Консультация для педагогов из опыта работы: «Составление рассказов по серии сюжетных картинок в старшей логопедической группе
консультация

ЯцуненкоГалина Ивановна

          Методика работы с картинками для детей потребует   внимания и регулярности занятий.  Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  

 «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»              

 

Консультация для педагогов из опыта работы:

«Составление рассказов по серии сюжетных картинок в старшей логопедической группе»

                                                               

                                                                                            Подготовила:

                                                               воспитатель высшей категории      Яцуненко Г. И.

 

                                                   Алчевск, 2024г.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок, умение устанавливать причинно– следственную связь.

   Значение связной речи и умения устанавливать последовательность событий, очень велико в жизни дошкольника.

   Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

    Во-вторых, от умения четко формулировать свои мысли, образно, логично и связно рассуждать зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, понимание прочитанного и пересказ текста, написание изложений, сочинений и т.д.

    Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок.

   Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно, два предложения и вместе они соединяются в связный рассказ.

       Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку.

Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:

  1. На столе раскладывается серия сюжетных картинок, ребёнок рассматривает их. Затем взрослый читает рассказ. После этого рассказ повторяется. А ребёнок должен показать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

2. Ребёнку даются предметные картинки, а взрослый показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Ребёнок должен подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

3. Взрослый читает рассказ и сам выкладывает картинки. Затем он их убирает и предлагает ребёнку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задавать наводящие вопросы.

4. Ребёнку даётся серия картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, а ребёнок должен продолжить его по своим картинкам. 5. Ребёнок рассматривает серию картинок, составляет рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. А также ребёнок придумывает название рассказу.

        А теперь предлагаем вашему вниманию игры с применением наборов серийных картинок, которые помогут закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе.

«Найди картинке место».

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 «Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

 Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своём месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по серии картинок.

 «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.

«Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Нарисуй сказку»

 Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают её записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человечка, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, то есть выделить главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».

  Учим детей 5 - 7 лет с ТНР  пересказывать, составлять рассказы по картинкам.      

        Изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное высказывание. Вы можете использовать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы. Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Советую поиграть с ребёнком, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите, что ребёнок хотел бы добавить нового в свой рассказ.

          Методика работы с картинками для детей потребует   внимания и регулярности занятий.  Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Животные», «Дом» и т.д. В результате серии таких занятий дети начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи. Картинки раскладываются слева направо или сверху вниз, по желанию ребёнка.

 Серия сюжетных картинок «Нашли ежа».

Дети пришли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.  Т. Б. Филичева, Г. А. Каше

Рассказывание по картинкам «Нашли ежа».

Открываю 1 картинку:

- Кто нарисован?

- Куда пришли дети? (дети пришли в лес)

 - Кого нашли дети? - Какого ежа? (маленького, серого, колючего)

- Где нашли ежа? (под кустом)

 - Какое время года нарисовано? (поздняя весна, лето)

 - Почему ты так думаешь?

 - Как думаешь, что было дальше?

Открываю 2 картинку:

-Куда идут дети?

-Кто у них в руках?

 -Куда положим ежа? (в кепку)

 - Почему они положили в кепку, а не понесли в руках? (еж колючий)

Открываю 3 картинку:

- Куда принесли ежа дети?

- Чем кормят дети ежа? (молоком)

- Что любит еж? (мышей, змей, лягушек, червяков)

 -Как вы думаете, ежу понравилось в гостях?

 Вывод: Еж должен жить на свободе.

Далее перемешать картинки, предложить разложить их так, чтобы получился рассказ.

Рассказать рассказ самостоятельно.

https://konspekta.net/lektsianew/baza11/1154741651707.files/image016.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и Ёж"

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Программное содержание: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать ум...

Составление рассказа "Весна" по интеллектуальной карте в старшей логопедической группе.

Новые логопедические технологии. Развивающие  лексико-грамматические занятия....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Аннотация: в настоящее время отмечается рост количества детей с моторной алалией. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией отмечается несформированность навыка составл...