Календари природы в детском саду.
методическая разработка

Васильева Оксана Леонидовна

Календари природы в ДОУ.

Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность

- В ясельной  группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

- В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону

- В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому  можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. .

- Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. .

Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Большее внимание уделяю работе с календарем природы.  Предоставляю вам варианты оформления календаря по  Николаевой С.Н

Т.к я работаю  с детьми старшего дошкольного возраста наш  календарь природы состоит из трех частей:

1) Время (дни недели);

2) неживая природа (погода);

3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей).

В дальнейшем при заполнении календаря

 им станет понятно, что:

сезон состоит из трёх месяцев,

месяц из четырёх недель,

неделя состоит из семи дней

В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.

В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).

Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.

Время обозначается в календаре названием 12 месяцев, составляющих круглый год  и названием дней недель

Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.

Неживая природа – погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений.

С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.

Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.

Условные обозначения по Николаевой С.Н.

Обозначение погоды в календаре.

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.

Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки.

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений.

Условные обозначения природных явлений.

Обязательно следует старших дошкольников знакомить с понятием «Живой и неживой природы». Помочь запомнить их признаки и различать их.

Живая природа

Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.

В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.

В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.  Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой»  того или иного цвета 

Животный мир

обозначается в календаре с помощью условных обозначений. Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.

Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и помогает им изобразить живые объекты. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета

Календарь природы по Николаевой

В дополнение к календарю вводится отдельный лист наблюдения за птицами у кормушки в подготовительной группе и Кормушка с прорезями в старшей группе

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю.

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года. Календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи.

В календаре природы должна быть кукла, одетая по сезону или изображение человечков в сезонной одежде. Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года.

Работа с календарем на всех этапах  (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает представления детей, учит видеть изменения объектов природы  в единстве с понятием времени. Опыт внедрения календарей в практику детских садов,  показал, что использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного и словесно - логического мышления.

Мы любим наблюдать, замечать интересное в окружающей природе родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_prirody_vystuplenie_1.docx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...

Календарь природы в детском саду

С целью наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе я изготовила календарь природы «Окно в мир», который можно использовать в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"

Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями"...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Мастер - класс «На пути к Новому году»: адвент-календарь для сотрудников детского сада!

Мастер - класс «На пути к Новому году»: адвент-календарь для сотрудников детского сада!Выполнила: педагог-психологТычкова Елена НиколаевнаЦель: сплотить коллектив создать праздничное настр...