Консультация для родителей и педагогов.
консультация

Жеребцова Юлия Яковлевна

Рекомендации родителям и педагогам по устранению заикания у детей раннего возраста (Автор Волкова Г.А)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx158.89 КБ

Предварительный просмотр:

Система комплексного воздействия на детей в раннем периоде заикания. (Автор Г. А. Волкова (1937—2012)— кандидат пед. наук, профессор, Санкт-Петербург)

Система комплексного воздействия на детей в раннем периоде заикания, изображение №1

Заикание у детей волнует многих педагогов и родителей, о чем они нам пишут. Мы обратились к известному специалисту по этой проблеме Галине Анатольевне Волковой с просьбой рассказать о причинах возникновения заикания и о том, как помочь ребенку справиться с этим недугом.

Заикание — одна из наиболее сложных форм речевой патологии; оно влияет на формирование личности и поведение, затрудняет социальную адаптацию. Преодоление заикания наиболее эффективно в раннем возрасте — в 2—3 года, затем успешность его существенно снижается. Если в дошкольном возрасте полное устранение заикания составляет 70—60 % случаев, то в среднем школьном и в подростковом — только 15 %, что связано как с осложнением симптоматики, так и с осознанием ребенком своей нарушенной речи. Немаловажную роль при этом играют неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка и повышение требований к его речи. Пока ребенок не обращает внимания на недостаток своей речи, можно организовать с ним речевое общение таким образом, чтобы воспитать плавную, бессудорожную речь.

Предпосылкой к возникновению заикания является сочетание неблагоприятных факторов, действующих в период внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни ребенка. К ним относятся: нервные болезни родителей, алкоголизм и курение матери, вызывающие интоксикацию (отравление) нервной системы плода; нарушение мозгового кровообращения плода — гипоксия, ишемия, асфиксия вследствие затяжных родов, обвития пуповиной; кесарево сечение; сразу после рождения у ребенка могут возникнуть нарушения сна, раздражительность, плаксивость; в раннем детстве — ночные страхи, повышенные эмоциональные реакции, энурез (недержание мочи), нарушения аппетита, физическая ослабленность, нарушения моторики, конфликты с окружающими, капризы, упрямство, негативизм, иногда агрессия (кусается, бьет маму, отталкивает ее и пр.).

Перечисленные неблагоприятные факторы, оказывая отрицательное влияние на центральную нервную систему, являются предрасполагающими и служат основой для воздействия других причин, непосредственно вызывающих заикание. К последним относятся: ушибы головы с сотрясением мозга, с потерей и без потери сознания; истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний корью, рахитом, коклюшем; болезни носа, глотки и гортани, задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени; испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности (например, при появлении в семье второго ребенка); неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинство ребенка; несогласованность требований со стороны близких); перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (в частности, раннее, в 3 года, обучение чтению, иностранному языку); подражание речи заикающихся; переучивание в случае леворукости и др. Таким образом, заикание появляется вследствие не одной какой-то причины (испуга, болезни), а только при сочетании причин — предрасполагающих к судорогам и непосредственно их вызывающих.

Заикание появляется в возрасте от 2 до 4 лет, когда ребенок начинает овладевать более сложными формами высказывания — словосочетаниями и предложениями разной сложности: простыми распространенными, с однородными членами, с перечислениями, сложносочиненными, сложноподчиненными. Патологические факторы, отрицательно действующие на центральную нервную систему, препятствуют нормальному развитию речи: нарушаются ее темп, ритм, интонационная выразительность, программа речевого высказывания, что внешне проявляется судорогами различного вида. Ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или середине слова (Д-д-дай кук-к-лу), протяжно произносить гласные (А-а-а я хочу гулять) — это клонические судороги; задерживается на согласных звуках с последующим спазмом и внезапным его прерыванием (Дддда-й кккукк-лу) — тонические судороги. Возможно также сочетание судорог различного вида — клоно-тонические или тоно-клонические в зависимости от преобладания тех или других. Судороги могут локализоваться в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах периферического речевого аппарата. У ребенка нарушается речевое дыхание: он делает дополнительные вдохи не только перед каждым словом, но и в середине слова; голос прерывается или появляются выкрики на высоких тонах; усиливаются судороги на смычных звуках [п], [б], [т], [д], [к], [г] и в сочетании со звуком [р] ([пр], [бр], [тр], [др], [кр], [гр], например в словах правда, пробка, пруд, брат, брови, брусника, трава, тропа, труба, драка, дрова, друзья, краб, крот, кружка, игра, гром, груша и т. п.).

При первых признаках заикания необходимо соблюсти целый ряд условий, которые могут ослабить проявления заикания или даже способствовать его преодолению. Предлагаемая методика воздействия целесообразна, если с момента обнаружения первых симптомов проходит от нескольких дней до 2—3 недель, самое большее — 1—2 месяца. Если родители обратились за помощью к специалисту по истечении двух и более месяцев с момента возникновения судорог, то указанные ниже мероприятия не будут иметь решающего значения, но должны соблюдаться как вспомогательные к специальному коррекционному курсу занятий.

Основная направленность воздействия — охранительная: ограничение внешних раздражителей, устранение волнений, психических нагрузок. В семье создается спокойная обстановка, прекращаются контакты ребенка с окружающими детьми и взрослыми, не включаются радио- и телеприемники. Близкие общаются между собой и с ребенком шепотной речью. В присутствии ребенка не следует произносить слов «заикание», «заикается». Ребенка не заласкивают, не задаривают новыми книжками, игрушками, сладостями и т. п. Поведение родителей, потворствующее капризам ребенка, способствует усилению заикания. Чтобы ребенок не осознавал своего речевого недостатка, его не побуждают к повторению слов и фраз, не исправляют ошибки в речи.

Рекомендуется постельный режим в течение 7—10 дней с медикаментозной терапией. Врачом-неврологом (желательно вызвать его на дом) назначаются успокаивающие и общеукрепляющие средства: малые дозы брома, корень валерианы, пустырник, глюконат кальция, поливитамины, пивные дрожжи, рыбий жир, холосас, гематоген, препараты, содержащие большое количество сахара, глюкозы, липоцеребрин, фитин и т. п. В соответствии со спецификой заболевания необходимы спазмолитические средства, снимающие судороги. При повышенной возбудимости с осторожностью назначаются транквилизаторы. Если имеется склонность к тормозным реакциям, применяется стимулирующая терапия: алоэ, витамины группы «В», апилак и им подобные. Рекомендуются малые дозы снотворных средств, чтобы ребенок крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем.

В течение первых дней соблюдается полное молчание, затем — шепотная речь. При содействии врача ребенка убеждают в том, что молчание нужно для выздоровления от какой-то болезни («горлышко полечить», «чтобы не кашлял», «чтобы головка не болела» и т. п.). Если ребенок постоянно нарушает постельный режим (встает с постели, вступает в разговор, громко кричит, капризничает), то, к сожалению, постельный режим приходится отменить, но по-прежнему ребенку обеспечивается максимально возможный покой. Продолжается медикаментозное лечение, строго соблюдаются режимы сна и питания.

Сон играет роль охранительного торможения. Детям до 3-х лет рекомендуется продолжительность сна до 14 часов в сутки. Полезны теплые ванны перед сном, чередующиеся с лечебными (хвойными, валерьяновыми, солянокислыми), назначаемыми врачом; они способствуют спокойному продолжительному сну. После ванны или теплого обливания (душа) тело ребенка следует растереть и сделать массаж по общеукрепляющему типу (проконсультироваться можно у невролога или педиатра). Утром заикающегося ребенка не рекомендуется будить (чтобы продлить ночной сон), днем ему необходим послеобеденный сон или отдых.

Режим питания предполагает четырехразовый прием калорийной, витаминизированной пищи. Исключаются продукты, раздражающе действующие на нервную систему (кофе, крепкий чай, какао, шоколад, шоколадные конфеты, различные напитки, содержащие шоколад, копчености, специи, кетчуп, жареное мясо, жирные колбасы, нужно также ограничить употребление яиц). Пища должна быть молочно-растительная, включающая свежевыжатые соки; ребенок обязательно должен выпивать стакан молока. Ужин — за полтора часа до сна, водные процедуры и массаж — за полчаса до сна. Завтрак по времени не фиксирован, еда предлагается, когда ребенок проснется.

Через 10—15 дней соблюдения указанных рекомендаций заикание исчезает. Однако с этого момента и до полного повзросления должны систематически применяться профилактические меры: медикаментозное лечение перед поступлением в школу и в пубертатный период; соблюдение режимов труда и отдыха.

Устранение затянувшегося заикания у маленьких детей (дольше 1—2 месяцев) также требует медикаментозного лечения (меняется дозировка лекарств), физиотерапевтических процедур, соблюдения домашнего режима. Следует учитывать те изменения, которые произошли в самом ребенке с появлением заикания. Так, у него может развиться повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость нервной системы; могут проявиться отрицательные или не свойственные ему ранее личностные качества: боязливость, подчиняемость, замкнутость, конфликтность, безразличие к родным, хвастливость, эгоизм, а также чрезмерная демонстрация положительных по своей сути качеств, таких как лидерство (желание быть на виду, привлекать к себе внимание окружающих любым способом); доходящая до назойливости общительность, повышенная нежность, чрезмерная впечатлительность (до пугливости), боязнь одному оставаться в помещении; постоянное желание быть рядом с матерью и др. На фоне указанных личностных свойств обнаруживается несовершенство в двигательной сфере (недостаточная переключаемость движений, повышенный тонус мышц), в сенсорной области (повышенная отвлекаемость, рассеянность внимания, несвоевременная реакция на звуковые и речевые сигналы). В эмоционально-волевой сфере наблюдаются раздражительность, капризы, плач или безудержное веселье, крики, визг. Слова и словосочетания произносятся с судорожными повторениями или с мучительной остановкой на том или ином звуке.

Необходимо ограничить контакты ребенка с окружающими, ввести режим молчания в течение 3—6 дней, общаться только шепотом, создать обстановку занятости: игрушки, рисование, простое конструирование, игры с водой (переливание, наливание), разбор и собирание пирамидки, лепка из глины, раздевание и одевание куклы, катание машинки и т. п. Замечено, что подобные занятия ребенка в спокойной обстановке, без вмешательства взрослого, когда он сам комментирует свои действия, снимают судороги в речи. Полезно привлекать ребенка к помощи по дому: покормить рыбок, вытереть пыль, вымыть посуду вместе с мамой, постирать носовой платок, налить воды в кастрюльку или в миску для собачки, кошки, подать маме ложку, чашку, бабушке — очки или шарф, принести тапочки папе, вернувшемуся с работы, помочь маме лепить пельмени, булочки и т. п. Взрослые обязательно благодарят ребенка, создают доброжелательную атмосферу в семье. Все мероприятия домашнего режима осуществляются с любовью и лаской к ребенку (например, во время обливания или теплой ванны, массажа, поглаживая ребенку руки, спину, ноги, надо говорить ему ласковые слова). Терпеливо и внимательно родители должны относиться к проявлению отрицательных качеств. Непривычная шепотная речь, совместные со взрослым игры отвлекают детей от судорог в речи, от негативных реакций в поведении. Психологический смысл метода отвлечения заключается в том, чтобы дать детям новые впечатления; физиологический смысл — создание в коре головного мозга нового, более яркого очага возбуждения, который за счет индуцирования вокруг себя зоны сильного торможения способствует угасанию старого патологического очага возбуждения (судорожной речи).

В совместной с ребенком деятельности родители воспитывают у него несуетливые, размеренные движения. Используются любимые игрушки. Сначала вместе с матерью, затем самостоятельно ребенок учит куклу (мишку, обезьянку, слоника и др.) мыть руки, лицо, смотреть книжки, неторопливо листая страницы, рассматривать иллюстрации, и др. Например, взрослый говорит, обращаясь к игрушке: «Посмотри, мишенька, какой большой гриб». Ребенок повторяет, затем может сказать что-то другое игрушке. На следующий день взрослый и ребенок вспоминают, что может делать игрушка, и дают ей новое задание. Например: «Катя (кукла), расскажи нам стихотворение»; «Обезьянка, покажи нам в книжке слона»; «Птичка, спой нам песенку» и т. д. С детьми организуются безролевые сюжетные игры, в которых дети называют свои действия и действия игрушек («Катя спит», «Машинка поехала», «Зайчик скачет», «Самолет летит»). В самостоятельных играх с игрушками дети, как правило, не заикаются.

Полезны дидактические игры с разборными пирамидками, матрешками, бочонками, формочками и т. п. Взрослый демонстрирует ребенку неторопливый темп речи, спокойную интонацию в сочетании с плавными движениями: «Я снимаю синее колечко. Я снимаю белое колечко», — говорит взрослый и выполняет действие. Ребенок повторяет. В игре с пением взрослый и ребенок, взяв кукол или мишек, медленно идут по кругу, напевая вполголоса песню и выполняя движения. В 2—3 года можно проводить сюжетные подвижные игры со звукоподражаниями: «Каравай», «Мыши и кот», «Волк и гуси»; текст проговаривает взрослый, а ребенок повторяет звукоподражания. Полезны манипуляции ребенка с фигурками настольного театра под импровизацию взрослого, а затем и собственную.

В процессе игровых занятий специальные дыхательные и голосовые упражнения с маленькими детьми не проводятся. Дыхание во время речи у малышей регулируется путем рефлекторного подражания взрослому, который после каждой короткой фразы делает паузу, а затем несколько подчеркнуто производит вдох через полураскрытый рот. Нельзя говорить детям: «вдохни», «не торопись говорить», «говори медленно», «повтори».

Играя с ребенком, взрослый не только называет действия игрушек или рассказывает по картинке, но и повторяет сказанное ребенком. В силу подражания ребенок также будет повторять слова и фразы вместе со взрослым или после него. Таким образом он усвоит спокойный темп речи, что способствует устранению судорог. Когда ребенок включается в речь, взрослый на время умолкает, предоставляя ему говорить самостоятельно, а в случае затруднений вновь говорит совместно с ним. Материалом для подобных занятий служат игрушки, картинки, кубики, домино, книжки с картинками, сделанные вместе с ребенком поделки из бумаги, постройки из деревянных деталей.

По мере уменьшения судорог можно переходить к вопросно-ответной речи, используя шутки-потешки, загадки, диалоги зверей, птиц и т. д. Взрослый вполголоса рассказывает, спрашивает, сам отвечает на вопросы, удивляется, радуется, и ребенок по подражанию усваивает интонации, запоминает диалоги, задает вопросы. Вопросно-ответная и самостоятельная речь обязательно должна быть связана с деятельностью ребенка — игрой, рисованием, лепкой, слушанием музыки, посильным самообслуживанием. Занятия проводятся 2 или 3 раза в день по 10—12 минут. Наиболее благоприятное время для игровых занятий — после завтрака, после прогулки перед обедом или после дневного сна, если ребенок проснулся в хорошем настроении и не капризничает.

План примерного занятия «Гусенок»

  1. Организационный момент

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть гусенка (игрушку или красочную картинку).

  1. Развитие зрительного внимания

Взрослый: «Посмотри, какой важный гусенок. У него длинная шея, красный клюв, красные лапы, большие крылья. Покажи, где у гусенка длинная шея». Ребенок показывает. Взрослый: «Правильно. Длинная шея. Гусенок вытягивает шею. А где у гусенка красные лапки?» Ребенок показывает. Взрослый: «Правильно. Красные лапки, гребите, по воде плывите. А где у гусенка большие крылья? Правильно, вот какие крылья. Крылья, крылья, летите, высоко гусенка несите!»

  1. Развитие координации речи и движения

Взрослый плавно имитирует движения крыльев и в такт говорит: «Крылья, крылья, летите, высоко гусенка несите!» Ребенок повторяет движения и фразу.

  1. Развитие общей моторики

Взрослый: «Гусенок шагает важно, медленно, поднял голову, посмотрел в одну сторону, в другую, пошел дальше. И мы вместе с гусенком погуляем». Взрослый и ребенок с гусятами в руках имитируют походку гусят.

  1. Развитие слухового внимания

Взрослый: «„Га-га-га!“ Это мой гусенок громко зовет, а твой гусенок отвечает тихо: „Гa-гa-гa“». Ребенок повторяет.

«А теперь мой гусенок тихо тебя зовет: „Га-га-га“, а твой отвечает чуть громче, вот так...» (показывает).

Игра повторяется 3—4 раза. Взрослый приближает своего гусенка к гусенку ребенка и говорит: «Вот и встретились». Ребенок повторяет.

  1. Обучение диалогу

Взрослый: «Здравствуй, гусенок».

Ребенок: «Здравствуй, гусенок».

Взрослый: «Я нашел червяка. А ты?»

Ребенок: «И я нашел червяка».

Взрослый: «Я стал клевать червяка. А ты?»

Ребенок: «А я отдал своего червяка своему другу Гусене».

Взрослый может развить игру, если у ребенка не исчез интерес.

  1. Развитие движений ведущей руки

Взрослый: «Поговорили между собой гусята и решили друг другу на память оставить свои портреты». Ребенок на своем листе, а взрослый на своем обводят картонного гусенка по контуру (можно обвести указательным пальцем).

  1. Организация окончания занятия

Взрослый: «Га-га-га, я лечу на луга».

Ребенок вместе со взрослым или самостоятельно повторяет: «Га-га-га, я лечу на луга».

Игровое занятие, проведенное в едином игровом сюжете, оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, позволяет дублировать тему несколько раз, варьируя разделы занятия, игровой и речевой материал. Темы для игрового занятия могут быть самые разнообразные: «Солнышко», «Василек», «Осенняя песенка», «Шарик», «Петушок», «Рыбка», «Снегурочка», «Мишенька в лесу», «Сосулька», «Звенят капельки», «Лужицы», «Подснежник», «Два ежика», «Наш дом» и другие.

На занятиях с заикающимися 2—3-летними детьми в первую очередь развиваются неречевые процессы: в двигательной, сенсорной, познавательной сферах. По мере выполнения неречевых заданий вводится речевое общение

Наибольший успех достигается, когда помощь ребенку оказывают в ранние сроки после возникновения заикания. Так, если воздействие начинается в период от 3 до 5 дней с момента появления признаков заикания, то полностью преодолеть его удается в 91 % случаев; если давность заикания не превышает 6 месяцев — в 65 % случаев. Во избежание рецидивов заикания воздействие следует продолжать от трех месяцев до одного года.

Характер течения заикания у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет бывает волнообразным (судороги в речи то уменьшаются, то вновь усиливаются) или рецидивирующим (после воздействия заикание преодолевается, но при неблагоприятных условиях вновь возникает). Постоянное (стационарное) течение без улучшения в поведении и речи наблюдается чрезвычайно редко.

При рецидивирующем заикании, если описанный выше домашний режим выполняется систематически, заикание устраняется в первые две недели или в течение полутора-двух месяцев после начала воздействия и не появляется на протяжении длительного времени — от полугода и до года. В дальнейшем при тщательном выполнении родителями указаний врача и логопеда результаты воздействия закрепляются, и заболевание может вообще не проявляться в дошкольном возрасте. Симптомы заикания могут возникнуть снова в связи с поступлением в школу. Из многообразия причин рецидивов особого внимания заслуживают: изменение ведущей деятельности и, как следствие, резкое изменение режима жизни; расширение и усложнение социальных связей общения; повышение требований к речи и поведению ребенка; учащение инфекционных заболеваний в силу расширения детских контактов; соматические заболевания в период адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

Если же после преодоления заикания (например, когда никаких признаков его нет уже в течение 5—6 месяцев) родители постепенно начинают нарушать предписанный режим, это приводит к рецидиву. При усилении внимания к поведению и речи ребенка со стороны родителей симптомы заболевания вновь устраняются. В дошкольном возрасте заикание может рецидивировать несколько раз.

В случае волнообразного течения заикания родители не сразу обращаются за помощью к специалистам — через полгода и более. Свое промедление родители объясняют тем, что не были особо обеспокоены, ведь у ребенка наступали периоды улучшения. И хотя заикание полностью не проходило, родители были уверены, что оно пройдет в ближайшее время. Некоторые родители вообще считают, что у ребенка не заикание, а так называемые «запинки» в речи. Однако обследование детей с волнообразным течением заикания показывает, что такая форма заикания наблюдается, как правило, при органическом поражении центральной нервной системы. При этом надо отметить, что даже соблюдение описанного выше домашнего режима в случае волнообразного течения заикания не приводит к полному устранению судорог, а лишь на короткий срок улучшает речь.

Таким образом, родители и педагоги должны очень внимательно относиться к малейшим проявлениям судорожности в речи детей, чтобы как можно раньше заикающемуся ребенку была оказана необходимая квалифицированная помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...