Авторская разработка «Моя методическая коллекция» , посвященная 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
методическая разработка

«Практика наставничества в образовательных организациях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Со мной работали десятки молодых педагогов,

я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

        Большинство выпускников педагогических ВУЗов и колледжей не являются высококвалифицированными педагогическими кадрами, мало кто из них готов работать с детьми. А те молодые специалисты, которые всё же пришли работать в образовательную организацию, но не получили внимание и поддержку сложившегося уже коллектива, подвергаются стрессу и разочаровываются в выбранной профессии. Успешная деятельность молодого педагога, в будущем, максимально зависит от прохождения адаптации, от условий для успешной социализации и самореализации.

       Эффективная форма профессиональной адаптации – наставничество. Молодые педагоги сами проявляют интерес к данному методу, потому что чувствуют себя увереннее, получая поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

      С первого дня работы от начинающего педагога ждут выполнения такого же объема работы, что и от педагога с многолетним стажем. К тому же, важным моментом остается – не копирование и использование ресурсов другого учителя, а разработка своих собственных.

      Разработанная мной эффективная современная технология наставничества носит поэтапный характер в рамках образовательной организации. По моему мнению, она поможет сделать прохождение адаптации молодому специалисту более мягким, а для наставника продуктивным.

     Первый этап – ознакомительный. Наставник, прежде всего, должен быть ответственным, заинтересованным, терпеливым, тактичным, коммуникативным, отзывчивым, целеустремленным, авторитетным и современным, не зависимо от возраста. Чаще всего у наставника и молодого педагога большая возрастная разница, но необходимо, чтобы у них были общие интересы и увлеченность педагогикой. На первом этапе объекты наставнической деятельности принимают свои роли, определяют готовность к взаимодействию. Возможно это будет беседа или анкетирование, которое определит уровень профессиональных знаний молодого педагога, его умения и навыки. Наставляемый, так же, может рассказать о своих переживаниях или проблемах. На первом этапе, следует составить перспективный план совместной деятельности, а так же, молодому специалисту следует выстроить собственную программу саморазвития и самосовершенствования.

      Второй этап – основной. Наставник организовывает реализацию планирования: проводит консультации по подготовке к занятию, рекомендует использовать современные, инновационные формы и методы работы, посещает занятия, после которых проводится самоанализ молодого педагога и разбор ошибок, передает знания по психологии общения с детьми и их родителями, учит разрабатывать и оформлять учебно - методическую документацию. Для ускорения процесса вхождения молодого специалиста в образовательную среду, заинтересованный в результате наставник, помогает занять активную позицию в работе с родителями, коллегами, в творческих конкурсах, мастер – классах, тренингах, круглых столах, в выступлениях с докладами. Обязательно следует проводить работу с программой саморазвития. Молодой педагог посещает показательные занятия своего наставника и других педагогов, анализирует их и обсуждает с наставником. Важно помочь найти собственный стиль деятельности.

    Третий этап – итогово - оценочный. Наставник проверяет эффективность применимой технологии наставничества, выявляет ошибки и недочеты, а так же находит варианты решений по их устранению. Наставник определяет степень готовности к самостоятельному выполнению обязанностей молодого педагога. Рекомендуется сделать портфолио, которое будет содержать полезные материалы, переданные за время сотрудничества, наставником: памятки, алгоритмы, пометки, схемы, структуры занятий, образцы и прочее. Результативность будет просматриваться при систематической работе по программе самообразования, это позволит педагогу осуществлять анализ возникающих проблем и повышать профессиональную компетентность. А так же, вскоре, повышение квалификации.

     Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что наставничество – это важный разносторонний процесс. Для молодого специалиста, в первую очередь, для педагога - наставника и для всего педагогического коллектива. Книги, методические пособия, Интернет во многом уступают личному контакту старшего поколения педагогов с молодыми специалистами. Ведь от того кто будет рядом с начинающим педагогом, в непростое, волнительное время адаптации, зависит весь ее процесс.

 Продуктивный результат использования, предложенной мной технологии наставничества – молодой педагог, который верит в свои силы, самостоятельно действует, самосовершенствуется и не сомневается в правильном выборе своей профессии.

Круглова, И. В. Наставничество в повышении профессиональной

компетентности молодого учителя / И. В. Круглова // Педагогическое

образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 25-27.

Любинская, Т. Ф. Сотрудничество, наставничество, творчество - формула успеха начинающих педагогов : Школа молодого учителя: планирование работы / Т.Ф. Любинская // Завуч. – 2017. – № 1. – С. 69-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Константин Дмитриевич Ушинский

Это статья М.М.Ягнятинской "К.Д. Ушинский и словесность" (публикация: ж. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неу...

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ -ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)- великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы....

200-летие со дня рождения писателя Константина Дмитриевича Ушинского

Статья 200-летие со дня рождения писателя К.Д.Ушинского...

День защиты детей. Кожуунный конкурс сказок среди воспитанников дошкольных учреждений Овюрского кожууна, посвященных 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского.

Кожуунный конкурс сказок среди воспитанников дошкольных учреждений Овюрского кожууна, посвященных 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского....