Проектная работа. «Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста, в условиях дополнительного образования»
проект (старшая, подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Паспорт проектной работы

Автор проекта: Долгова Елена Владимировна;

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет;

Направленность развития детей: художественная;

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста;

Характер проекта по комплексности: монопроект;

Тип проекта по характеру результата: практико-ориентированные (прикладные);

Тип проекта по форме проведения: мастерская;

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный;

Проблема проекта: мини-музей, это– познавательный центр, результат коллективной работы детей, а также – это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников;

Цель - результат: приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея. Создание благоприятных условий для самореализации детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап: предпроектный. Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Ведь не зря старая поговорка гласит: «Всё новое это хорошо забытое старое». Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, в истинность которой перестали верить, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях.

А как привить патриотизм? Решение нашлось. Мы откроем на территории изостудии мини-музей. А какой профиль мини-музея выбрать. Мы провели анкетирование среди родителей, чьи дети посещают кружки дополнительного образования. Данная анкета позволила узнать заинтересованность родителей в музеях и приобщение их детей к музейной деятельности [см. Приложение 1]. При выборе профиля мини-музея определилось направление – ознакомление детей с русскими народными промыслами.

Цель проекта вытекает из выше сказанного, донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. А где взять экспонаты? Их мы смастерим своими руками. В наш мини-музей будут входить поделки, сделанные и расписанные руками детей на занятиях дополнительного образования художественной направленности.

2 этап: этап создания проекта. Перед тем как приступить к созданию мини-музея с детьми, я изучила достаточное количество литературы. Книга Анны Михайловны Вербенец. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с. Стала для меня настоящей помощницей в создании проекта.

Так же я подготовила некоторые вспомогательные материалы. Такие как: презентации о видах росписи, разработала конспекты занятий для детей [см. Приложение 2], изготовила методическое пособие «Матрёшки» [см. Приложение 3], которое помогало мне и детям. Данное пособие несёт достаточное количество информации о русских народных росписях. Методическое пособие представляет собой набор дидактических материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет изучить и закрепить знания о видах Русской росписи и узнать легенды происхождения той или иной росписи. Так же методическое пособие позволяет детям анализировать, обобщать, сравнивать и сопоставлять похожие элементы в разных видах росписи.

Ценность пособия «Матрёшки», состоит в возможности применения его в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии, а также в создании условий для знакомства, изучения и закрепления детьми видов Русской народной росписи, поэтапное рисование основных элементов, цвета используемые в изучаемой росписи, образцы игрушек и посуды, расписанные данной росписью. Так же дети знакомятся со сказками и легендами появления на Руси таких видов Русской росписи как: Гжель, Хохлома, Городец, Дымка.

3 этап: этап реализации проекта. Тематическая экспозиция мини-музея Народные промыслы состоит из 5 разделов, это: дымковская игрушка; русская матрешка; золотая хохлома; гжельская роспись; городецкие узоры.

Экспонаты для музея созданы и расписаны детьми на занятиях дополнительного образования в разных техниках. Пластилинография, аппликация, роспись. Сами изделия изготовлены из бумаги, изделия из папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне.

Занятия сопровождались музыкальными произведениями. Русские народные песни для детей, что создавало особую атмосферу.

4 этап: заключительный. Публичное предъявление проекта «мини-музей». Приглашение коллег в изостудию где дети выступали в роли экскурсоводов. Рассказывали гостям о экспонатах и о том, какие росписи использовались на данном экспонате.

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.

 

 

 

Актуальность проблемы

Актуальность. Создание мини-музея способствует развитию интереса к истории и культуре Русского народа. Дети должны знать и уважать своё прошлое.

Наш мини-музей представляет ценность содержанием и проводимой воспитательной работой с детьми. В создании мини-музея есть свои преимущества, воспитанники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея, так-как они участвуют в изготовлении экспонатов.

Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Так как в дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Практическая значимость результата проекта. В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музеев принимают участие сами ребята. Тематическая экспозиция мини-музея «Народные промыслы» состоит из 5 разделов, это: Дымковская игрушка; Русская матрешка; Золотая Хохлома; Гжельская роспись; Городецкие узоры.

Цель и задачи. Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами.

Задачи создания мини-музея: -познакомить детей с многообразием предметов декоративно-прикладного искусства закреплять и углублять знания о видах росписи;

- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;

-ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения;

-донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;

- развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

-обогащение предметно-пространственной среды детского сада;

 

 

 

 

Общее положение проекта

Анализ изученности проблемы

Первые упоминания о патриотическом воспитании подрастающего поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание было направлено воспитание защитника русской земли, своего Отечества.

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. К. Д. Ушинский определял патриотизм «главным мерилом человеческого достоинства». Константин Дмитриевич считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.

Н. Ф. Бунаков в своих работах говорил о зародыше любви к Родине, который есть уже в детях. А взрослые: педагоги, родители, способствуют развитию этого зародыша. Исследователь определяет опорой патриотического воспитания — его инстинктивный характер. Именно в дошкольном детстве начинают закладываться предпосылки патриотических чувств. Несмотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень необходимо всегда. Важно показывать дошкольникам привлекательные стороны своей страны, города, села, прививать чувство любви и привязанности к культурным ценностям именно - это будет началом, предпосылками зарождения любви к Родине.

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников — их ближайшее окружение. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Надежда Константиновна говорила, что надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных им по форме и содержанию рассказов о жизни нашей Родины. Крупская считала краеведческий подход основным источником в патриотическом воспитании, впечатления дошкольников, их ближайшее окружение, ту общественную среду, в которой живу дети.

Современные исследователи отмечают, патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине». Решить задачи патриотического воспитания могут педагоги и родители, которые сами преданы Родине и способны найти привлекательные стороны.

Концептуальные положения.

В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне: изучение материала, позволяющего приобщить подрастающее поколение к вековым корням, уже проводится в рамках основных занятий, а не факультативов, как это было ранее, и есть все основания полагать, что эта тенденция будет расширяться далее через популяризацию региональных особенностей. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.

При наличии основных ориентиров педагогической работы по направлению нельзя не отметить, что в отечественной методологической науке до сих пор отсутствует целостная система нравственно-патриотического воспитания, хотя четко представлены четыре основных концепта (ориентация на социальное, коллективное воспитание, а также личностно-ориентированная модель и аналогичная модель с элементом самоорганизации). Появление различных концепций обусловлено общественным осознанием важности духовной культуры личности, что в свою очередь предопределяет необходимость выделения основных методических условий по реализации комплекса нравственно-патриотического воспитания в детском саду с учетом разработанных концепций.

Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, педагогам целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:

Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.

Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.

Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством перехода от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.

Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.

План (программа) реализации проекта

  1. Предпроектный (июль)

Определить профиль, направление мини-музея.

Место расположения, оформление мини-музея.

Проанализировать методические ресурсы.

Поставить задачи, спрогнозировать результаты проекта.

  1. Этап создание проекта (август)

Изучение литературы.

Разработка конспектов занятий.

Разработка презентаций.

Выбор музыкального сопровождения во время продуктивной деятельности.

Методическое пособие «Матрёшки» было разработано в прошлом 2022-2023 учебном году.

  1. Этап реализации проекта (сентябрь-декабрь)

Занятие проводятся один раз в неделю по каждому направлению. Роспись – на кружке по рисованию «Юный художник». Изготовление макетов и аппликационная роспись – на кружке по аппликации «Чудеса из бумаги». Работа с пластичным материалом – на кружке «Пластилиша».

Так как дети были знакомы с видами росписи, это предполагают рабочие программы дополнительного образования, мы с детьми только повторим изученный материал. Обсудим тему мини-музея на территории изостудии.

Сентябрь – гжельская роспись. Аппликация – изготовление чайного сервиза. Роспись русской матрёшки в технике пластилинография. Барышни, изготовленные в технике киригами.

Октябрь – золотая хохлома. Изготовление тарелок в технике папье-маше на занятии по аппликации, роспись тарелок в нетрадиционной технике рисования – рисование пальчиком. Роспись ложки в технике – пластилинография. Коллективная работа – волшебная птица. Роспись матрёшек в технике пластилинография.

Ноябрь – дымковская игрушка. Изготовление (из пластиковой бутылки) и роспись барышни техникой пластилинография. Роспись лошадки аппликация. Аппликация – барышня и петушок в технике киригами.

Декабрь – городецкая роспись. Аппликация на разделочной доске (картон). Роспись посуды техникой пластилинография. Изготовление петушков из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

На заключительном занятии дети расписали матрёшку, которая сочетала все изученные росписи в своём наряде.

  1. Заключительный этап.

Публичное предъявление проекта «мини-музей». Приглашение коллег в изостудию где дети выступали в роли экскурсоводов. Рассказывали гостям о экспонатах и о том, какие росписи использовались на данном экспонате.

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.

 

Литература

  1. Стаханова, Г. И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница» / Г. И. Стаханова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 13.2 (460.2). - С. 87-88. - URL: https://moluch.ru/archive/460/97766/
  2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ.
  3. Кондукторова, Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников / Н. В. Кондукторова. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1 (7). - С. 3-7. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/ (дата обращения: 07.01.2024).
  4. Вербенец А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с.

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

«Использование музейной педагогики в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

1. Что вы понимаете под термином «музей»?

2. Посещаете ли вы музей нашего города? Если нет, то почему?

3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?

4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?

5. Как вы считаете, могут ли дети участвовать в создании мини-музея в детском саду?

6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?

- наблюдательность;

- любознательность;

- усидчивость;

- познавательность.

7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема, приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям своего народа?

8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?

9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспекты занятий

                               Занятие (пластилинография)

«Русская матрёшка»

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка».

(цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1

Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства.

 Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;

- закреплять умения рисовать элементы росписи;

- закреплять умение правильно держать простой карандаш.

Развивающая:

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

- развивать внимание, мелкую моторику.

Воспитательная:

- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;

Предварительная работа:

Для педагога:

- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми.

Для детей:

- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;

- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек расписанных в разных росписях.

Оборудование:

- методическое пособие «Матрёшки»;

- изделия мастеров, расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка;

- образцы узоров;

- заготовки матрёшек;

- простой карандаш;

- влажные салфетки.

Ход НОД:

1.      Вводная часть

- Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир …

- Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И каждая со своим именем. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка ну а последнюю зовут Городец.

-Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)

-Молодцы.

-Эти матрёшки, ребята в виде книжки. И если вы что позабудете основные элементы, эти матрёшки вам напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек и конечно внутри сидит маленькая сестрица матрёшки.

2.  Основная часть

- Ребята, я для вас приготовила фигурки матрёшек.  Они не знают, какая из матрёшек их старшая сестра. У них однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем и поможем матрёшкам найти свою сестру.   Матрёшки в белых сарафанах сестры, какой матрёшки? (гжель). Другие в синих (дымка). Третье в бежевых (хохлома), светло коричневых (городец). Посмотрим на их старших сестрёнок (демонстрация пособия).

-Вы, ребята, сами выберите себе матрёшку, определите какой росписью будите её наряжать и нанесёте на её сарафан основной узор простым карандашом. Но сначала проговорим, какие элементы росписи вы нанесёте на сарафан матрёшки.

- Какие основные элементы используют мастера гжельской росписи? (ответы детей), конечно! Это цветы, ягоды и листья.

-Сейчас посмотрим на матрёшку с дымковской росписью. Какие основные элементы использовали мастера? (ответы детей), всё верно, круги, линии, точки.

- Вспомним, какие элементы и цвета предлагает Городецкая роспись. (ответы детей) скобки, круги, капли, спирали. И конечно, это в основном цветы (купавки, розаны)

-И вспомним последнюю роспись, хохлома. Её ещё называют золотая, почему? (ответы детей) Правильно! Цвета у неё золотые. И это тоже в основном растительный орнамент.

Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей.

Ребята рисуют выбранные орнаменты простым карандашом.

- Сегодня вы нанесли на сарафан матрёшки набросок, простым карандашом, русской народной росписи, которую выбрали сами. А на следующем занятии вы распишите наряды разными цветами, и матрёшки будут яркими и радостными.

3. Рефлексия:

Ребята, скажите, что вы сегодня рисовали на занятии. Какие русские народные росписи вы знаете? Что вам помогало на занятии? Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось занятие?

Конспект занятия № 2

Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Роспись матрёшки с помощью нетрадиционной технике рисования – пластилинография.

 Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;

- закреплять умения рисовать элементы росписи;

- формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности;

- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – пластилинография;

Развивающая:

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

 - развивать внимание, мелкую моторику;

Воспитательная:

- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;

Предварительная работа:

- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми;

- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;

- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, расписанных в разных росписях.

- нанести выбранный узор (роспись) на матрёшку простым карандашом.

Оборудование:

- методическое пособие «Матрёшки»

- изделия мастеров, расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка.

- образцы узоров;

- заготовки матрёшек с готовым рисунком исполненным простым карандашом, на прошлом занятии;

- набор пластилина, стека, доска для лепки;

- влажные салфетки.

Ход НОД

1.      Вводная часть

- Помните, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? Как их зовут? (ответы детей). Да. Это четыре больших матрёшки. Внутри каждой есть ещё одна, поменьше.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая.

- На прошлом занятии мы с вами повторили виды русской народной росписи. Давайте вспомним какие (ответы детей).

- Вы выбрали себе матрёшек, выбрали вид росписи, и нанесли простым карандашом, на сарафан матрёшки рисунок.

- Но ребята, наряд матрёшек все ещё не яркий! Как мы это исправим? (ответы детей) правильно, раскрасим, но у нас пропали все кисти и краски. Остался только пластилин. Что же нам делать, как поступить? (ответы детей).

2.      Основная часть

Конечно, мы раскрасим пластилином. Напомните мне, как называется эта техника (ответы детей), правильно, пластилинография. Вы с этой техникой хорошо знакомы. Напомните, как работать в этой технике. (ответы детей). Отщипнуть маленький кусочек пластилина, сформировать шарик, приложить к работе, указательным пальцем с нажимом ведём в нужную сторону по ходу рисунка.

- Также будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки (показываю).

- Какие нам понадобятся цвета, чтобы раскрасить матрёшку гжель? (ответы детей). Правильно, голубой и белый.

- А для матрёшек с росписью хохлома? (ответы детей). Правильно ребята. Жёлтый, красный и чёрный и зелёный.

- Ну а тем ребятам, которые выбрали дымку и городец, можно использовать все цвета которые есть в коробке с пластилином.

Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей. Работаем под русскую народную музыку.

Оформляем выставку.

3.      Рефлексия: что делали на занятии, какими росписями расписывали матрёшек, в какой технике. Какие цвета использовали? Какая матрёшка вам нравится больше всего. Почему. Вы все молодцы.

 

Цикл занятий по закреплению знаний по русской народной росписи «Гжель» (подготовительная к школе группа).

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах.

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам гжельской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предыдущих занятиях.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий. Приобщить детей к истокам Русской народной культуры. Развивать умения сравнивать и делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Воспитательные задачи: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувства уважения к мастерам народного творчества.

Материалы и оборудования: изделия народных мастеров, расписанные гжельскими узорами. Методическое пособие «Матрёшка».

У детей:

1 занятие: альбомный лист, цветная бумага голубого цвета, ножницы, клей, влажная салфетка.

2 занятие: заготовка барышня, краски, кисть.

1 занятие (аппликация)

«Чайный сервиз»

НОД: - Ребята, на прошлом занятии мы с вами обсуждали тему создания мини-музея в нашем детском саду, и сегодня мы с вами приступим к изготовлению экспонатов.

- Сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? (Показ образцов посуды).

- Сейчас я вам расскажу о гжельском народном промысле: (чтение легенды-сказки).

- Давайте посмотрим, какие элементы узора используют гжельские мастера? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки). Как они расположены на изделии?

- Но делу время, а потехе – час. Поэтому мы сейчас поработаем. Сегодня вы будете мастерами и изготовите посуду по мотивам гжельской росписи.

Перед началом работы мы с вами немного поиграем. (Физкультминутка - картотека)

Показ приема аппликации.

  1. Берём альбомный лист и складываем его пополам вдоль, отрезаем по линии сгиба.
  2. Берём полосу цветной бумаги.  Какой цвет нам понадобится? – правильно, голубой. Складываем по полам, ещё раз пополам и ещё раз по полам. Рисуем капельку, чтобы одна сторона была приближена к краю, как половинка сердечка. Вырезаем. Расправляем готовые заготовки. У нас получилось много сердечек.
  3. Этими элементами мы и будем украшать полосу белой бумаги. Чтоб рисунок получился объёмным мы складываем сердечко по полам и приклеивать будем только одну сторону. Но сначала выложим орнамент на заготовку.
  4. Выложили, приклеили – молодцы. Пришло время формировать кружку. На один край наносим клей и соединяем с другим краем. Получился конус.
  5. Изготовим ручку для кружки. Для этого берём вторую, неиспользуемую часть альбомного листа и отрезаем от него тонкую полоску, толщиной примерно, как два ваших пальца. Приклеиваем к кружке, как показано у меня.
  6. Что ещё не хватает? Конечно дна. На оставшуюся часть альбомного листа ставим кружку и обводим её дно простым карандашом. Наносим на карандаш клей ПВА и ставим нашу кружку. Клей высохнет, и мы отрежем лишнюю бумагу. Наша кружка готова.

Оформление выставки.

Рефлексия: что мы с вами на занятии делали? Для чего? Как называется роспись? Какие цвета использовали? Можно нашу аппликацию назвать объёмной? Вам было сложно? Вы все молодцы, все справились. Получились чудесные работы.

На подобии этого занятия я провела занятие в старшей группе, только работы были выполнены на плоскости. Ребята украсили узором чайник, сахарницу, запарник.

В итоге получился удивительный сервиз.

2 занятие (аппликация)

«Барышни»

НОД: - Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Незабудковая …Гжель.

- Дети, почему в стихотворении гжель называют васильковой, незабудковой?

(потому, что эти цветы голубого и синего цвета)

-Ребята, сегодня мы с вами украсим чудесным гжельским узором Барышню. Кто такая барышня? (ответы детей). Правильно, это девушка.

- Сейчас мы перейдем в сказочную мастерскую. Оказывается, что гжельские мастера расписывают посуду и игрушки по розовому фону черным цветом, и помещают в печь для обжига и уже   от    туда она является белоснежной и с синими узорами. Но    мы   же в сказочной мастерской и будем работать синей акварельной краской и сразу кистью по белому фону распишем сарафан нашей барышни. Начинаем расписывать наряд используя приемы примакивания, точки, завитушки, капельки, мазок с тенью, листья - птицы и т.д.

Пальчики наши очень ловкие и послушные. Но пришло время их немного размять. Физкультминутка (картотека).

Самостоятельная деятельность детей. Помогаю при необходимости. Дети работают под музыку Русские народные песни для детей.

Оформление выставки.

Рефлексия: ребята, кого мы сегодня расписывали? Как называется роспись? Какие цвета использовали. Какая барышня получилась самая нарядная? Вам было сложно?

Цикл занятий по закреплению знаний по русской народной росписи «Золотая хохлома» (подготовительная к школе группа).

1 занятие (аппликация папье-маше)

«Тарелки»

Цель занятия: изготовление тарелки в технике папье-маше.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с техникой папье-маше. Учить последовательности выполнения тарелки из бумаги.

Развивающие:

Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

Методы и приемы: беседа, пошаговое изложение материала, практическая работа, индивидуальный подход.

Коррекционная:

- Развитие познавательной сферы ребенка;

- Развитие эмоционально волевой сферы;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

- Активизация и развитие речи.

Оборудование: образцы изделий из папье-маше, клеенка, разовая тарелочка, газета, листы белой бумаги, стаканчик, кисть для клея, клей, тряпочка.

НОД: сегодня мы познакомимся с новым видом искусства, которое называется папье- маше.

- Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготовлена бумага, из Китая. Долгое время - это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага».

Папье- маше — это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы.

- Как вы думаете, что можно сделать в этой технике? (Разные предметы).

- Правильно! Из папье- маше можно делать самые разнообразные предметы: игрушки, сувениры, посуду и многое другое. Все они изготовлены из смеси бумаги и клея.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше возникло только в 19 веке.

Показ образца.

- Какой формы тарелка?

- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей очень много. Это кусочки бумаги различной длины и формы. С помощью чего соединены детали? Из каких материалов выполнено изделие? Какие инструменты потребуются для работы?

Перед началом работы нужно приготовить пальчики. Пальчиковая гимнастика (картотека)

Этапы выполнения работы.

Тарелка состоит из нескольких слоев. Мы возьмем одноразовую тарелку и на нее будем наклеивать слои из кусочков бумаги и газеты. Когда бумага высохнет, мы снимем самодельную тарелку с разовой и оформим ее.

1 слой: кусочки белой бумаги окунаем в стакан с водой, и укрываем ими всю разовую тарелку. Это нужно для того, чтобы наша тарелка не приклеилась к разовой. 2 – 4 слои: из кусочков газеты смазанных клейстером. 5 слой: из кусочков белой бумаги смазанных клеем.

Сутки наша работа будет сохнуть. На следующем занятии мы ее оформим.

Как это можно сделать? Есть множество вариантов: но это вы узнаете на следующем занятии.

Теперь можно приступить к работе.

Возьмем белую бумагу, затем газету и порвем сначала на полосы, а затем на кусочки 2 на 3 см. Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ). Теперь на клеенку дном вверх положим разовую тарелку. После этого приступим к наклеиванию слоев.

Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на дно тарелки. (показ). Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность тарелки была покрыта кусочками бумаги. Продолжаем работу по плану.

- Посмотрим, что у нас получилось. Поменяйтесь местами с соседом по парте и оцените его работу. Какие пункты плана мы сегодня выполнили? Что нам осталось сделать? Какое изделие мы начали изготавливать? Из чего? Как переводится слово папье- маше? Для чего можно использовать тарелку? На следующем занятии мы продолжим работу. Оформим тарелку.

2 занятие (рисование)

«Роспись тарелок»

Цели: Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; закрепить нетрадиционную технику рисования – рисование пальцем. Выполнять узор в определённой последовательности.

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

-Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

НОД: - Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

         - А вы идти со мной готовы?

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

-Ребята, что мы делали на прошлом занятии? В какой технике? Правильно мы с вами изготовили тарелки в технике папье-маше. Пришло время их расписать.

- А что мы можем сделать, чтобы эти тарелочки превратились в хохломские тарелочки? (Расписать под хохлому).

- А каким образом мы будем расписывать тарелки?

-С чего начнёте?

1. Закрашиваем фон. Рисуем кайму по форме.

2. Рисуем завиток - изогнутую веточку.

3. На завитке рисуем сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д. Ягоды мы нарисуем в нетрадиционной технике рисования – пальцем.

Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (палец).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

 - Молодцы, ребята, всё знаете! А сейчас, небольшая разминка для пальчиков. Физкультминутка (картотека).

Самостоятельная деятельность детей. Помогаю при необходимости. Начинают расписывать тарелки под музыку – Русские народные песни.

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! А что больше всего понравилось вам, и почему?

3 занятие (лепка)

«Ложки»

Цель: познакомить детей с новой композицией хохломского узора на круглой форме, основу которой составляет круглая ветка.

 

Задачи: организовать деятельность детей для усвоения ими умения рисовать закруглённую ветку, самостоятельно выбирать уже известные элементы для своего узора. Формировать положительные отношение к русскому народному творчеству, желание его изучать.

Раздаточный материал: заготовки из картона в форме ложек, гуашь, кисть, баночка с водой, влажные салфетки.

НОД: - Ребята, сегодня я вам расскажу про чудесный рисунок, "хохлома". Жил в давние времена в Нижегородских лесах Чудо-Мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его упорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде дошла до самой Москвы. И дальше по всему миру. И тогда передал Мастер секрет "золотой" посуды жителям села Хохлома.

-Ребята, посмотрите на иллюстрации. Посмотрите внимательно, какие цвета использованы в росписи. (Ответы детей). Правильно! Жёлтый или золотой, красный, зелёный и чёрный. Это основные цвета для хохломской росписи.

- Посмотрите внимательно на узоры. На что они похожи. На растения. Травка, ягоды и цветочки.

- Давайте сами попробуем расписать хохломской росписью ложки. Это сложное задание, но я уверена, что вы справитесь.

Перед работой зарядимся энергией. Физминутка (картотека).

Работать мы будем под русскую народную музыку.

Самостоятельная работа детей. Помогаю по необходимости.

Оформляем выставку.

Рефлексия: Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Какими узорами расписывали ложки? Какие цвета используются в росписи?

4 занятие (рисование – коллективная работа)

«Волшебная птица»

Цель: закрепить знания детей о представлении хохломской росписи;

Задачи:

Художественное творчество:

-закреплять умение держать правильно кисть;

- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

НОД:

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно – медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома! 

  П. Синявский

В. – Ребята скажите, о чем это стихотворение? (Ответы детей о хохломской росписи)

В. – О чем напоминает вам эта роспись? (Ответы детей: о Родине, о природе)

В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (Ответы детей: посуду)

В. – А из чего её делали? (Ответы детей: из дерева).

В. – Я вижу, вы хорошо запомнили все о хохломе. Посмотрите, ребята, как много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет? (воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).

- Ребята к нам в гости прилетела волшебная птица. Но она грустная, отчего же? Как думаете?

-Конечно, вы посмотрите на её хвост. Что с ним стало?

-Наверное её заколдовали. Чем поможем? Правильно. Мы распишем её перья росписью хохлома.

- какие узоры вы будите использовать? Какие цвета?

Физминутка (картотека)

Самостоятельная деятельность детей.

Рефлексия. Вернули все перья волшебной птице. Какая она стала? Как называется роспись? Вам было сложно? Давайте пригласим птицу жить в нашем мини-музее.

Цикл занятий по закреплению знаний по русской народной росписи «Дымковская игрушка» (подготовительная к школе группа).

1 занятие (пластилинография)

«Барышня»

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Напомнить детям об известных народных промыслах, уточнить их представления о дымковских игрушках, особенностях и элементах узора;

• Вспомнить разновидности дымковских игрушек, цвета, используемые в узорах.

• Продолжать учить использовать прием размазывания пластилина в лепке для придания объема и выразительности.

• Познакомить с нетрадиционными приемами в изготовлении поделок и ручном труде.

Развивающие задачи:

• Развивать воображение, цветовое восприятие;

• Творческую активность и любознательность.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость;

• Воспитывать внимательность.

– Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение :

- Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Возле речки Вятки есть один посёлок,

Окаймлённый лесами уголок весёлый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили,

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской со стари называлась.

Люди, работающие, в той слободе жили,

С удалью лихие пляски заводили.

Праздник отмечали, жили, не скучали,

Тут не подобраться никакой печали.

- Как вы думаете, о каком местечке я вам рассказываю?

-Что делали люди в старину там? Какой был промысел?

Посмотрите на эти изделия. (показываю коня, барана и барышню).

-Как они называются? Какие еще игрушки вы знаете? (кони, козлы, барышни, водоноски, индюки и т. д.)

Давайте посмотрим и вспомним, как называются элементы узора этих игрушек. ( ответы детей и мой: круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и т. д.)

-Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

 Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы сами будем мастерами, которые делают дымковские игрушки. Только делать мы будем дымковскую барышню-красавицу. Для этого вы принесли из дома пластиковые бутылки из-под воды, и я приготовила заготовки для туловища игрушки, отрезав нижнюю часть. Посмотрите, как я буду делать туловище барышни и платье. Беру кусок пластилина и размазываю по поверхности. (когда весь низ покрыт пластилином, показываю как делать дальше туловище и грудь) Теперь я беру толстый целый кусок пластилина, делаю лепешку и накрываю верх бутылки. Получилось туловище и платье. Приглаживаю лепешку как следует.

Теперь надо скатать из 0,5 куска (светлого) пластилина шарик и вытянуть шею. Потом приставляю голову и присоединяю к туловищу, сначала с внутренней, потом с наружной стороны. И разглаживаю. Теперь раскатываю колбаски одинакового размера и присоединяю по бокам в виде дуг к туловищу (это руки). Затем делаю кокошник методом прищипывания колбаски. Еще делаем косички, способом переплетения двух тонких колбасок. Пристраиваем и формируем косички в прическу. Теперь наша фигура барышни-красавицы готова. Осталось украсить сарафан. Красивым дымковским орнаментом (полоски, колечки, круги и т.п.)

В конце занятия даю положительную оценку всех работ, рассматриваем вместе и организуем выставку нарядных барышень. Читаю стихотворение :

Хоть весь базар обойдите,

Лучше барышень не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей и вам понравятся!

2 занятие (аппликация)

«Лошадка»

Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

Образовательные: 

- продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);

  -упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем;

- учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи;

Развивающие: 
- развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя;

-развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма

Воспитательные:

-формировать эстетическое восприятие и творческие способности;

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
НОД: - Ребята, вы обратили внимание на доску? Сколько здесь иллюстраций. Как вы думаете какая роспись сегодня у нас на занятии?

Дети смотрят и находят дымковские элементы росписи.

- Да, это дымковская роспись. Их делают мастера из Дымковской слободы.

Ребята давайте вспомним. Какие цвета которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Мы с вами сегодня украсим дымковские блюда, украсим их используя для этого цветную бумагу. Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика. (картотека)

Ребята, посмотрите какая дымковская лошадка получилась у меня (демонстрация образца) каким узором она украшена? (кружочками, полосками).

Какого цвета бумагу я использовала для украшения? (синюю, красную).

- А другую цветную бумагу можно использовать для украшения лошадки (да, можно).

- Да, дымковские мастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

- А сейчас приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно

 Рефлексия

- Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые. Вы настоящие Дымковские мастера. В каком селе мы побывали? Как называются игрушки, которые изготавливают в этом селе? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно?

3 занятие (роспись)

«Барышня, петушок на выбор детей»

Цель: Обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их, называя детали узора. Учить рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки: шляпа, кофта, юбка.  Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек, прямых и волнистых линий) на юбке барышни, используя образец или придумывая свой. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора.  Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.

Развивающие: развивать зрительно-пространственное восприятие, умение отображать в речи свои действия.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.

НОД: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем?

- Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая и красивая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту.
А вот какие это мастера, вы сами догадаетесь, отгадав загадку:

Игрушки эти не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!

- Правильно! Эти игрушки делают дымковские мастера. Ребята, какие краски используют дымковские мастера? (красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую).

- Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковского узора вы знаете? (Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.)

- Сегодня, ребята, к нам утром принесли письмо из села Дымково.

Смотрите, что прислали нам дымковские мастера!

 «Ребята, у нас много работы, и мы не успели раскрасить петушков и барышень, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами их раскрасить».

Воспитатель обращает внимание на не раскрашенные фигурки дымковских барышень и петушков.

- Дети, давайте сегодня мы с вами поработаем как дымковские мастера и раскрасим этих барышень. (Дети соглашаются).

- Прежде чем приступить, давайте сделаем гимнастику для рук.

Физкультминутка (картотека)

- Вам в помощь прислали несколько образцов. Давайте ещё раз рассмотрим их.

Самостоятельная деятельность детей. Помогаю при необходимости. Дети работают под Русскую народную музыку.

Анализ детских работ

 - Ребята, посмотрите на свои расписные игрушки. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая работа вам понравилась больше всех? Расскажите чем рисовали узор?  Какие элементы росписи использовали для составления узора? Какие цвета использовали?

 

Цикл занятий по закреплению знаний по русской народной росписи «Городецкая роспись» (подготовительная к школе группа).

1 занятие (аппликация)

«Досточка»

Программное содержание.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.

Задачи.

Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.

Развивающая. Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.

Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

НОД. - Ребята мне бы хотелось, чтобы мир вокруг нас был красивым, разноцветным, чтобы нас всегда окружали красивые вещи. А вы, хотели бы? А кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (ответы детей)

- Правильно, красивые вещи можно увидеть в музее.

- Знаете, почему мы заговорили о музее. Потому что сегодня наш с вами мини-музей пополнится ещё одним удивительным экспонатом.

Есть на Волге город древний

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Городецкая роспись– как ее нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Не в лесу и не в поле,

Не в лугах, не на воле

Распустились цветы

Столь земной красоты

Ярко красками горя,

Чудо птицы здесь порхают

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Посмотрите на роспись, сочность красок манит

Городецкая роспись душу нам веселит.

- Правда, ребята, хороши изделия, расписанные городецким узором.

-Посмотрите на образец городецкого узора.  Ребята, давайте сравним две цветка: купавку и розан. Чем они отличаются (они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный лепесток располагается напротив середины, а у розана середина располагается в центре и все лепестки одинаковой величины)

Сегодня я познакомлю вас еще с одним узором городецкой росписи. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся …бутон.

- Ребята, из каких элементов состоит бутон? (из кругов разной величины)

Посмотрите внимательно на композицию городецкого узора. В центре расположен самый красивый и крупный цветок, по обеим сторонам от него – цветы меньше по величине, но одинаковые по окраске.

Городецкие мастера расписывали свои изделия красками, я предлагаю вам украсить экспонаты аппликацией. Мы составим узор из двух бутонов и цветка.

Самостоятельная работа детей (под музыку)

Оформление выставки детских работ.

Итог занятия.

- Какие красивые разделочные доски у вас получились. Вы настоящие мастера. Давайте внимательно рассмотрим некоторые работы. Здесь хорошо подобран цвет, а на этом розане очень красиво смотрится оживка. А эти работы очень аккуратные. Не зря говорят: дело мастера боится. Как называется роспись, которой вы украшали доски?

2 занятие (пластилинография)

«Посуда»

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомство с городецкой росписью.

Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина.

Развивающие:

Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

Развивать интерес к народному творчеству.

Воспитательные:

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Материалы для занятия:

Раскраска набор посуды с городецким орнаментом. Набор цветного пластилина. Стека. Салфетка для рук. Образцы изделий городецких мастеров.

Предварительная работа:

     Беседы с детьми о декоративно – прикладном искусстве; рассматривание альбомов по народному искусству.

НОД: - С городецким промыслом мы с вами встречаемся не впервые. Элементы росписи вы выполняли на занятиях по рисованию. Сегодня вы тоже будете рисовать городецкие узоры, но не красками, а при помощи пластилина. Сегодня перед вами лежат готовые рисунки, с орнаментом. Это раскраски. И мы будем раскрашивать сами узоры пластилином, а фон восковыми карандашами.

-Перед тем как вы приступите к занятию мы с вами поиграем. Физминутка (картотека).

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку. Помогаю при необходимости.

Оформление выставки.

Рефлексия: что мы с вами смастерили на занятии? Чем работали? Как называется роспись?

Самые аккуратные работы пополнят наш мини-музей.

3 занятие (лепка)

«Петушок»

Цель: продолжить знакомство детей с Городецкой росписью.

Развивающие задачи:

- закреплять знания основных элементов Городецкой росписи;

- составлять из этих элементов узор;

- развивать изобразительные умения и навыки;

- закреплять умения работать пластилином;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

-воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность.

- учить работать с природным материалом аккуратно.

Материал:

- иллюстрации предметов, выполненных городецкой росписью и основных элементов; картинка «ковш – петух»; половинка грецкого ореха; пластилин; доски для лепки; стеки.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города ….(Городец).

- Молодцы!

Городец – это небольшой город в Нижегородской области, где почти два века назад зародилось искусство, которое принято сейчас называть «Городецкая роспись» (показ иллюстраций).

- Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете? (ромашка, розан, купавка, роза, бутон, листики)

Д/и «Найди элементы росписи» (по картинкам)

Цель: закрепить знания основных элементов городецкой росписи.

2. Основная часть

- А, сейчас мы с вами превратимся в мастеров и украсим вот такой необычный ковш – петушка или уточки, но сделаем мы это не совсем обычным способом. Рассмотрите скорлупку от грецкого ореха, это будущее туловище нашей уточки или петушка. Давайте возьмем скорлупку и облепим ее пластилином.

Практическая часть:

- Нанести фон желтого цвета – размазываем пластилин по всей поверхности.

- Украсить красным цветом гребешок и бородку, нанести тонкую полоску на края хвоста (скатываем тонкую колбаску или жгутик).

- Приступаем к выполнению цветов (розовые и голубые круги, красные и синие серединки и лепестки цветка – раскатываем шарик, делаем лепешечку)

- Зеленые листья завершают общий узор (края «лепешечек» заостряем с помощью легкого сдавливания большим и указательным пальцами).

Рефлексия: Оформление выставки. Замечательные работы. Как называется роспись? Что вам понадобилось для работы? Вам было сложно? Вам понравилось занятие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методическое пособие «Матрёшки» разработано для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие представляет собой набор дидактических материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет изучить и закрепить знания о видах Русской росписи и узнать легенды происхождения той или иной росписи. Так же методическое пособие позволяет детям анализировать, обобщать, сравнивать и сопоставлять похожие элементы в разных видах росписи.

Ценность пособия «Матрёшки», состоит в возможности применения его в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии, а также в создании условий для знакомства, изучения и закрепления детьми видов Русской народной росписи, поэтапное рисование основных элементов, цвета используемые в изучаемой росписи, образцы игрушек и посуды, расписанные данной росписью. Так же дети знакомятся со сказками и легендами появления на Руси таких видов Русской росписи как: Гжель, Хохлома, Городец, Дымка.

Методическая разработка «Матрёшки», так же направлена на воспитания нравственно-патриотических качеств в сфере прикладного творчества и изобразительного искусства. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех кого зовут соотечественники.

Данное методическое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель:

Познакомить детей с вершинами русского искусства в его лучших образцах, развить целостное и эмоциональное восприятие Русской росписи, сформировать представление о Гжели, Городце, Дымке, Хохломе, создавая собственные рисунки; развивать художественные способности.

Задачи:

       Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания;

       Знакомить детей дошкольного возраста с старинными русскими росписями, формировать интерес к изобразительной деятельности;

       Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

       Побуждать воспитанников самостоятельно применять росписи (городецкая, гжель, хохлома, дымка).

Описание

Пособие представляет собой небольшую коробочку «домик» с секретом. На фасаде «домика» имеется прозрачный кармашек, в котором лежит книжка малышка. Эта книжка содержит сказки и легенды о возникновении росписи. Внутри коробочки «живут» четыре матрёшки.

Каждая матрёшка со своим именем. Каждая матрёшка имеет характерную роспись сарафана. Например: сарафан матрёшки  Гжель, имеет детали Гжельской росписи. В каждой матрёшки имеется небольшое описание росписи, элементы росписи, используемые основные цвета, образцы готовой росписи на игрушках, посуде и т.п. Так как это матрёшка, то внутри пособия спрятана её маленькая сестрица в сарафане изучаемой росписи.  На обороте изображена девушка в Русском сарафане. Сарафан так же имеет элементы изучаемой росписи.

Для изготовления методического пособия «Матрёшки» мне понадобился картон, бумага, горячий клей, скотч, клей карандаш и маленькие металлические шарниры.

Обучаясь по данным методическим материалам, учащиеся в условиях дополнительного образования успешно смогут реализовать свои творческие способности и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Следует отметить, что разработку можно использовать при работе с детьми ОВЗ. Социальное значение заключается в создании условий для творческой самореализации, расширению возможностей познакомится с историей и культурой страны.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Презентация "Формы организации с детьми старшего дошкольного возраста в студиях дополнительного образования"

Дополнительное образование является одной из форм работы, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические и художественные способности. Студийные занятия направ...

Место мини-музеев в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Музей - особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию...

Конспект посещения мини-музея "История бумаги" детьми старшего дошкольного возраста

Посещение мини-музея направлено на обогащение знаний детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей....