Готовимся к школе. Практикум для родителей.
консультация (старшая группа)

Санжицыренова Ирина Бадмацыреновна

 

 

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotovnost_k_shkole.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе. Практикум для родителей.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

Термин «подготовка к школе» появился не так давно. Когда я была ребенком, то просто пошла в первый класс, и там меня учили всему, чему должны были научить. Сейчас, кажется, учителя, родители буквально сошли с ума. Я согласна, что ребенок должен быть развит, но не надо форсировать его развитие.

Интересный факт из жизни известной английской писательницы Агаты Кристи. Маленькая Агата жила в состоятельной семье. У нее были няни и гувернантки. Мама Агаты не разрешала им учить дочку читать. Она считала, что Агата почерпнет из книг много вредных вещей, не по возрасту. Однажды няня пришла к матери и сказала: – Мадам, я должна сообщить вам печальную новость, Агата все-таки научилась читать сама, не знаю как.

И как Вам? По сравнению с тем сумасшествием, которое творится у нас с подготовкой к школе. А ведь некоторые начинают учить читать уже с 2–3 лет! Почему надо заставлять учиться читать до школы? Ребенок чаще всего учится это делать сам. В пяти-шестилетнем возрасте детям страшно интересны буквы, они с удовольствием их рисуют, узнают на вывесках, складывают. Родители могут объяснить, как образуются слоги, только не надо принуждать!

Правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика

Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности.

Психологи считают эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника это его умение и стремление искать ответы на возникающие вопросы без помощи взрослого. Самостоятельный ребенок проявляет активность, инициативу, творчество. Если ребенок в результате самостоятельной деятельности добился результата, его поддержали и одобрили взрослые, он почувствует себя уверенно. Именно умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, так необходимой в школе. Задача дошкольного учреждения и задача родителей - это помочь ребёнку, направить его.

Участие родителей в развитии детей можно изобразить такими схемами.

В центре – зона («Сам»), которая включает в себя то, что ребенок может делать самостоятельно. У него есть сильное желание все делать самому, но не хватает знаний, умений и навыков. Поэтому взрослый помогает, и вокруг первой зоны мы изображаем вторую, более широкую («Вместе с родителем»). Туда попадает все, что ребенок и взрослый делают сообща. Например, они вместе выкладывают пазл, или складывают из кубиков картинку, или собирают конструктор. Постепенно взрослый уменьшает свое участие, и ребенок начинает справляться сам – зона «Сам» расширилась. (Это схема а). На второй схеме (б) изображен совсем другой ребенок. Сам он вначале мог делать то же, что и первый, но родители очень мало им занимались, поэтому он получил меньше помощи и поддержки и, как результат, развивался более медленно. (Зона «Сам» у него увеличилась меньше.) Вот почему область дел «вместе с родителем» выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка.

Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает серьёзные нервно-психические перегрузки.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью Вам, уважаемые родители, необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут». Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Делитесь положительными воспоминаниями о школьной поре! 

Что же поможет создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?

Экскурсии с ребенком в школу.

Рассказы о своих любимых учителях.

Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Семейное чтение художественной литературы на школьную тематику.

Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

И самое главное, никогда не запугивайте детей школой.

Таким образом, цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности.

Интересные, увлекательные игры по подготовке Вашего ребёнка к школе, Вы можете найти, зайдя на сайт http://www.teremoc.ru/ .

Родителям я рекомендую книгу «Малыши и математика» А. К. Звонкина. Когда он только начал заниматься с дошкольниками (им было 3–4 года), один из детей сказал: «А я уже знаю, что такое математика: два и два будет четыре». «Дети наивно думали, – пишет автор, – что математика – это операции с числами. Но ничего подобного, это далеко не все!» А. К. Звонкин знакомил малышей с признаками понятий, давал задачи на объединение предметов в группы, сравнение количеств и т. д. Например, «В классе есть мальчики и девочки, и те и другие с темными и светлыми волосами; в какие группы их можно объединить?» Или такой вопрос: «Кого больше на свете – дедушек, сыновей или пап?» Это вопрос, который заставляет ребенка думать (полагаю, родителей тоже). При этом Звонкин никогда не отвечал на вопросы сам. Он предлагал ребятам «подумать». Его собственному сыну понадобилось полтора года, чтобы решить одну задачку, заданную на домашнем кружке: «Есть четырехугольники, квадраты и прямоугольники; чего больше: квадратов, прямоугольников или четырехугольников?» В свое время дети на кружке ответили: – Квадратов!

– Почему? – Комнаты квадратные, трубы на крышах… Здесь проявилась особенность мышления маленьких детей. Они мыслят через восприятие окружающих предметов. И «учитель» – Звонкин – не стал их поправлять. А через полтора года (!) его сын сказал: – Папа, а мы тогда неправильно ответили. Больше четырехугольников, потому что квадраты и прямоугольники тоже четырехугольники». Ребенок сам прошел путь познания, личного открытия – и это очень важно. А могло бы быть совсем по-другому: «Ну что ты говоришь?! Надо сначала думать, а потом отвечать! Ведь… (дальше – монолог взрослого с готовым ответом) квадрат тоже четырехугольник!». Что происходит с ребенком? Он весь съеживается: он глупый, недотепа. Мало того, что он плохо соображает, да еще рассердил папу. А папа мог бы добавить: «Будешь так отвечать на приеме в школу, тебя туда не возьмут!» Вот где нужно проявлять деликатность, спокойствие, давать ребенку развиваться в своем темпе и своими путями.

И напоследок, в какие игры поиграть с ребенком, чтобы и интересно, и полезно?

Предлагаю попробовать следующие:

Игра «Маша-растеряша». Тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

 Правила игры. Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
- Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду(называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?

Родители  называют варианты, находят ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

Игра «Объяснялки» 

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их посмыслу с помощью вопросов. Например , изображения яблони и ложки. 

Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, родители продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. — В саду росла яблонька, на которой … — Висели вкусные и спелые яблочки. — Яблочки были спелые и поэтому сами … — Сами падали на землю. — Так как яблочки падали, бабушка… — Бабушка их собирала. — Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… — Варила вкусное варенье. — Варенье было вкусное, поэтому… — Внуки ели его прямо ложками..

Игра  в  мнемотаблицы

Развивает речь ,память ,логическое мышление что крайне необходимо для школы. Мы составляем мнемотаблицы на загадывание загадок, заучивания стихов. Я сейчас вам покажу несколько таблиц, которые составляли дети. А теперь мы посмотрим, кто же из нас мудрее ,смышленее..дети или вы.Игра «Составь мнемотаблицу»

Игра «Назови часть целого».

 Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло), стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.

 Очень интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим   объектом. 

Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?». Помогите ребёнку ответить на эти вопросы. Обратите внимание, что деревьям плохо, когда их ломают. Что животным больно, если их ударить, что птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогут вашему малышу более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам. К тому же, это развивает воображение, фантазию, речь .

Игра «Личные ассоциации». Родители  представляют себя с помощью ассоциаций: «Если бы я был ...цветком, то это  бы...», «Если бы я был состоянием погоды, то это было бы …», «Если бы я был герой мультфильма, то это был бы …». Можно использовать один ассоциативный ряд (цветы, деревья, овощи, предметы мебели, блюда и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я и школа (практикум для родителей)

Актуализация в сознании родителей проблемы подготовки себя и ребенка к школьному обучению, осознанный выбор школы, психологическая готовность семьи к школьному обучению ребенка...

Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!"

Организация семинара-практикума для родителей "Готовимся к школе!" поможет педагогам ДОУ в доступной и интересной  форме оказать просветительскую и практическую помощь семьям воспитанников при по...

Готовимся к школе: советы психолога родителям будущих первоклассников.

Статья содержит советы психолога для родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе....

Готовимся к школе: советы психолога родителям будущих первоклассников.

Статья содержит советы педагога -психолога ДОУ для родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе....

Готовность к школе. Практикум для родителей

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.) Термин «подготовка к школе...