хлопают. Каждый следующий ребёнок, в чьих руках окажется бубен придумывает новые движения. В конце игры выбирают ребёнка, кто интереснее станцевал. Дети проходят на свои места.

Звучит негромко фонограмма бубна.

М.р.- Никто не знает, когда люби придумали и начали изготавливать бубны. Известно только то что бубен и барабан самые древние музыкальные инструменты. Они появились очень-очень давно, когда люби ещё жили в пещерах, хижинах, ходили на охоту и приносили добычу – убитых животных. Шкуры животных были очень нужны людям, чтобы шить из них одежду, укреплять своё жилище. А ещё для того, чтобы изготавливать бубны. Шкуры очищали от шерсти, вымачивали в воде, сушили и натягивали на деревянный обруч, который тоже придумали как делать.

Показ старинных бубнов.

М.р.- А вот старинные – они не очень похожи на современные: у них нет тарелочек, бубенчиков, они больше по размеру. С обратной стороны делали пепекрестье, чтобы держать бубен. Били по бубну не рукой, а колотушкой, чтобы звук был громкий.

Как вы думаете, где можно увидеть такой бубен сейчас? (в музее). 

В Москве есть музей музыкальной культуры имени Глинки, там собрана коллекция старинных музыкальных инструментов со всего мира. И есть в этой коллекции и старинные бубны. Как вы думаете, можно на таких инструментах играть? (ответы). Этим экспонатам очень много-много лет, на них больше не играют- их можно только рассматривать и удивляться тому, что они до сих пор сохранились! Вот как хорошо были сделаны когда-то бубны и не похожи друг на друга.

А когда люди научились рисовать, они стали украшать бубны рисунками.

Мы с вами поиграем в русскую народную игру «Бубен».

В центр зала ставится «пенёк», на который садится водящий – «бубен». Дети движутся по кругу под стихотворение:

      Бубен сел на пенёк, просидел там весь денёк. (останавливаются)

      Коза бежала- рогами мотала: «Ме-е-е!» (приставляют указательные пальцы к голове, «бодаются»)

       Конь скакал- копытом поддал: «Иго-го!» (руки за спину, топают ногой)

       Свинка проходила- бубен уронила: «Хрю-ю!» (приставляют кулачки к носу «пятачок»)

       Бубен с пня свалился, по дороге покатился… («бубен» бежит по внутреннему кругу)

       Долго катил и … в лужу угодил! (останавливается и садится на пол)

       В луже извозился, весь измочился («выжимает мокрую одежду»)

       Да на всех озлился! (встаёт с рассерженным видом)

       Замахал руками (машет)

       Застучал ногами (топают)

       Побежал за нами! (ловит детей)

Пойманный ребёнок становится «бубном».

М.р.- На Руси бубен был одним из любимых народным музыкальным инструментом. Ни один праздник не обходился без весёлого звонкого бубна. Скоморохи очень ловко играли на праздниках. Могли ударять и рукой, локтем, коленом, даже носом.

Давайте ещё в одну игру поиграем «Кто быстрей ударит в бубен».

          Вот сколько мы узнали интересного о бубне.

          Какие два самых древних музыкальных инструмента вы знаете? (бубен, барабан)

          С какими тремя видами вы познакомились? (с детским, профессиональным, старинным)

          Какие основные материалы нужны для изготовления бубна? (дерево и кожа)

          Как называют музыканта, играющего на бубне? (бубнист)

          Где можно увидеть старинные бубны? (в музее музыкальных инструментов)

          В какие игры мы с вами играли сегодня?