Влияние театральной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Лельгант Вероника Сергеевна

Среди многих проблем в системе дошкольного образования проблема развития эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное внимание. Уделяя большое внимание познавательному и физическому развитию ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоциональноличностного развития, которое напрямую связано с социальным и психологическим благополучием ребёнка. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_opublikovannye.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театральной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Среди многих проблем в системе дошкольного образования проблема развития эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное внимание. Уделяя большое внимание познавательному и физическому развитию ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоциональноличностного развития, которое напрямую связано с социальным и психологическим благополучием ребёнка. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

Эмоциональное благополучие способствует благоприятному развитию личности ребёнка.

Педагоги и психологи: А. И. Захарова (1982), Л. С. Выготский (1984), А. В. Запорожец (1998) и др. занимались исследованием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и утверждали, что положительные эмоции гарантируют успешное выполнение любых форм деятельности.

Значимость развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном Законе «Об образовании», где одним из приоритетных направлений определенно создание условий эмоционально-нравственного воспитания детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Из формулировки данной задачи можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы является одним из главных составляющих здоровье ребенка.

Дети дошкольного возраста не всегда могут контролировать и понимать свои эмоции, они менее отзывчивы к чувствам других, у них недостаточно развиты память и внимание, часто отсутствуют навыки произвольного поведения. Развивать эмоциональную сферу детям дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность, через неё дети учатся осознавать свои эмоции, что приводит к эмоциональному раскрепощению ребёнка. В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Для этого и я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

“Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.”

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовным ценностям, учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность всегда притягивала детей дошкольного возраста своим игровым замыслом, литературные произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,

зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе».

Т.И. Софронова «Через прекрасное к человечному».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Несомненно, что приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т.е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей способность осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика) перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движением и т.д. Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.

Театр – это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является одним из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры. Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетные и образные игрушки, пальчиковые, конусные, плоскостные фигурки); непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность; изобразительная, музыкальная деятельность.

В связи с актуальностью данной проблемы я стала заниматься с детьми театральной деятельностью.

Учитывая мнение педагогов и психологов, что театрализованная игра способствует эмоциональному развитию старших дошкольников (Л. С. Выготский, Л. П. Стрелкова, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина и др.), я отметила ее позитивную роль в развитии детей. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

По моим наблюдениям многие современные дети отличаются тем, что тревожность их является преобладающей эмоцией: они боятся разных реальных и выдуманных вещей. Воспитанники в основном имеют среднюю степень понимания эмоционального состояния других людей. А, не различая настроения окружающих взрослых и сверстников, дети и сами становятся эмоционально не отзывчивы, нередко драчливы. Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом. Она имеет множество функций.

Наиболее важными из них являются:

Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты, обогащаются эстетические чувства, эмоции. В процессе театрально-игровой деятельности развиваются такие творческие способности детей, как поэтический слух, умение сохранять яркость впечатлений, передавать их при создании образа героя (при помощи голоса, мимики, пантомимики), выражать своё отношение к нему.

Развлекательная функция, как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, стимулирует положительные эмоции, отвлекает от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, позволяет приятно и весело проводить время, пробуждать интерес к данной деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем несравнимое удовольствие, радость, желание проявить себя, свои способности и возможности.

Коммуникативная функция. Позволяет установить связь между педагогом и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждать элементы агрессивности, нечестности, высокомерия.

Социальная функция. Театрализация обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. С помощью театрализованного искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребенка к национальной и мировой культуре, обогащается и углубляется круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывается ценностное отношение к ней, формируются интеллектуальные, эстетические чувства и эмоции.

Коррекционно-развивающая функция. Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Театрально-игровая деятельность по средствам данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности, развитию нравственных чувств у дошкольников.

Воспитательная функция. Данный вид деятельности способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Например, тематика и содержание многих театрализованных игр детей- дошкольников – имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке.

Обучающая функция. Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения таким видом деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, успешно развиваются его интеллектуальные чувства.

Рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, можно сделать вывод, что данная деятельность является средством удовлетворения потребностей ребенка, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности, средством формирования его эмоциональной и чувственной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"

Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Презентация опыта по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр через кружковую деятельность» 2020 г.

В этой работе Вы познакомитесь с  целью и задачами кружка, который  я веду с 2002 года; организационными моментами ведения занятий (разработанной мною моделью  структуры НОД кружка), ре...