Занятие "Пасха"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Занятие в старшей, подготовительной группе к празднику "Пасха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_pashe.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыке "В гостях у курочки Рябы" для старших дошкольников.

Цель: приобщение к истокам народной культуры, знакомство с праздником Пасхи.

Задачи:

1) Обучающие:

- учить детей навыкам драматизации;

- знакомить детей со средствами музыкальной выразительности (тембр, ритм, регистр);

- учить передавать в движениях образы сказочных героев (дед, баба, мышка) и их действия.

2) Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальные способности и творческое мышление.

3) Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и уважение к культурному наследию и традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: ПК, проектор, звукозаписи, видеоматериалы, фортепиано, деревянные ложки, маски кота и мышки, куклы: дед, баба, курочка Ряба и яички простое и золотое.

Репертуар: «Утро» Э.Грига, «Колыбельная» И.В.Моцарта, «Курочка Ряба», музыка М. Магиденко, «Христос воскрес», «Кот и мыши» Ф.Рыбицкого, русские народные мелодии.

Ход занятия:

Дети входят в зал и поют музыкальное приветствие:

                        В зал заходим и тот час

                        Мы приветствуем вас.

М.р. (здоровается с ребятами, пропевает «Здравствуйте»)-

         Проходите, проходите

         И места свои займите.

Дети садятся на стульчики.

Предлагает вспомнить сказку о курочке Рябе:

Жили – были Дед и Баба (показывает фигурки из кукольного театра).

Как вы думаете, дети, что они делают сейчас?

Музыкальная загадка по пройденному материалу: звучит «Колыбельная» Моцарта.

(Дети узнают мелодию и предполагают, что дед с бабой еще спят).

М.р. - Попрошу я всех ребят показать, как дед с бабой спят.

Дети складывают ладони у щеки, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р!»

М.р.- А сейчас послушаем произведение Э. Грига и оно нам подскажет, что же было дальше.

Слушание «Утро» Э. Грига.

(Дети узнают мелодию и предполагают, что дед с бабой просыпаются).

М.р.- Да, это проснулось солнышко на небе,

           А первый лучик разбудил бабу и деда.

           Ребята, раз, два, три — повернись

           И в бабу с дедом превратись.

(Поворачиваются.)

           А теперь раз, два, три

           Себе пару найди.

(Встают парами.)

           Девочки — бабушки сейчас, а мальчики — дедушки.

Музыкальная разминка.

Основано на комплексе дыхательных упражнений О. Н. Арсеневской:

            Бабки с дедками проснулись.

            Обнялись и повернулись.

(Выполняют движения по тексту).

            После сладко потянулись.

(Потягиваются «после сна».)

            Подышали – вдох, другой.

            Пахнет всё вокруг весной!

(Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох разжиманием. На выдохе произносят: «Ах!»)

            Справа – талым снегом.

(Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.)

             Слева – свежим следом.

(Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.)

              Молодой листвой – вверху,

(Вдох с поднятием головы, выдох – свободный.)

               Сочной травушкой – внизу.

(Вдох с опусканием головы, выдох – свободный.)

               Вытянули пятки, сделали зарядку.

(Движение «Каблучок».)

               Дружно сели, дружно встали,

(Движение «Присядка».)

               А потом захохотали!

(Смеются.)

М.р.- Они быстро оделись и пошли работать. Старенькие они были, поэтому и работали, не торопясь.

Звучит отрывок № 1из сказки «Курочка Ряба», музыка М. Магиденко.

М.р.- А что же они могли делать? (Дрова рубить, пилить, воду носить, снег чистить, подметать, тесто месить, пирожки лепить, кашу варить.) А сейчас, мальчики-дедушки и девочки-бабушки, покажите, как они работали.

Упражнение на танцевальное творчество под музыку №1.

Дети с воспитателем имитируют работу в танце. Воспитатель подбадривает детей, помогает словесно.

М. р.- А потом они звали Курочку Рябу. Давайте и мы позовём. Громче, чтобы услышала! (Ребята зовут курочку). А вот и курочка Ряба пожаловала. (показывает игрушку). Важно идёт, крыльями похлопывает, зёрнышки клюёт.

Звучит отрывок №2 из сказки «Курочка Ряба».

М.р.- И снесла она яичко. Давайте покажем, как обрадовались Дед и Баба (дети изображают радость), но присмотрелись к нему, а оно не простое, а какое? (золотое). Пожали они плечиками, покачали головой (выполняют движения). Что делать с таким яичком? Но делать нечего, взяли они его, и пошли грустные домой. (Возвращаются грустные на стульчики).

Захотели они его разбить. Послушайте, как они стучали по нему (Piano.) И мы попробуем (Дети хлопают в такт музыки). А потом стали стучать так (Forte),и мы так попробуем (Дети хлопают в такт музыки).

Упражнение «Тихо-громко» под мелодию №3.

М.р.- Нет, не получается разбить.

           А если не кулачком и не ладошкой,

           А постучим деревянной ложкой?!

Ритмическая игра «Повтори за мной» с ложками.

Дети повторяют определённый ритмический рисунок под музыку отрывка №3.

М.р.- Разбилось яичко? (Дети отвечают: Нет) Что же делать?

Звучит отрывок №4 из музыкальной сказки «Курочка Ряба» .

М.р.- Дети, кто это? (Мышь). Правда, слышите, как она бежала и хвостиком виляла?

Скажите, что же мышка делает? (Бежит, хвостиком виляет). Мышка, какая? (Быстрая, шустрая, лёгкая).

Задела мышка яичко, оно покатилось… и – бах - разбилось! Расстроились Дед и Баба и заплакали громко-громко. Как они плакали? (Дети изображают под музыку отрывка №5).

М.р.- Да вы как настоящие Дед и Баба плакали, а мою загадку отгадаете? Тогда идите ко мне.

Упражнение на различение регистров (Проигрывание отрывка №5 в разных регистрах).

М. р.- Каким голосом плакала Баба? А Дед? (Высоким, низким). А кто сейчас плачет? А это чей голос? А на какую ступеньку вы поставили бы нашего Деда? Почему? А Бабу?

Молодцы. А теперь давайте мы споём для деда с бабой песенку, может они перестанут печалиться. Какую песню вы хотите спеть?

Исполнение знакомой песни по выбору детей.

М.р.- Успокоились Дед и Баба, а тут и Ряба идет, простое яичко несет.

Ребята, а вы знаете, на какой праздник яйцо – самое главное угощение! (предположения детей).

Послушайте, я вам расскажу немного о великой Пасхе.

Из года в год, из века в век

                Передаётся истина,

                Пусть слышит каждый человек:

                Христос Воскрес воистину!

(Рассказывает о празднике)

Слушают песню о Пасхе.

Текст песни:

1. Сегодня у окошка чирикнул воробей

Вставай скорее, крошка,

Проснись скорей, скорей!

Уж всюду льётся пенье

Христос Воскрес, Воскрес!

Сегодня воскресенье -

Поют земля и лес! (2р.)

Припев:

- Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес!

Христос Воскрес!

Нам радость шлёт с небес! (2р.)

2. Вы пойте вместе с нами

Спасителю хвалу,

Он яркими лучами

Рассеял ночь и мглу.

Уж всюду льётся пенье

Христос Воскрес, Воскрес!

Сегодня воскресенье!

Поют земля и лес! – 2р.

Христос Воскрес! - 3р.

М.р.-  А давайте нарисуем эту песенку.

Зарисовка мнемотаблицы.

М.р.- Ну, из вас конечно скоро

           Выйдут славные актеры,

           И танцоры, и певцы,

           Вы, ребята, молодцы!

           Чтоб скорее ими стать,

           Предлагаю поиграть.

Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши». (Дети выбирают ведущего — кота, сами — мыши. Мышки легко на носочках двигаются под музыку врассыпную, а кот «спит». Музыка меняется — кот «крадется» по кругу, созданному мышками, высоко поднимает колени и «выпускает когти». Мышки при этом закрывают лицо ладошками и сидят на корточках. Музыка снова меняется - кот ловит убегающих мышей.)

Рефлексивный круг. Дети садятся кружком на палас и, передавая по кругу солнышко, говорят о том, что им больше всего понравилось на занятии. Педагог благодарит их за работу. Они прощаются и уходят в группу.