создание экологической тропы на участке детского сада.
консультация

Едемская Ирина Ивановна

Ээкологическое воспитание стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, но всё же ему ещё мало уделяется внимания. Эту проблему нам поможет решить экологическая тропа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_ekologicheskoy_tropy_na_uchastke_detskogo_sada.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

  Экологическое воспитание уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, но всё же ему ещё мало уделяется внимания. Эту проблему нам поможет решить экологическая тропинка.

 Первые экологические тропы появились в зарубежных странах, для посетителей национальных парков. Настоящие экологические тропы используются для обучения взрослого населения и школьников прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

Экологическая тропинка в детском саду играет сегодня огромную роль,  так как современные дети мало общаются с природой, им не хватает близкого контакта с природой. Детство наших детей ещё называют – цифровым детством. Детей больше интересуют мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и телевизоры. Очень важно общение, на прямую, ребёнка с природой.

Экологические тропинки в детском саду имеют некоторые отличия от настоящих экологических троп.

  • Первое отличие в том, что тропинка в детском саду короткая;
  • Второе отличие то, что посетителями экологической тропинки являются дошкольники;
  • Третье отличие – в состав видовых точек включены не только природные, но и искусственные объекты, созданные на территории детского сада.

Вот по этому и называются тропинками , а не тропами.

Экологическая тропинка – это специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные и искусственные объекты и использующийся для экологического образования детей.

 В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

 б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

 в) в здании детского сада.

Экологическую тропинку можно создать на любом участке детского сада. Рыжова Н.А. выделяет два вида участков детского сада:

  • Традиционный участок – это территория детского сада с зелёными насаждениями, огородом, деревьями и кустарниками и др., там где есть разнообразная растительность;

Такая территория наиболее благоприятна для создания экологической тропинки, чем больше разнообразна в природных условиях природные объекты на территории детского сада тем интереснее получится тропинка.

  • Второй вид – это более современные территории покрытые искусственными материалами, с искусственными постройками без какой либо растительности или имеющие островки однообразной растительности (например, газон), создавать тропинки на такой территории гораздо сложнее.

Экологичеся тропинка – как часть развивающей предметно пространственной среды помогает решать задачи дошкольного образования и в частности интегрировать все 5 образовательных областей.

Познавательное развитие – связанно с природой;

Художественно – эстетическое – через красоту природы и природные материалы;

Физическое развитие – оздоровление;

Коммуникация – общение между собой;

Социально – коммуникативное -

Основной целью экологической тропы является развитие экологического сознания детей дошкольного возраста, воспитание начал экологической культуры.

 Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы, осознание ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;
  • Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений, за объектами и явлениями природы;
  • Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

Перед созданием экологической тропинки прежде всего надо проанализировать то, что у вас есть на территории детского сада, что может войти в состав экологической тропинки.

В дальнейшем всегда возникает вопрос: как мы будем выбирать различные видовые точки, иногда их называют: станциями, смотровая точка.

Видовая точка – это объекты природные и искусственные, которые могут быть интересны для решения различных образовательных задач.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.

После того как мы всё проанализировали, переходим к  обследованию территории детского сада, выделению наиболее интересных объектов. Как правило объекты выделяются взрослыми, лучше это сделать с детьми, выяснить наиболее любимые места на территории детского сада, какие природные объекты наиболее нравятся детям. (например: любимые деревья, места где любят играть дети и др.)

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Прошлись по территории детского сада и выделили какие - то точки, лучше это делать всем коллективом ведь тропинка может использоваться для разных возрастных групп детского сада.

Далее распределили обязанности между педагогами, кто-то сделает маршруты для своей возрастной группы, ведь маршрут для младшего возраста будет отличаться от маршрута для старшего возраста.

Получается, что у вас будет одна общая тропинка с несколькими маршрутами для разных возрастных групп.

Кто – то отвечает за оформление: придумывает с детьми символы видовых точек и таблички для обозначения, щиты входа на экологическую тропинку.

  1. Следующим этапом будет составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

  1. Далее будет выбор вместе с детьми «хозяина или хозяйку» тропинки — сказочного персонажа (лесовичка, боровичка Флору и др. Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, в карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

  1. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». такой паспорт нужен для облегчения работы воспитателя на экологической тропинке. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных для некоторых деревьев экологической тропинки.

  1. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

  1. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

  1. Оформление тропы и оборудования для организации наблюдений.

Рыжова Н. А. выделяет несколько классификаций экологических тропинок в частности по содержанию и по тем задачам которые вы решаете, например за здоровый образ жизни.

  • Эколого – оздоровительные – в которых между объектами можно расположить различные дорожки здоровья (дорожки различные по фактуре для тактильных ощущений и сенсорного развития – камушки, шишки, спилы деревьев и др.)
  • Спортивно – экологические – в состав экологической тропинки включают полянки, где дети могут выполнять различные дыхательные, общеукрепляющие упражнения.
  • Эколого – эстетическая – на таких тропинках больше обращается внимание на красоту природы и её цветовую гамму. Важно показать детям красоту даже в тех предметах и объектах которые все считают не красивыми (пень, паук и др.) Всё в природе важно и всё по своему прекрасно.  
  • Распределяются по степени протяжённости: для малышей по 15 минут, для детей постарше – до 40 минут с остановками.
  • По времени проведения наблюдений за видовыми точками: постоянные – это могут быть кустарники, деревья, метеостанция. Они меняются и можно наблюдать за изменениями в течении года, временные – (сезонные) – снег, лёд, снежные скульптуры, лужы и т. д.

Заключение

Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои  знания, но постигают отношения человека с окружающей средой в  процессе труда и отдыха.  

Экологическое  образование не возможно без эмоционального контакта с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Проект по благоустройству участка, а также объекта экологической тропы «Лягушкино озеро» детского сада «Сказка»

Актуальность проекта:Лето — удивительная пора! И каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, ...

Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»

Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....

Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...

Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...

Презентация « Лучшая экологическая тропа на участке детского сада»

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе....