РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие экспериментаторы»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Сазонова Евгения Сергеевна

Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.

Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность

      Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

      Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

       В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

     Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_malenkie_eksperementatory.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №428 Московского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБДОУ детский сад №  428

Московского района Санкт - Петербурга

Протокол от __   _____ №___

«УТВЕРЖДАЮ»      

Заведующий ГБДОУ детский сад № 428

Московского района Санкт - Петербурга

_____________ /Соколова Е.Н./  

Приказ от __________    № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности

«Маленькие экспериментаторы»

Подготовила

Сазонова Евгения Сергеевна

Санкт-Петербург

2024

Пояснительная записка

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.

Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность

      Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

      Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

       В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

     Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

        Адресат ДОП

Программа предназначена для детей с 3–4 лет (младшая группа детского сада).

              Уровень освоения: общекультурный.

     Объем освоения и срок освоения ДОП

Срок освоения

Объем освоения

Режим занятий

5 месяцев

5 часов

1 раз в неделю по 15 минут

             Отличительные особенности программы. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Почемучка» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.

               Цель программы - развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.

              Задачи программы:

обучающие:

- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;

            - знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;

        -  формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

        развивающие:

        - развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;

- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитательные:

- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

       Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся будут:

- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;

-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;

- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

- интерес к научным знаниям, любознательность;

- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.

Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:

        - выявлении экспериментальной задачи;

            - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.

Организационно-педагогические условия реализации ДОП.

Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Форма обучения: очная.

Условия реализации программы: продолжительность обучения 5 месяцев, занятия проводятся 1 раза в неделю по 15 минут. Занятие длится 15 минут.

Условия набора и формирования групп: на обучение по программе принимаются все желающие дошкольники 3-4 года, имеющие интерес к экспериментальной деятельности. Наличие специальной подготовки или каких-либо навыков не требуется.

Количество обучающихся в группе: 10 человек.

Форма организации занятий: групповая, всем составом объединения.

Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, практическое занятие.

  • фронтальная – работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.

          Материально-техническое оснащение ДОП:

  • наличие помещения для занятий;
  • наличие материала для экспериментирования;
  • наличие оборудования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

0,5

0,25

0,25

Опрос

2

«Снег и его свойства»

1

0,5

0,5

Опыты со снегом

3

«Вода и её свойства»

1

0,5

0,5

Опыты с водой

4

«Бумага, ее качества и свойства»

1

0.5

0,5

Опыты с бумагой

5

«Огород на окне»

1

0.5

0,5

Проект по теме

6

Диагностика полученных знаний

0,5

0,25

0,25

Тестирование

 

ИТОГО:

5

2,5

2,5

 

«УТВЕРЖДАЮ»      

Заведующий ГБДОУ детский сад № 428

Московского района Санкт - Петербурга

_____________ /Соколова Е.Н./  

Приказ от __________    № _____

Календарный учебный график

Реализации программы по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности

«Маленькие экспериментаторы»

В 2024 году

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

5 месяцев

09.01.2024

31.05.2024

20

20

5

1 раз в неделю по 15 минут

Рабочая программа

по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности

«Маленькие экспериментаторы»

Задачи программы:

обучающие:

- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;

            - знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;

        -  формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

        развивающие:

        - развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;

- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитательные:

- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

       Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся будут:

- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;

-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;

- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

- интерес к научным знаниям, любознательность;

- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.

Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:

        - выявлении экспериментальной задачи;

            - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.

Содержание обучения

Тема 1. Введение Теория: Введение в программу. Закрепить знания детей о правилах техники безопасности в лаборатории. Практика: Подготовка одежды для работы в лаборатории (фартуки, шапочки, перчатки). Форма контроля: опрос.

Тема 2. Снег и его свойства Теория: Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду) Практика: опыты со снегом Форма контроля: практическая работа.

Тема 3. Вода и её свойства Теория: Познакомить детей со свойствами воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде) Практика: опыты с водой Форма контроля: практическая работа.

Тема 4. Бумага, ее качества и свойства Теория: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Практика: опыты с бумагой Форма контроля: практическая работа.

Тема 5. Огород на окне Теория: Показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Практика: проект «Огород на окне» Форма контроля: практическая работа.

Тема 6. Диагностика полученных знаний Теория: Тестирование по всем пройденным темам Практика: Экспериментирование с выбранным материалом под руководством педагога. Форма контроля: практическая работа.

Календарно-тематическое планирование программы

по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности

«Маленькие экспериментаторы»

№ п/п

Месяц

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Формы контроля

1

Январь

очная

0,5

Введение в программу. Техника безопасности

группа

опрос

2

Январь

очная

1

«Снег и его свойства»

группа

опыты

3

Февраль

очная

1

«Вода и её свойства»

группа

опыты

4

Март

очная

1

«Бумага, ее качества и свойства»

группа

опыты

5

Апрель

очная

1

«Огород на окне»

группа

проект

6

Май

очная

0,5

Диагностика

группа

тестирование

Методические

 и оценочные

материалы

Условия реализации программы 

В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций. Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно пространственной среде группы. Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.  

           Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

 Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.

 Формы контроля

 Контроль проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.

Оценочные материалы

Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.

Критерии

Показатели

Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебнопознавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Уровень

Количество баллов

Высокий

5-6

Средний

4-5

Низкий

0-3

Методические материалы 

Форма проведения опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД): 

Во время проведения ОЭД всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. На протяжении всего курса происходит 15 сопровождение сказочным героем –куклой Почемучкой (мальчик, девочка - на усмотрение воспитателя), который находится в Центрах экспериментирования. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации программы студии по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка», используются формы работы: опытно - экспериментальная деятельность (игры-путешествия, игры-соревнования в основном, как итоговое).

Методы организации ОЭД:

 -беседа;

-постановка и решение вопросов проблемного характера;

-наблюдение;

-опыты;

 -фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

 -«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

-использование художественного слова; -дидактические игры: игровые обучающие и творчески развивающие;

-ситуации;

 -трудовые поручения, действия.

Игровые приёмы: 

-моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя –куклы Почемучки;

 -повтор инструкций;

-выполнение действий по указанию детей;

 -«намеренная ошибка»;

-проговаривание хода предстоящих действий;

 -предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

-фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Алгоритм подготовки ОЭД: 

1 Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя).

 2 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.

3 Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

4 Наблюдение результатов эксперимента.

 5 Фиксирование результатов эксперимента.

 6 Формулировка выводов (при помощи воспитателя).

Список литературы

Веракса Н.Е., Галимов О.Р.. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Мозаика-Синтез Москва, 2017.

Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Серия: Познавательно-речевое развитие дошкольника. Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников 3 – 7 лет: перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.: ООО «Издательство: Детство-Пресс», 2018 г., с.96.

Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ авт.-сост. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова.-Волгоград: Учитель.-148.

Николаева С.Н. - «Юный эколог» - парциальная программа экологического воспитания дошкольников. Мозаика–Синтез, Москва 2010.

Дыбина О.В. Ознакомление с природой в детском саду.младшая группа

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Мозаика-Синтез М., 2016.

Методические рекомендации по спользованию многофункционального развивающего стола «Умка» в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста. авт.-составители: Дорохина И.А., Дубинина Н.В., Искендерова Т.Д., Кудряшова А. И. (практикующие педагоги ДОУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.

Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек»

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...