ООД «Устройство и украшение жилища» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 5—6 лет по социально коммуникативному развитию и социальному воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа)

Блинова Лариса Анатольевна

Цель: становление основ уважительного, бережного 

            отношения к культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_variativn_zanyat_po_izbe.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

  ООД «Устройство и украшение жилища»

  Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И.

«Дорогою добра». Занятия для детей 5—6 лет по социально коммуникативному развитию и социальному воспитанию

  Цель: становление основ уважительного, бережного  

            отношения к культуре русского народа.

Задачи:

— систематизировать знания детей о назначении избы, ее

убранстве, особенностях материалов, используемых в

строительстве жилища, предметах быта;

— воспитывать интерес к жилищу русского человека, его

убранству;

— формировать навыки практического применения полученной  

 информации в игровой, изобразительной, речевой

деятельности.

Оборудование: домовенок Кузя ;

альбом иллюстраций «Жилища»; макет избы; пластилин; глина;

краски; круги из плотной бумаги (блюда), плетеные коврики из

цветной бумаги; иллюстрации внутреннего убранства избы

Воспитатель. Сегодня я шла по дороге и слышу — кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя дом свой потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Воспитатель показывает детям Домовенка Кузю.

Воспитатель. Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различных жилищ, может быть, он там свой дом найдет.

Воспитатель показывает изображение шалаша.

Воспитатель. Кузя, это твой дом?

Домовенок Кузя. Нет.

Воспитатель:  Ребята, а что это? Удобно ли жить в шалаше?

Дети. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Воспитатель показывает многоэтажный дом. Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя. Нет, мой другой был.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в этом доме удобно жить? Какой он, как называется?

Дети. Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей, в нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя. Не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Воспитатель. Показывает избу. Кузя, может, этот дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя. Вот мой дом! И труба на крыше, и крыльцо! Вот моя изба!

Воспитатель:  А ведь у нас с вами есть такая изба, давайте покажем ее Кузе.

Воспитатель проводит детей в избу.

Домовенок Кузя: Это моя изба. И крылечко то самое широкое, на нем отдыхать можно, когда на улице тепло. А дверь в избу низкая, чтобы те, кто входит в избу, поклонились хозяевам, а то и шишку можно на лбу набить. Порог, наоборот, высокий, чтобы меньше тепла выдувало. Я люблю жить в моем доме!

Воспитатель. Ребята, в русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину избы?

Дети. Печь.

Воспитатель.  А из чего делали печи?

Дети. Сначала печи делали из глины, а затем из кирпича. Соединяли кирпичи глиной.

Воспитатель. Чем топили печь?

Дети. Дровами.

Воспитатель.  Правильно, ребята, топили печь дровами. Самыми лучшими считались березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу — на улицу. В какой посуде готовили еду в печи?

Дети. В посуде, которую делали из глины и металла.

Воспитатель. Правильно, еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов. Раньше говорили«Когда в печи жарко, тогда и варко». А кто стихи про печь знает?

ДАША

     Ой, ты печка-сударыня,

     Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси

.

Домовенок Кузя:Спасибо вам, ребята, за такие хорошие стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться, поспать.

Воспитатель.  А еще где спали в избе?

Дети. На больших лавках, на полатях.

Воспитатель.  Ребята, а что такое полати?

Дети. Это доски под потолком.

Воспитатель. Под потолком в избе делали полати — деревянный настил. Полати были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки. Но маленькие дети могли упасть с них. Где же они спали?

Дети. В колыбельке.

Воспитатель.  Правильно, ребята, в избе обязательно была колыбель (зыбка), люлька, где спали маленькие дети.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением колыбели.

Воспитатель. Устройство колыбели было простым и удобным: днище, высокие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух (прутья деревьев, струганные доски). Чтобы ребенка можно было убаюкивать, к ней привязывали веревку для укачивания. Ребята, а как назывался левый от печки угол?

Дети. Красным.

Воспитатель.  Почему его так называли?

Дети. Красный означает красивый. Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

Воспитатель.. Правильно, ребята. Красный угол предназначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников, обедов. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве?

Дети. «Что есть в печи — все на стол мечи»«Не красна изба углами, а красна пирогами»«Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель: Сажая гостя в красный угол, говорили«Встречай не с лестью, а с честью».

Домовенок Кузя: Я люблю, когда приходят гости! С ними весело, можно поиграть! Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку».

Русская народная игра «Скалка»

Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы.

Воспитатель. Вопросы

• Чем топят печь?

• Из чего делали печь?

• В чем готовили пищу?

• Где спали в избе?

• Как назывался угол напротив печки?

• Где спали маленькие дети?

Воспитатель.. Спасибо тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя. Ребята, а я хочу, чтобы в моей избе стало красиво. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды! Помогите мне украсить дом.

Воспитатель.  Ребята, поможем Кузе? Из чего мы можем ему смастерить посуду?

Дети. Из глины, пластилина, можно вырезать блюда из картона, плотной бумаги и раскрасить их красками.

Дети делятся на две группы. Одни лепят, а другие раскрашивают блюда, чтобы украсить дом Кузи. Звучит русская народная песня.

Домовенок Кузя. Как красиво и весело будет в моей избе!  

 Спасибо вам, ребята!

Воспитатель. А еще наши дети сплели вот такие коврики- половики (показывает заранее сплетенные из полосок цветной бумаги коврики, они тоже очень украсят твой дом.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»

Доклад на  районный семинар из моего опыта работы по  парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Консультация «Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»»

Консультация о содержании, целях и задачах программы  социально-коммуникативного развития  и социального воспитания детей дошкольного возраста  «Дорогою добра» авторско...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитаниядетей дошкольного возраста«Дорогою добра»...