Конспект родительского собрания "Права ребёнка-родительские обязанности"
методическая разработка (подготовительная группа)

Комарова Анастасия Александровна

Развернутый конспект родительского собрания, рассчитанный на выступление не только воспитателей, но и представителей правоохранительных органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_roditeley._sobranie.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в МБДОУ на тему «Права ребенка -  обязанности родителей.»

Цель: ознакомление родителей с основными правами ребёнкаправами и обязанностями родителей.

Задачи:

  • пополнить знания родителей о воспитании детей;
  • довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
  • оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады сегодня всех вас видеть на нашем мероприятии. Мы пригласили вас, чтобы поговорить о правах и обязанностей детей и родителей.

  1. Роль семьи в воспитании ребёнка.

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Семья выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Воспитательное - родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
    2. Наблюдательное - ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

  1. Права детей.

«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя. Но повторить на высшей основе- воспитать человека  лучше, чем ты сам».

                                                             В.А. Сухомлинский

За последние 10 лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая грамотность.

Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие  ситуации, имеет меньший шанс нарушить закон, понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.

За долгие годы мы привыкли, что все в нашей стране делается на благо детей. «Всё лучшее - детям!» Но решают в чём это «лучшее», всегда взрослые. Каждый ребёнок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы, родители?

 ИГРА «СВЯЗАННЫЙ РЕБЕНОК»

Воспитатель вызывает родителя для демонстрации.

Воспитатель: Вы - ребенок.

Мы, взрослые, говорим: «Не бегай, не прыгай, не упади…» и связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).

Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки.

Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.

Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.

Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует? (ответ родителя)

 С самого рождения начинаем давать установки: ты должен, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру. Ребенок фактически беззащитен перед взрослыми: дома, в садике, в школе, на улице. Он всегда виноват, потому что мы, взрослые, лучше знаем, как надо поступить в тех или иных случаях. «Мы пожили – мы знаем…» Но возникает вопрос: А так ли много мы знаем? И что мы знаем? Мы знаем, как можно защитить себя от хамства, грубости, несправедливости? - Чаще всего – нет!

Отсюда и хамство, грубость, несправедливость взрослых по отношению к ребенку, к подростку, к окружающим. Мы требуем с ребенка дать слово хорошо себя вести, хорошо учиться, выполнять правила, извиняться…

А всегда ли он виноват? Давайте представим, что чувствует наш ребенок.

Воспитатель: Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. Родители, воспитывающие ребенка, не должны забывать о его правах.

Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.

Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей.

60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты.

348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

В настоящее время права каждого человека на Земле защищает международная организация — Организация Объединенных Наций. Важнейшие задачи ООН - предотвращение военных конфликтов и защита прав человека. ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых для людей всего мира стали «Всеобщая Декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989).

«Конвенция о правах ребенка» тесно связана с «Всеобщей декларацией прав человека». Это наиболее полный документ, в котором права ребенка защищены нормами международного права.

Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности».

Конвенция о правах ребёнка признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

- воспитание

- развитие

- защиту

- активное участие в жизни общества.

Какие права есть у ребенка в семье?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  1. Обязанности родителей.

Существует международный термин «воспитание родителей», означающий помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является детский сад, а затем и школа. По данным социологических исследований на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа/детский сад - 10%, улица -10%.

Семья - важнейший фактор, влияющий на формирование личности. Именно в семье дети приобщаются к жизни, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции, складываются жизненные планы и идеалы человека.

Актуальность проблемы прав ребенка сегодня не вызывает сомнений, поэтому необходимо правовое воспитание родителей. Без знания своих прав и обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни.

Права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

 Родительские права — гражданские права человека, обретаемые им
одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и
содержанию ребёнка.
 Обладателем родительских прав может быть как биологический
родитель ребёнка, так и тот, кто его усыновил.

Какие по вашему мнению права имеют родители? ( ответы родителей)

В России к родительским правам относятся:

  • Право на воспитание ребёнка (преимущественное перед всеми другими
    лицами), на выбор формы его образования и конкретного
    образовательного учреждения;
  • Право представлять интересы ребёнка в отношениях с любыми
    физическими и юридическими лицами;
  •  Право родителя, проживающего отдельно, на общение с ребёнком, на
    получение информации о нём из образовательных, медицинских и других
    учреждений;
  • Право несовершеннолетних родителей проживать совместно с ребёнком и
    участвовать в его воспитании
  •  Право нетрудоспособных родителей получать содержание от
    трудоспособных детей
  •  По достижении ребёнком 18 лет родительские права прекращаются (за
    исключением права нетрудоспособных родителей на содержание).
  • Прекращение родительских прав происходит и в случае приобретения
    детьми полной дееспособности до этого возраста.
  • Лишение родительских прав осуществляется по решению суда и не
    означает освобождения от родительских обязанностей.

 Родители обязаны:

  • Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
  • Обеспечить получение детьми основного общего образования.
  • Защищать права и интересы детей, именно родители являются законными представителями своих детей, т.е. выступают в защиту прав и интересов ребенка без специальных на то полномочий в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. Всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту, предусматривая ответственность родителей.
  • Быть семейным психологом, педагогом и врачом. Главное в семье – это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.
  • Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
  • Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
  • Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
  • Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие.    Родители должны Воспитывать в детях самостоятельность.
  • Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.

А имеет ли право на защиту родитель?

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основании взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. При нарушении прав родителей и их детей , родители вправе обратиться за защитой в правоохранительные органы.

  1. Выступление представителя полиции ( отдел ПДН)

Итог родительского собрания.

Сегодня мы с вами говорили о наших правах и обязанностях.

Давайте прислушаемся к словам Виссариона Григорьевича Белинского, одного из выдающихся российских педагогов: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.

Только от совместной деятельности детского сада и родителей зависит качество воспитания наших детей. Не стоит, конечно, забывать, что основное и самое важное ребенок получает в семье. И от того, на сколько комфортно будет ребенку в семье, зависит его физическое и психологическое здоровье.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учусь любить своего ребёнка"-родительское собрание

Как построить нормальные взаимоотношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? И много других вопросов может быть. Как любить своего ребёнка? –...

Воспитание любознательности у ребёнка (родительское собрание)

Относитесь к любым вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них, давайте краткие и доступные ответы.В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечит...

"Семья и ребёнок" (родительское собрание в форме КВН)

Сценарий родительского собрания в форме КВН...

Конспект родительского собрание "Права и обязанности ребенка - обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей....