Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_zanyatiya_trud_v_prirode.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Наблюдение за деревьями. Труд в природе»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Тема: «Наблюдение за деревьями. Труд в природе»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель: продолжить расширять и закреплять представления детей об изменениях в жизни деревьев, обусловленных сменой сезонов.

Задачи:

образовательные:

- актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года;

- создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев;

- формировать умения делать выводы на основе практического опыта;

развивающие:

- создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей;

- способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты;

воспитательные:

- вырабатывать навыки позитивного общения;

- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Словарная работа: «смешанный лес», «хвойный лес», «лиственный лес», «части дерева», «спил», «кольца», «семена».

Планируемые результаты:

- умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;

- имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знает понятие «лес»;

- устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

- приобщается к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности;

- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Подготовительная работа: наблюдения на прогулке за деревьями, сбор опавших листьев, веточек, рассматривание гербариев и дидактических альбомов на тематику деревьев, дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижные игры на прогулке: «Раз, два, три - к дереву беги!», «Раз, два, три – листочек найди!» «Птичка летела на дерево села…».

Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация к занятию, аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», дидактический набор карточек «Рост деревьев», модель «Времена года» и «Деревья в разные времена года», спил дерева (5 шт.), листья различных деревьев из цв. бумаги, иллюстрации деревьев и леса.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы,

формы,

приёмы, РППС

Предполагаемая

деятельность детей

Планируемые

результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Вырабатывать навыки позитивного общения

Приветствие воспитанников:

- Здравствуйте, дети. Сейчас начнётся наше занятие. Предлагаю для начала встать в круг.

Проведение эмоционального настроя

«Комплименты»:

- Посмотрите, какой большой круг у нас получился! Объясняю, что нужно сейчас сделать: все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент стоящему рядом товарищу. Я начну…

Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Оставаясь в кругу, читает стихотворение:

«Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Мотивация на деятельность:

- Сегодня я предлагаю вам очень полезную тему, знания которой пригодятся нам в жизни. К тому же, обещаю, что будет познавательно и интересно. Готовы начать? Тогда занимайте свои места.

Словесный метод - беседа

Эмоциональный настрой «Комплимент»

Приём для сплочение группы «В кругу»

Словесная мотивация на работу

Приветствуют воспитателя.

Выполняют задание, говорят комплименты и пожелания друг другу.

Слушают стихотворение, повторяют за воспитателем.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты.

Беседа:

- Как я и обещала, нас ждёт необычное занятие, а именно – виртуальное путешествие. Закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу.

Включает аудиозапись со звуками леса и пением птиц.

- Предлагаю вам отгадать загадки, чтобы понять, о чём будет идти речь на занятии:

1. «Осенью питает,

зимой согревает,

весной веселит,

летом холодит».

(Дерево)

2. «Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки.

Высоченный – до небес!

Называют его …» (Лес)

После правильно ответа детей на экране включает анимационную заставку с изображением деревьев в лесу.

- Правильно. Значит, мы сегодня будем в роли исследователей, и изучать жизнь деревьев. А скажите, что такое лес? Что можно увидеть и кого встретить в лесу?

Словесный метод -

беседа.

Приём «Путешествие»

Приём «Загадки»

Демонстрация, аудиосопровождение

Слушают воспитателя, выполняют задание.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности

Этап ознакомления с материалом

Формировать умения делать выводы на основе практического опыт; создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года

- Чтобы вспомнить названия различных деревьев, предлагаю снова поотгадывать загадки.

1. «Не загадка это даже,

Сразу назовём,

Если кто-то только скажет:

«Желуди на нём». (Дуб)

2. «Весной зеленела

Летом загорела,

Осень в сад пришла-

Красны ягодки зажгла. (Рябина)

4. «Никто её не пугает,

А она дрожит» (Осина)

5. «Он стоит высокий ,стройный,

Лист на нём резной, узорный.

Ветками качает он.

Кто скажите это…»? (Клён)

6. «У меня иголки

Длиннее, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке». (Сосна)

7. «Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей». (Берёза)

Выполнение упражнения для разминки глаз «Ёлка»:

- А сейчас мы поможем нашим глазкам «отдохнуть»! Упражнение как раз называется «Ёлка».

Проговаривает и показывает выполнение:

«Вот стоит большая ёлка

(Посмотреть снизу-вверх),

Вот такой высоты

(Посмотреть сверху-вниз).

У неё большие ветки.

Вот такой ширины

(Посмотреть слева-направо).

Есть на ёлке даже шишки

(Посмотреть вверх),

А внизу – берлога мишки

(Посмотреть вниз).

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)»

Повторить 2 раза.

- Молодцы! Вот как много деревьев назвали. А если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес? (Хвойный)

- А если деревья только с листочками? (Лиственный)

- А в нашем лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас? (Смешанный)

- А теперь присядьте на траву. Закройте глаза и послушайте звуки леса.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса» и анимацию на экране с изображением опушки леса.

- Про человека можно сказать, что у него есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть?

- Ух, ты! Молодцы! А для чего дереву корень? (Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.)

- А кора для чего? (Через корень дерево питается полезными соками ,пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не может питаться).

- Да вы умные ребята, всё знаете!

Вешает на мольберт иллюстрацию с изображением старого могучего дуба.

- Посмотрите, какое большое, сильное и красивое дерево. Но чтобы оно таким стало, должно пройти много лет.

Логическое задание «Рост дерева»

- Попробуйте-ка мои картинки сложить в правильной последовательности, чтобы выросло дерево.

На каждый стол выдаёт экземпляр дидакт. карточек для выполнения задания.

После выполнения на экран выводит изображение правильной последовательности и вместе с детьми проверяет результат и обобщает ответы.

- Молодцы! Правильно разложили карточки! Из семян дерево вырастили. А делали вы это в жизни?

- Предлагаю каждому посадить настоящее семечко яблони или апельсина, чтобы следить за их ростом и ухаживать!

- Тогда подойдём к своим местам, наденем фартуки, нарукавники, чтобы не запачкаться.

- Смотрите внимательно, как я буду это делать, и повторяйте за мной.

Показывает. В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием, при необходимости оказывает помощь.

- Полный стаканчик насыпать землёй не надо, только половину. Немножко землю нужно утрамбовать. Затем нужно взять и положить посередине стаканчика семечко остренькой головкой вверх.

Теперь возьмите лопатку, почерпните из мешка землю, засыпьте семечко землей так, чтобы её не было видно.

До самого верха землю в стаканчик не насыпайте. Это нужно для того, чтобы при поливе водичка не переливалась через край стаканчика.

- Дети, что же нужно сделать для семечка

ещё, чтобы она стала прорастать?

- Поливать из лейки нужно по всей поверхности земли, осторожно, равномерно.

- Какие мы молодцы! Наши стаканчики ставим в наш «сад» на окне.

- А знаете ли вы, что пока дерево растет, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой может само рассказать? Оно способно даже сказать, сколько ему лет, хотя говорить не умеет.

- Посмотрите, что у меня есть!

Познавательно-исследовательская деятельность

На каждый стол выдаёт по спилу дерева для исследования. Один держит в руках для демонстрации.

- Исследуем же скорее. Вы знаете, что это такое?

Выслушивает ответы детей.

- Это спил дерева. Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева: сколько колец, столько лет и дереву. Сосчитаем же, сколько лет было этому дереву.

Приём

«Загадки»

Разминка для глаз – приём «Ёлка»

Словесный метод

- беседа

Демонстрация, аудиосопровождение

Работа с иллюстрацией

Д/и «Рост деревьев»

Трудовая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Отгадывают загадки.

Выполняют разминку для глаз, повторяют слова.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Садятся на импровизированный «лесной ковёр»

Высказывают свои предположения (ствол, крона, ветви, корень, кора).

Выкладывают картинки в нужной последовательности.

Сравнивают свой результат с правильным.

Отвечают на вопрос.

Надевают фартуки и нарукавники.

Выполняют действия по инструкции воспитателя – садят семена деревьев в стаканчики с землёй.

Высказывают свои предположения.

Исследуют спил дерева, высчитывают, сколько лет было дереву.

Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, приобщается к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности.

Этап практического решения проблемы

Создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия

Проведение физкультминутки

- А теперь встаньте попросторнее и повторяйте движения за мной:

«Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад» (2 раза).

- Присаживайтесь на места.

Воспитатель демонстрирует детям модель «Времена года» и просит по ней назвать признаки каждого времени года.

- Дети, подумайте, всегда ли дерево выглядит одинаково? Меняется ли жизнь дерева в разные сезоны года?

Воспитатель выставляет перед детьми модель «Жизнь дерева в разные сезоны года» и предлагает детям подумать и описать, какие изменения происходят в жизни дерева осенью, зимой, весной, летом.

(Осенью становится холодно и меньше солнца, поэтому листья на деревьях меняют цвет (желтеют, краснеют, а потом опадают. Дерево готовится пережить зиму и находится в состоянии покоя.

Зимой очень холодно, дует ветер, мороз. Дерево спит, покрытое снегом. На нем могут образовываться сосульки. На нем нет листьев, иначе на листьях было бы много снега, и ветки сломались бы под его тяжестью.

Весной становится теплее, солнце ярче светит, природа пробуждается. Дерево тоже просыпается. Снег и сосульки тают, корень питается талой водой, появляются почки, потом они распускаются. После дерево начинает цвести.

Летом жарко, много солнечных дней. Листьев на дереве много, они вырабатывают кислород. Птицы вьют гнезда в кроне дерева. Созревают на дереве плоды).

- А отчего зависят изменения в жизни дерева?

Д/и «Поезд»

- Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру. Правила такие: двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья деревьев, которые я сейчас раздам каждому (тополь, клён, рябина, берёза, дуб). Когда я буду называть остановку (название дерева), те чей лист я назову - выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Воспитатель выставляет перед детьми модель «Лес в разные сезоны года».

- Догадайтесь, как в разное время года дерево помогает животным в лесу.

(Осенью деревья дают плоды, и животные запасают их на зиму и сами наедаются перед холодной зимой, осенние листья животные носят к себе в норы и утепляют их. Зимой у деревьев высокие сугробы, за ними животные могут спрятаться от ветра. Весной, когда на деревьях еще мало листьев, птицам удобно вить гнезда. Летом в жару под деревьями животные прячутся в тени).

- А какую пользу приносят деревья? (Они украшают города; от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья дают древесину; они служат топливом; из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным).

- А что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья).

- Дети, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

- А теперь пришло время вернуться из путешествия. Закрываем глаза и попрощаемся с лесом.

Включает аудиозапись «Шум леса, пение птиц».

Физкультминутка

Работа с моделью «Времена года», «Жизнь дерева в разные сезоны года», беседа

Дидактическая игра «Поезд»

Модель «Лес в разные сезоны года», беседа

Аудиосопровождение

Плавное покачивание поднятыми вверх руками, встряхивание рук перед собой, горизонтальные, одновременные движения руками вправо – влево.

Дети работают с моделью, по очереди отвечают с опорой на модель.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют действия игры.

Работают с моделью, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои предположения.

Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

3.

Заключительный этап

Вырабатывать навыки позитивного общения, формировать умения делать выводы на основе практического опыта

Рефлексия

- Дети, о чем мы сегодня разговаривали?

- Вспомним, из каких частей состоят деревья?

- Какую пользу они приносят людям?

- Как меняются деревья в зависимости от времени года?

- Как определить, сколько лет дереву?

- Что нового и интересного вы сможете рассказать своим близким и друзьям из того, что сегодня узнали?

- Какие задания вам понравились больше всего?

Рефлексия. Словесный метод - беседа

Отвечают на вопросы воспитателя.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта подготовки воспитателя к проведению сюжетной подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал содержит подробное описание  этапов игры "Хитрая лиса": подготовка, организация и руководство ходом игры...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста...