Занятие "Вербное воскресенье"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Занятие в детском саду "вербное воскресенье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verbnoe_voskresene.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Вербное воскресенье

Цель: Расширять знания детей о русском народе, его обычаях, традициях, праздниках. Воспитывать любовь к родной природе. Вызвать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания. Создать веселое праздничное настроение у детей, связанное с прилётом птиц весной.

Планируемый результат: Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и загадки о птицах, читают стихи и заклички, поют песни, участвуют в совместных играх и хороводах; проявляют эмоциональную отзывчивость; имеют представления о весенних изменениях в природе.

Методы и приёмы: Рассказ воспитателя, чтение стихов и закличек, беседа, пение песен, игра, показ.

Материал и оборудование: Зал празднично украшен: на зелёном ковре стоят березки, развешаны изображения птиц, солнца; приготовлены шапочки перелётных птиц.

Дети проходят в зал и выстраиваются у центральной стены.

Ведущая: В народе говорили так:

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Что ж, ребята, запоем

Весну – красну зазовем.

Пусть скорее к нам придет

И веселье принесет!

Хоровод «Веснянка»

Дети (хором). Весна, весна красная,

 Приди, весна, с радостью.

 С радостью, с радостью,

Великой милостью.

(Входит весна).

Весна: Здравствуйте, ребята!Это я – Весна - красна,

Отворяйте ворота!

Месяц март прошёл – Белый снег сошёл,

А за ним и апрель

 Отворил окна и дверь,

 А уж как придёт май –

Солнце в терем приглашай!

 А давайте дружно все

Споём песню о весне.

Песенка о весне.

Весна: Спасибо, ребята, что так приветливо встретили меня.

Ведущий: Весна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам здоровье:

Первое – коровье, Второе – овечье,

Третье – человечье.

А ещё я вам принесла вот эти веточки. Посмотрите, ребята, на них и скажите: какое это дерево?

Дети: Это верба!

Весна: Правильно, это верба. Весной, когда начинает цвести верба, празднуется Вербное воскресенье. С давних времён существовало поверье, что это дерево приносит здоровье, силу, красоту тем, кто его коснётся, когда оно распускает почки. Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

Игра «Верба – вербочка»

(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы и приговаривает:

- Как верба растёт, так и ты расти

 - Верба — хлест — бьет до слез.

- Верба бела — бьет за дело.

- Не я бью, верба бьет.

Весна: В Вербный день, ходила я,

Веточки святила,

Чтоб земля была тепла.

Чтобы жито уродило.

Я веточки ребятам дам:

Пускай несут по всем углам.

И сразу станут все добрей,

И сразу станет веселей!

Весна отдает веточки вербы ребятам.

Ведущий: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы праздновали Вербное Воскресение, когда Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим вместе со Своим учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках, как царя и чудотворца. Но Иисус Христос знал, что в Иерусалиме Он пострадает за людей, умрёт на кресте и воскреснет… У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.

1 ребенок: Ветку вербы в вазочку поставлю,

У иконы я зажгу свечу.

Воскресенье Вербное прославлю

И молитовку тихонько прошепчу.

Научиться верить невозможно.

Верить постоянно – тяжкий труд.

Я молюсь за тех, кто в жизни сложной

Верят искренне и верою живут.

2 ребёнок: Нет в России пальм зелёных,

Лишь берёзоньки да клёны,

Да пушится над водой

Ветка вербы золотой.

Верба ветки дарит нам-

Отнесём их в Божий храм

И под колокольный звон

Их поставим у икон.

3 ребёнок: Верба, верба, наша пальма,

Ты на вид совсем проста,

Но тобою мы встречаем

К нам идущего Христа.

Потому и отдаём мы

Каждый год весною вновь,

Белой вербе нашу нежность,

Нашу ласку и любовь.

Ведущий: С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.

Песня «Ласточка»

Весна: Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте

Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. ( жаворонок)

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

 Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины… ( ласточка)

Ведущая: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Весна: Молодцы, знаете названия птиц. Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое.

Готовы скворечники, Можно селиться,

Готовы дома – терема! Летите – летите

Веселые птицы Скорей занимайте дома!

Игра «Займи домик»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

Весна: Пахнет мятою вокруг Ой, шумит гуляние,

Девочки выходят в круг Мальчики, внимание!

Веселитеся, подружки, К нам весна пришла опять!

Её славим, величаем И частушкою встречаем!

1- Мы веселые подружки,

Дружно вместе мы живем.

Ставьте ушки на макушки —

Вам страдания споем.

2- Снег последний с нашей крыши

Словно дождик, льётся,

Под весенними лучами

Веселей поется!

3- А на улице весна,

Первые проталинки.

До свидания, зима!

До свиданья, валенки!

4- Жарко солнце припекает,

Набухают почки,

В длинной сказке о зиме

Мы поставим точку!

5- Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки!

На щеках, как на полянках,

расцвели веснушки!

6- Скоро лес наш молодой

Вновь оденется листвой,

Будет петь в нем соловей,

Чтоб жилось нам веселей!

7- Как на речке ледоход,

Солнышко сияет,

У причала теплоход

Весну поджидает.

8- Очень рады мы весне,

Долго мы гуляем!

Мамы вечером идут,

Их не замечаем!

9- Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Ведущая: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.

Игра «Плетень».

Весна: Ай, спасибо вам, добры молодцы да красны девицы, за то, что меня ждали, звали-позывали, весело пели да плясали. Принесла я вам свои подарки.

Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовет.

На лужок, на простор да за праздничный стол!

Подарю я вам много радостных дней.

Пора мне в лес возвращаться. Много у меня ещё дел в лесу. До свидания!

Ведущая: Весну красную мы встретили,

Да как праздник  наш прошел, не заметили.

Под веселый перепляс

Распрощаемся сейчас.

Танец «Кадриль».

Под музыку дети выходят из зала.

Ход занятия:

– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?

Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.

– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Вот так это было: Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.

«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.

– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.

Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

Евгений Санин

Одеждою и пальмами

Украшена дорога.

Какое ликование!

Какая благодать!

Торжественно, со славою

Встречают люди Бога,

Чтобы потом Его...

Распятию предать!

– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?

В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы.

Татьяна Шорыгина

Нет в России пальм зелёных,

Лишь берёзоньки да клёны,

Да пушится над водой

Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам –

Отнесём их в Божий храм,

И под колокольный звон

Их положим у икон.

С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.

Светлана Высоцкая

Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,

И перед Страстной седмицей

В воскресенье в храм идём,

Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,

Дома у икон поставим.

Ныне Вход Господень славим

В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,

Шёл навстречу муки крестной.

Знал, что будет Он распят,

Знал, что в третий день воскреснет.

В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.

Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пасха – Светлый праздник Христово Воскресения»

Проект средне-срочный познавательный...

Вербное воскресенье

На занятии по изо - деятельности "Вербное воскресенье" решаются задачи по расширению представления детей о православной культуре, развитию эмоционально - чувственной сферы, воспитанию духовно - нравст...

Сценарий праздника "Светлое Христово Воскресение"

сценарий Пасхального праздника, проведенного с детьми подготовительной группы в 2010 году, в рамках православного кружка "Родничок"...

"Пасха - Светлое Воскресение Христово"

Конспект занятия по познавательному развитию....

Консультация для родителей "Праздник Воскресения Христа - Пасха"

Праздник Воскресения Христа — Пасха, совпадающий с пробуждением природы, за прошедшие столетия слился с народными обычаями, семейными традициями, радовавшими человека в течение всей его жизни. Возроди...

Пасха - светлого христова воскресение.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "...

Познавательное занятие "В воскресенье Вербное"

Знакомство с весенними пасхальными праздниками....