Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.
проект (средняя группа)

Фургина Альмира Рафкатовна

Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Долгосрочный проект

«Разные профессии людей в нашем селе»

(для детей средней группы)

  Подготовила:

          Воспитатель: Фургина А.Р.

                 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/10/25/proekt_proforientatsiya_4-5_let_godovoy.docx_image1.jpg

Село Рождествено2023-2024гг.

Профессии

Профессий много есть на свете,

Это знают даже дети.

И профессий нет неважных —

Вам об этом скажет каждый.

Есть прекрасный мастер — плотник,

Он до дерева охотник.

Людям мебель создаёт

И ему всегда почёт.

Доктор лечит все болезни —

Нет профессии полезней.

 Если кто-то заболеет,

Доктор вылечить сумеет.

Кто готовит суп и кашу,

Торт, компот и простоквашу?

Повар знает все секреты.

На десерт он даст конфеты.

В небе ветер обгоняя,

В прятки в облаках играя,

Мчит стрелою самолёт —

Управляет им пилот.

Едет вдаль, бежит машина,

Об асфальт стирая шины.

В путь ведёт водитель славный —

За рулём он самый главный.

Управляет кораблём

Утром, вечером и днём

За штурвалом капитан —

Видел множество он стран.

Есть профессия — строитель —

Неудобства покоритель.

Строит он дома, заводы,

Фермы, школы, небоскрёбы.

И конструктор — это тоже

На игру во всём похоже.

Конструирует предметы —

Мы-то знаем всё об этом.

Инженер — изобретатель —

Он творец, чудес создатель.

Что придумал — создаёт.

В мир свершений нас влечёт.

Есть профессия — учитель —

Наш идейный вдохновитель.

Тайны жизненных преград

Нам раскрыть он будет рад.

Очень важен земледелец —

Труженик земли, умелец.

Пашет, сеет, поливает,

Урожай весь собирает.

Есть профессия одна —

Очень важная она.

Чтобы мы всегда смеялись,

Чтобы солнцу улыбались,

За порядком он следит,

Если надо, защитит.

У солдата есть работа —

Мир хранить его забота.

Продавцы нам всем нужны —

Продавать они должны.

Всё, что мастер создаёт,

Продавец нам продаёт.

Есть певец, и есть спортсмен,

Шоумен и бизнесмен,

Звездочёт, шахтёр, писатель,

Металлург и испытатель.

Всех профессий нам не счесть,

Сколько их на свете есть.

Но профессия одна —

Всех важнее, всё ж, она.

Скажу честно я и прямо —

Это должность — моя Мама!

Мама — первый мой учитель,

Мой идейный вдохновитель,

Повар, доктор и швея,

Мой защитник и судья.

Мама — тренер мой, спасатель

И, конечно, воспитатель.

Без неё никак нельзя —

Это истина, друзья.

Папа тоже очень важный —

Он защитник мой отважный,

Плотник, столяр и строитель —

Дел мужских он мой учитель.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Каждый должен сам решать,

Кем когда он хочет стать.                                                                                                                 Автор: Виталий Тунников

Актуальность:

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.

Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд способствует развитию способностей ребёнка и обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Данная ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальность проекта вызвана тем, что во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях  реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Для привлечения внимания детей к данной теме, мы создавали проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии пожарный, инспектор дорожного движения, полицейский, врач – героях нашего времени. Реализация данного проекта дает  возможность  научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь и сформировать представления дошкольников о мире труда и профессий.

Цель: 

Формирование ранней профориентации детей 4-5 лет и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли безопасности в трудовой деятельности и в жизни человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость профессии,  которые спасают жизни людей;

       Развивающие:

- Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

- Формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении опасных ситуаций;

Воспитательные:

-  Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

Участники проекта:  

  1. Дети и родители средней группы (4-5 лет)
  2. Воспитатель Фургина А.Р.
  3. Педагоги ДОУ

Вид проекта:  

Групповой, долгосрочный

Период проведения проекта:

 С 01.11.2023 по 31.03.2024 года 

Тип проекта:

Социально – значимый, творческий, познавательный, информационный.

Основные средства:

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

• Обогащение РППС.

Форма реализации программы:

• сюжетно - ролевые, дидактические игры

• тематические занятия

• игры - викторины о профессиях

• просмотр интерактивных экскурсий

• проектная деятельность

• прогулки

• индивидуальная работа

• ознакомление с художественной литературой

• конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный этап (организационный)

II этап – Основной этап

III этап – Заключительный этап

Подготовительный этап (организационный)

•  Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

•  Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

•  Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.

•  Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

•  Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.

Основной этап реализации проекта

- непосредственно образовательная деятельность,

- экскурсии-наблюдения,

- беседы с детьми,

- встречи с людьми разных профессий,

- дидактические игры,

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций, предметов труда,

- организация различных видов труда.

Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых и организации самостоятельной деятельности является организация

развивающей предметной среды. С этой целью в рамках данного проекта велась работа по отражению темы проекта в каждом уголке группы: подбор

художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями.

 Самостоятельная деятельность детей:

- сюжетно-ролевые игры, в ходе игр закрепляются знания, полученные в ходе

непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.

Сотрудничество с родителями:

- изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Поликлиника», «Почта», «Салон красоты»;

- составление альбомов на тему «Профессии родителей»

- выставка рисунков «Профессии моих родителей».

Знакомство с профессией проводится по следующей схеме:

1.    Название профессии.

2.    Место работы.

3.    Материал (инструменты), который используется в процессе труда.

4.    Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий: варит, строит.

5.    Результат труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).

6.    Значимость и необходимость труда.

 Третий этап (заключительный)

- Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».

Ожидаемый результат:

  • вызван интерес к окружающему миру;
  • расширены у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
  • обеспечена активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком;
  • сформированы первоначальные знание детьми информации о профессиях спасающих жизнь человека;
  • понимание значения слова  «профессия»;
  • умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

Дата

Тема

Цель работы

Участники

Ноябрь

Профессии сотрудников детского сада.

Просмотр презентации «Кто работает в детском саду?».

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Воспитатель, дети, родители.

Собрать фотоальбом «Профессии родителей».

Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомство с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек. Участие родителей в  подборе фотоматериалов для фотоальбома.

Знакомство с профессиями «Врач», «Медицинская сестра», «Ветеринар», «Фармацевт», «Учитель».

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника», «Аптека».

Виртуальное путешествие в поликлинику.

Чтение художественной литературы К. И.Чуковский «Доктор Айболит».

«Знакомство с аптекой».

Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, фармацевта, ветеринара, учителя. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы.

Воспитатель, дети, сотрудники аптеки.

Знакомство с профессиями «Полицейский», «Почтальон».

Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер»; Чтение стихотворения С. Маршака «Почта»; дидактическая игра "Профессии".

Обогащать знания и представления детей о профессиях полицейского, почтальона. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Воспитатель, дети, сотрудники почтового отдела, родители

Экскурсия «Знакомство с почтовым отделением».

Знакомство с профессией почтальон

Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании».

Познакомить родителей с планом работы группы по профориентации детей.

Декабрь

Знакомство с профессиями «Строитель», «Пожарный».

Презентация «Профессия строитель».

Дидактическая игра «Высокий, пониже, самый низкий»; Дидактическая игра «Найди лишнее»; чтение художественных произведений К. И. Чуковского «Путаница», А. Власова «Зайчишка», С. Маршак «Кошкин дом».

Художественное творчество аппликация – пожарная машина.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей.

Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного.

Воспитатель, дети, сотрудник пожарной службы.

Январь

Знакомство с профессией «Швея», «Пекарь».

Интегрированное занятие «Профессия – швея».

Художественное творчество лепка из соленого теста (батоны, баранки).

Художественное творчество аппликация «Платье».

Формировать представления о профессии швея, о важности и значимости их труда.

Познакомить детей с профессией «Пекарь». Расширять представления о результатах труда и общественной значимости этой профессии. Формировать чувство благодарности к людям этой профессии за их труд. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Воспитатель, дети, социальный педагог

Февраль

Знакомство с профессией «Военный».

Интегрированное занятие «День Защитника Отечества».

Тематическая выставка рисунков и поделок к 23 февраля.

Продолжить знакомить детей с профессиями военнослужащих.

Привлечь родителей к совместному творчеству.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители

Март

Знакомство с профессией «Парикмахер», «Библиотекарь».

Продолжить знакомить детей с профессиями парикмахер, библиотекарь.

Воспитатель, дети, родители

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты».

Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты».

Знакомство с профессией «Космонавт».

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

Познакомить детей с историей первого космического полета и профессией космонавта.

Воспитатель, дети, родители

Деловая игра по профориентации с родителями.

Формирование у родителей представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии.

Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитывать уважение и любовь к труду взрослых.

Воспитатель, дети, педагоги ДОУ

Деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий»

НОД: «Все работы хороши!»

Организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей

КОНСПЕКТ НОД: «Все работы хороши!»

Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях людей в старину и в наше время

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о профессиях, их важности

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей

Воспитательные: воспитывать уважение к людям любых профессий

Ход ООД:

  1. Организационный момент. «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, – кто ты будешь такой?» Вам знакома эта детская считалочка? В старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце, вместе с царѐм. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Хотите познакомиться с некоторыми профессиями? Тогда отправляемся в путь.
  2. II. Основная часть Представьте себе, что мы вышли утром из дома (дети идут по группе, подходят к окну и смотрят на стоящий напротив дом.) – А кто построил ваш дом? Придумал и начертил его на бумаге архитектор. А строили дом, подводили воду и газ другие люди. – Как называется их профессия? Они строители. Это и каменщики (что они делают?) и машинисты подъѐмных кранов, и плотники (люди, которые работают по дереву). Итак, мы с вами на улице. Посмотрите вокруг… – Кто во дворе наводит порядок? (Дворник) А теперь давайте сядем в автобус и поедем в детский сад. – Кто нас везѐт? (Водитель), а мы – пассажиры. – Кто встречает вас в д/с? (Воспитатель) Мамы, попрощавшись с вами, торопятся на свою работу. – А кем работают ваши мамы и папы? (выслушиваем ответы детей) В д/с ещѐ много взрослых, которые работают для того, чтобы вы могли вовремя позавтракать, пообедать, чтобы вы были здоровы. – Кто это? (Повар, медсестра). Вечером мама забирает вас из сада, и вы заходите с ней в магазин. – А кто там работает? (Продавцы), а мы с вами покупатели. Вот мы купили продукты. Идѐм домой и видим вывеску(изображение расчѐски и ножниц) – Как вы думаете, что это? (Парикмахерская) – Кто там работает? (Парикмахер) Вдруг по улице промчалась под вой сирены большая красная машина. – что это за машина? – Чем занимаются люди, которые едут в ней? (Пожарные тушат пожары) – Ребята, а вы знаете, что надо делать, если случится пожар? (Надо позвонить 01 и назвать свой адрес) Но вот вы пришли с мамой домой. Пришли домой с работы воспитатель и продавец, врач и пожарный, шофѐр и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал писатель, кто-то позвонил по телефону другу. А кто-то включил телевизор. – Кто снимается в фильмах? (актѐры ) – Вот видите, ребята, как много разных профессий на свете.
  3. Физ.минутка «Стали дети ровно в круг» Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, Над головкою – хлопок. А теперь все дружно Перепрыгнем лужу! А сейчас идут по кругу, Улыбаются друг другу. Представьте себе, что вдруг исчезли все воспитатели. –Чтобы тогда произошло? – Или вдруг не стало бы пожарных, строителей? Выходит, что все профессии нужны, все профессии важны. Главное – выполнять любую работу нужно хорошо. – Кем вы хотите стать, когда вырастите? – А были ли такие профессии в старину? – Как вы думаете, чем занимался лекарь? (Лекарь от слова лечить) – А как теперь называют людей этой профессии? А вот профессия повар не изменила своего названия с давних времѐн. Тогда кухня называлась поварней. А тот, кто в ней работал, – повар. Особую честь на Руси воздавали плотникам. – Как вы думаете, почему? Как в Москве деревянной Деревянные избы, Деревянные стены, Деревянные крыши, А в избе деревянной Деревянные лавки Да столы деревянные. Многое изменилось за эти годы. Но всегда труд человека был в почѐте. Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». «Труд кормит и одевает».
  4. III. Рефлекия. Профессий очень много, и все они очень важные и нужные. Но когда вы будете выбирать себе профессию, важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный групповой проект по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного ...

Долгосрочный проект «Ярмарка профессий»

laquo;Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно проф...

Долгосрочный проект «Все профессии важны - все профессии нужны!»

Цель проекта: Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.Задачи проекта:-воспитывать уважение к людям разных профессий.-прививать чувство бл...

Рабочая программа "От рождения до школы", 2 младшая группа, 2023-2024гг.

Рабочая программа разрботана для детей второй младшей группы....

Долгосрочный проект "Город профессий" для детей средней группы

Актуальность:Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитан...

Рабочая программа подготовительной группы 2023-2024гг

Рабочая программа подготовительной группы 2023-2024гг...

Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»

Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»...