Пескотерпия в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
методическая разработка

Чильдинова Анна Викторовна

«Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На «песочном полигоне» можно дать волю буйной фантазии. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики посредством комплексных упражнений с кинетическим песком у детей с нарушением зрения»

Слайд 2

Педагог- мастер : Чильдинова Анна Викторовна Участники: педагоги ДОУ. Форма проведения: педагогическая мастерская. Продолжительность мастер-класса: 15 минут. Продукт мастер-класса: сказочная композиция из песка. Материал: кинетический песок – инновационный материал для коррекционного развития детей с ОВЗ. Оборудование «педагогической песочницы»: Лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой, природный и бросовый материал (разноцветные формочки, лопаточки, бусины, ракушки, камешки); игрушки-посредники: песочные человечки, девочка Фигурка. Способы работы с песком: Лепка объёмных фигур. Вырезание формами (конструирование). Наполнение фигурных форм. Конструирование из песка; Экспериментирование; Составление узоров на песке; Создание картин на песке и “Радужного мира”; Игры на закрепление основных и дополнительных цветов и т.д.

Слайд 3

Цель моего мастер-класса: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера. Задачи мастер-класса: 1.Познакомить с историей возникновения кинетического песка, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка). 2.Заинтересовать и вовлечь педагогов в совместную досуговую деятельность с детьми. 3.Вызвать интерес к кинетическому песку. Актуальность: Песок - это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать различные формы. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке - не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.

Слайд 4

Преимущества кинетического песка: Не липнет к одежде, полу, рукам. Не засыхает. Не требует разбавления водой. Не пылит. Срок эксплуатации может достигать до 5 лет. Из него получаются идеально ровные и красивые фигуры. Стойкий к воздействию воды. Не нужно ждать тепла, с кинетическим песком можно работать круглый год. Виды игр с кинетическим песком. Обучающие игры помогают в развитии зрительного восприятия и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ, овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения. Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Слайд 5

Сегодня я предлагаю вам отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно. Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк. Я кратко остановлюсь на истории и производстве кинетического песка. Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. Странно - на ощупь песок, и с виду как песок, а физические свойства совершенно другие. Как же это получается?

Слайд 6

Шведы из компании WABAfun предложили оригинальное решение. KineticSand , т.е. кинетический песок, на 98% состоит из обычного чистого песка, равноизмельчённых кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Кстати, состав вещества разработчики держат в секрете, но, скорее всего, это аналог неньютоновской жидкости, получаемой растворением в воде обычного крахмала.С таким волшебным песком можно создавать игры, которые одинаково понравятся как детям, так и взрослым. Это прекрасная возможность развлечь себя и малыша, улучшить психологическое и эмоциональное состояние.

Слайд 7

Так почему же кинетический песок полезен для детей? Во-первых, для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. Во-вторых, живой кинетический песок развивает мелкую моторику, зрительное и чувственное восприятие и креативность. А также, он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. В-третьих, это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Он мягкий и податливый. Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии. Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата. Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты. Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение. Замечено, что даже самые подвижные и неугомонные дети могут часами сидеть в домашней песочнице, перебирая волшебную смесь. Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время.

Слайд 8

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют: Развить мелкую моторику. Совершенствовать сенсорное восприятие. Осуществлять подготовку руки к письму. Развивать речь. Развить творческое мышление и фантазию, воображение. Вовлекать в ролевые игры. Развивать зрительное восприятие. Расслабляться и успокаиваться. 1. Развитие мелкой моторики Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать . Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. Штампы :Дети обожают делать отпечатки, причём такого рода забава подойдёт даже годовалому малышу. Однако будьте осторожными с особенно дорогими игрушками — песок не оставляет следов, легко смывается, но, всё же, может попасть внутрь механизмов.

Слайд 9

2. Развитие зрительного и сенсорного восприятия Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Именно кинетический песок широко используется в США для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии. Формы Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности!). Игры «Курочка по зёрнышку клюёт», «Покорми цыплёнка» Заранее слепить цыплёнка, распределить по поверхности стола маленькие комочки песка – зёрнышки. Предложить детям покормить цыплёнка. Закрепить свойства песка-способность слипаться, пластичность. В конце обратить внимание на то, как вырос комок – цыплёнок, курочка.

Слайд 10

3. Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи. Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры, — это отдельная и достаточно обширная тема. Слова. Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке. Буквы. Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени). В поиске цветов. Работа в парах: один человек прячет бусины, другой их ищет. «Спрячьте в песке бусины, из которых в дальнейшем вы с ребёнком соберёте бусы». До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей.

Слайд 11

4. Развитие творческого мышления Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Кинетический песок полезен для занятий с детьми- аутистами . Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс. «Бои снеговиков» Кинетический песок отлично держит форму, но, если к фигуре добавить лишнего или фигура тяжёлая, она медленно наклоняется и осыпается. Слепите с ребёнком снеговиков из трёх песочных шариков и понаблюдайте, чей осыплется быстрее. Упражнение «Укрась коврик» Взрослый показывает, как он украсил коврик из песка. Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки. Обращает внимание на расположение узоров.

Слайд 12

5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации. Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог. «Нож» Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен ) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра. Игра «Мы скатаем колобок» Цель:Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок.Показать возможность собрать маленькие кусочки присоединяя их друг к другу.Способствовать закреплению навыка скатывания в шар. Ход: Разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло.) Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки (муку, масло, сметану). Обыграть готовый персонаж.

Слайд 13

6. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, письмо, вырезание, настольные игры). Спокойствие и расслабление Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее. Предлагаю вам памятки по хранению кинетического песка. Благодарю за сотрудничество! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

Рекомендации для проведения образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения....