Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»
консультация (старшая группа)

Скворцова Любовь Михайловна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.Творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.Оригами являются не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

« Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Как сказал В.А. Сухомлинский:

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

   

Творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.

Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности дошкольника имели творческое начало. Использование техники  «Оригами» при конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным. 

   Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно зародилось в 16 веке, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и,  конечно, игра. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Занятия Оригами являются не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Актуальность.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности. Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.

Занятия техникой оригами:

  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает  у детей способность работать руками, учит  точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами

Кружковая деятельность

С детьми организовала  кружок  «Волшебная бумага».

Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, с сентября по май, во вторую половину дня, по 20 мин.

Разработала программу дополнительного образования «Волшебная бумага», которая  является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.

В начале  учебного года предлагаю диагностические задания (проверяю уровень сформированности знаний и умений у детей) и в конце учебного года диагностические задания по результатам освоения программы  кружка «Волшебная бумага».

Цель:

      Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами.

Задачи.

  Сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. 

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
  • Формировать умение следовать устным инструкциям;
  • Обучать различным приемам работы с бумагой;
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами;
  • Расширять коммуникативные способности детей;
  • Способствовать созданию игровых ситуаций;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы:

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому  материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методические приёмы:

  • Наглядный (рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы).
  • Словесный (Беседа, рассказ, художественное слово, вопросы).
  • Практический

Форма работы с детьми: тематическая совместная деятельность.

Сотрудничество  с  родителями:  

Работа с родителями предусматривает: регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок (Оформление альбома «Поделки в технике оригами», масок, выполненных в технике оригами для подвижных игр) и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?»,  «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», раздача брошюр с пооперационными этапами складывания базовых форм для занятий дома.

У каждой работы бывает ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе дети:

  • познакомятся  с искусством оригами;
  • научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • будут  создавать (с небольшой помощью взрослого) композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие        способности и фантазию.
  • овладеют  навыками культуры труда;
  • улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 Вывод

Таким образом, работу по изготовлению поделок в технике оригами считаю эффективной, плодотворной и нужной. После занятий по конструированию из бумаги дети лучше творчески и логически размышляют, стали более наблюдательнее, усидчивее, самостоятельнее, научились преодолевать трудности, точнее воспринимают цвета, формы, величины, проявляют воображение и фантазию. Большое влияние занятия оригами оказали на развитие мелкой моторики рук,  а, следовательно, на развитие речи детей ,что в свою очередь в значительной мере способствует подготовке детей к школьному обучению. Работа по оригами имеет своё продолжение в старшей группе.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т.И.  Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой оригами»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников....