ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

ГАРМАЕВОЙ Т.Д.

ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»

на 2022-2023учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_samoobr-yu.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

ГАРМАЕВОЙ Т.Д.

ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»

на 2022-2023учебный год

                                                                                                                          

 

 

 

г. Закаменск

Актуальность:

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для формирования духовно – нравственных ценностей, нравственно-патриотических ценностей ;создание предметно – развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования. 

Задачи:

- Изучить методическую  литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.

- Рассмотреть основные понятия, методы, термины и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;

- Объединить усилия родителей и педагогов для развития и формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности

- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно пространственной среды по данной теме.

Ожидаемый результат:

Для детей:

– расширение знаний в нравственно-патриотическом направлении (по темам)

-проявление познавательного интереса к родине, семье, саду

– развитие любознательности 

-проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.

 Для педагогов:

– повышение профессионализма по данной теме

-внедрение новых методов работы с детьми и родителями

– самореализация 

Для родителей:

– повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме 

-укрепление детско- родительских отношений 

– заинтересованное участие родителей в образовательном процессе 

 

Перспективный план работы по теме самообразования на 2022-2023 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Примечания

результат

Теоретический этап (начальный)

Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме ; сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Июль-август

Аннотация на методическую литературу. В течении двух недель проводилась диагностика каждого ребенка с целью выявления уровня развития  активности детей .(Заполнение карт развития). Мониторинг позволил определить и анализировать уровень достижений  в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями. контролировать динамику развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей.

Определение целей и задач темы самообразования.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

сентябрь

Анкета для педагогов.

Практический этап (основной)

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Посещение музея  города.

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей.                

В течении всего года

Создание рабочей программы в соответствии с ФГОС.

Участие в конкурсах различного уровня.

Публикации. Разработок сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.
Работа над созданием и обогащением портфолио воспитателя.

Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания.

Внедрение в учебный процесс ИКТ.

Разработка методических пособий, дидактических игр.

Создание предметно-развивающей среды.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Заключительный этап

Подведение итогов работы, анализ результатов .

Май

Участие в муниципальных конкурсах. Ведение персонального сайта. Проведение открытого занятия. Выставка фотоотчета по проделанной работе

Перспективный план работы с  детьми на 2022-2023г

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Ответственный

Сентябрь 

«Мой любимый детский сад»

 

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Дидактическая игра «Профессии»

 

2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья» .С-к игра  «Дружба начинается с улыбки»

3.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».С-к игра «Ласковое приветствие»

4.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

СРИ «Детский сад»

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Воспитатель

Октябрь

«Я и моё имя»

1.Беседа «Для чего человеку имя?» Игра «Назови ласково».

2.«Полное» и «неполное» имя.

Игра «Кто я?»

3.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

4.Чтение сказки «Три поросенка» 

Инсценировка сказки

Развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии, что означает имя.

Воспитатель

Ноябрь

«Моя семья»

Рассказы детей о членах своей семьи.

Выставка семейных фотографий.

С/р игра «семья».

4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса»

Знакомить детей  понятиями «семья», «Члены семья», функциями семьи, условным обозначением.

Продолжать знакомить с народным фольклором

Воспитатель

Декабрь

«Моя семья»

Беседа «Что значит любить родителей?»

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».

Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям

Воспитатель

Январь

«Мои друзья»

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»

Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

Разучивание стихов о дружбе

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения

Воспитатель

Февраль

Наши защитники»

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Изготовление подарков для пап.

Пение песен, заучивание стихов об армии.

С/р игра «Мы солдаты»

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину

Воспитатель Музыкальный руководитель

Март

«Моя мама»

Беседа с детьми о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Пение песен, чтение стихов о маме.

С/р игра «Дочки – матери».

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг

Воспитатель Музыкальный руководитель

Апрель

«Моя улица»

Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.(домашняя работа с родителями)

Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее

Воспитатель

Май

«Мой город»

1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы»

3. Рисование «Деревья и кустарники»

4. Конструирование «Дом для куклы»

5. С/р игра «Автобус»

Знакомить с понятие «город», с его названиями.

Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

Воспитатель Музыкальный руководитель

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023г

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Анкетирование «Воспитание патриота в семье»

Индивидуальные беседы по результатам опроса 

Стенд для родителей «Мы здесь живем»

Оптимизировать воспитательный процесс и выявить степень осведомленности родителей

Установление партнерских отношений  между всеми

участниками образовательного процесса

Октябрь

Консультация «Воспитание патриотических чувств через формирование  любви к родному краю».

Картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе

Предполагает

сотрудничество семьи  с педагогом в творческой деятельности по решению

новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,

самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Ноябрь

Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Воспитываем будущего гражданина»

Помочь родителям найти возможное решения проблемы

Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Декабрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей

Январь

Праздник «Здравствуй, ёлочка!»

Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Февраль

Зимнее оформление участка «Наш участок»

Фотовыставка «Мой выходной день»

Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке

Обмен опыта семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы

Март

Стенгазета «Мама, милая мама!»

Буклет «Растим патриотов своей страны!»

Альбом «История нашего города»

Развитие творческого потенциала семей

Полезная информация для родителей 

Формирование семейных традиций.

Апрель

Конкурс рисунков ко дню космонавтики 

Конкурс поделок «Пасхальный  колокольчик»

Развитие творческого потенциала семей

Май

Марш «Бессмертный полк»

Праздник «День победы»

Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника

Воспитание патриотизма , чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы с педагогами на 2022-2023г

Месяц

Мероприятия

Октябрь

Консультация по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Ноябрь

Презентация «Экологическая тропа нашего ДОУ»

Декабрь

Предоставление опыта работы проекта «Мои край родной»

Январь

Консультация «История нашего города».

Февраль

Презентации «Работа по краеведению с детьми младшего возраста»

Апрель

Консультация «Проектная деятельность как средство ознакомления дошкольников с краеведением»

Май

Выступление на педагогическом совете. Отчет проделанной работы за год.

Литература по теме самообразования:

Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально – нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009 год (дошкольное воспитание и развитие).

О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал  «Ребенок в детском саду» №2, 2006 год.

Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников» 2013 год.

И.Е.Федосова, Л.В.Свирская «Вдохновение. Примерная образовательная программа дошкольного образования» 2015год.

Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

План самообразования Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

План самообразования Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»...