Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Сырьева Людмила Казбековна

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста (1 слайд)

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и  родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка,  как действовать, учитывая его психологические особенности?

Я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы в данном направлении.

На начальном этапе нами осуществляется выявление лидерских качеств у детей группы.

Конечно же, первые проявления лидерских задатков у ребенка легко можно увидеть в процессе ежедневного наблюдения. Здесь нам помогают  знания личностных параметров лидера, которые вы можете увидеть на экране: (2 слайд) 

- Лидер действует не истериками и приказами

- Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.

- Настоящий лидер - лидер везде (и дома, и в детском саду).

- Ребенок - лидер имеет особый стиль мышления (склонен планировать, просчитывать различные варианты решения проблемы).

- Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.

- Маленькие лидеры - прекрасные наблюдатели.

- В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.

Мы все прекрасно знаем, что в дошкольном возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.

Поэтому помимо ежедневного наблюдения за детьми для изучения социального статуса, положения каждого ребенка в группе нами применяется достаточно простая методика «Секрет» (Т. А. Репина).

(3 слайд) Она направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. 

Инструкция: Воспитатель находится в раздевалке, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». «Сейчас я дам тебе 3 картинки, ты их можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Затем взрослый говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчик, а другие ребята положат картинки тебе».

Данная методика позволяет нам определить, кто выбирает, кого выбирают, какое количество выборов получает каждый ребенок  от сверстников и соответственно этот социометрический метод позволяет определить социальный статус каждого ребенка группы, его место в иерархии внутригруппового общественного мнения: (4 слайд)

- Звезды (лидеры) - 5 и более выборов

- Предпочитаемые – 3-4 выбора 

- Пренебрегаемые – 1-2 выбора

- Изолированные – нет выборов

На следующем этапе работы после проведения данного социометрического метода особое внимание уделяем группе пренебрегаемых и изолированных детей, так как они держатся обособленно, находятся в изоляции коллектива, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям, к формированию негативных качеств личности.

Нами разрабатывается план индивидуальной работы с этой категорией детей. Подбираются игры,  направленные именно на развитие  их социально-коммуникативных  качеств, таких, как  навыков общения, навыков сотрудничества в коллективе. (5 слайд)

Например, используем игры:

- «Мои хорошие качества» (учит преодолевать застенчивость, помогает осознать свои положительные качества, повышает самооценку)

Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

- «Заколдованная тропинка» (развивает умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам)

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

- «Секрет» (формирует желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели).

Ход игры: всем участникам ведущий раздает небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и т. д. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

- «Я лучше всех умею…» (учит преодолевать застенчивость, формирует чувство уверенности, повышает самооценку)

 Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий дает задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнения). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

Помимо коммуникативных игр, в план работы обязательно включаются (6 слайд) сюжетно – ролевые игры, театрализация, (7 слайд) праздники, развлечения, спортивные досуги.  Данные виды деятельности позволяют детям проявить свои способности, преодолеть застенчивость, раскрепоститься, почувствовать себя нужными, стать неотъемлемой частью коллектива, команды и тем самым повысить свою самооценку.

Также в работе с данной категорией детей использую такой прием, как чтение художественной литературы и обсуждение историй, в которых звучит тема отвержения, конфликтов, ссор, неуважительного отношения.

(8 слайд) Например:

- Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (формирует представления о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучает анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию);

- Н. Носов «На горке» (воспитывает взаимоуважение, взаимовыручку, умения работать дружно, согласованно со сверстниками);

- В. Сутеев «Яблоко» (воспитывает честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях со сверстниками, развивает самооценку воспитанников) и др.

Вообще, основываясь на особенностях проявлений лидерских качеств, применительно к дошкольному возрасту определено 4 стиля лидерства: харизматик, демократ, диктатор и анархист.

Но в нашей группе мы выделяем два стиля, а именно, харизматик и диктатор.

Мне бы хотелось рассказать вам о том, как мы выстраиваем работу с данными стилями лидерства, какие для этого в группе созданы условия.

«Харизматик». (9 слайд) На экране вашему вниманию представлены основные качества, плюсы и минусы этого стиля лидерства. 

Основным направлением работы с «харизматичным» лидером является обучение его приемам конкурентной борьбы. Здесь нам помогает, конечно же, игровая деятельность. Для данной категории детей в группе подобраны настольные игры: (10 слайд) «игры-ходилки (бродилки)»,  домино, лото, шашки, шахматы. Играя, ребенок учится не сдаваться, не опускать руки, если, казалось бы, он уже проиграл, идти до конца.

В группе регулярно проводятся мероприятия соревновательного характера, заставляющие включаться ребенка в борьбу, которые учат его конкурировать, идти к поставленной цели. (11 слайд) Это интеллектуальные игры: викторины, «Что? Где? Когда?»; спортивные состязания: эстафеты, веселые старты и т.д.

Самое главное, на мой взгляд, это помочь ребенку понять, что невозможно победить, не рискуя проиграть или отрицательный результат - тоже результат, кто не совершал ошибок? Ну, наверное, тот, кто ничего не делал. Обязательно в доброжелательной форме объяснять, беседовать с детьми, вселять в них веру в себя, свои силы. И здесь большим подспорьем является также чтение художественной литература, рассказы об известных людях, которые, несмотря на провал, все равно шли к своей цели. (Леонид Пантелеев «Две лягушки»)

«Диктатор». (12 слайд) В работе с таким ребенком самое главное научить его использовать лидерские качества в мирных целях, помочь ему справиться с агрессией и гневом. С этой целью нами разработана картотека игр и игровых упражнений, направленных на обучение приемам саморегуляции, самообладания; на отработку навыков общения; на формирование эмпатии, доверия к людям («Я не знаю», «Попроси игрушку», «Сороконожка» и др.). В группе оборудован «Уголок уединения», (13 слайд) который несет большую воспитательную нагрузку, в том числе в работе с данной категорией детей. В «уголке» находятся:

- пособия для обучения детей  способам выражения гнева в приемлемой форме (груша для битья, стаканчик гнева, коробочка «Спрячь все плохое»). (14 слайд)

- пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (подушка - антистресс, цветные клубочки, «Волшебный пластилин», «Мешочки настроения», массажные мячики)

- Эмоционально – развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Островок примирения» или «Коврик мира, дружбы», «Коробка примирения (Мирилка)», «Книга добра»…)

Также в работе по развитию лидерских проявлений, формированию межличностных отношений нами активно применяется технология «Утренний и вечерний круг», (15 слайд) которая позволяет преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками, учит осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

В заключение своего выступления, хотела бы отметить, что какие бы интересные и современные методы и приемы по развитию лидерских проявлений мы с вами не выбирали, всё же самыми главными условиями остаются:

- предоставление  ребенку  больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или беспрекословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту.

- создание ситуации успеха. Но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого.

- и, конечно же, похвала. Здесь нужно помнить следующее: поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка; хвалить за конкретное дело, поступок, действие; хвалить публично.

Помните: Важно хвалить действие, а не личность!

Фразы типа "Ты хорошая девочка" или "У тебя хорошая работа" не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого лучше сказать, что мы видим, избегая оценочных слов. Например, «Это очень не просто – вылепить птичку», "У тебя в рисунке много ярких цветов" или "Ты построил такую высокую башню". Даже самое простое "Ты это сделал!" обеспечивает ребенку знание о том, что мы заметили его усилия, но при этом не выставляем ему отметок.

Конечно же, лидерами станут не все, но нам с вами важно создавать условия для стремления к лидерству. (16 слайд)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста

Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребе...

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...

Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...