Выступление на педагогическом совете на тему "Правовое воспитание в дошкольном образовании"
презентация

Раянова Олеся Сидоровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД

 №1 «ГУЗЕЛЬ» С. БУРАЕВО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

БУРАЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

 

Доклад

     на  тему

«Правовое воспитание в дошкольном образовании»

 

 

 

Воспитатель  Раянова О.С.

 

 

 

 

Бураево- 2023

 

Права детей сегодня - актуальная тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Я считаю, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.  Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила: разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Работу по правовому воспитанию детей дошкольного возраста важно планировать через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Знакомство и обучение основам правового воспитания, следует проводить в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип - это дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, научить рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало»«Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга»«Мои сказочные сны». В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

В беседах, конкурсах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей,  следует дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.

Большую часть времени посвятить практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон;  дидактические игры: «Чьи права нарушены«Выбери правильный тон разговора и ответ»«Найди ошибку и исправь»«Назови пословицы к данному праву»«Назови право к данной картинке».

Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, можно использовать прием визуализации.  Например разыграть небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.

Подводя детей к знакомству с правом на гражданство, знакомить их с историей нашего города, его символикой. Когда дети усвоили символику малой родины, дальше переходить на символику России, знания о которой закрепляли на разнообразных играх, а также рассматривали документы, печати, монеты и т. д.

К 9 мая организовать экскурсию к обелиску погибших в годы ВОВ, читать стихи, рисовать рисунки на тему «Нам нужен мир».

Всю свою работу, необходимо построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

В работе с детьми я проводить беседы на тему: «Моя семья»«Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Следуя данным методам, работа по охране прав детей даст положительные результаты, дети станут более внимательными по отношению друг к другу, легко пойдут на контакт со знакомыми взрослыми.

Так давайте же и в дальнейшем продолжать работу по этому направлению, расширяя знания детей по правовому воспитанию, стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА» Подготовила: Раянова Олеся Сидоровна МБДОУ «ЦРР-детский сад №1 с.Бураево»

Слайд 2

«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».

Слайд 3

В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ РЕБЕНКА Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

Слайд 5

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

Слайд 6

Задачи: Дать детям представление о собственных правах и обязанностях. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

Слайд 7

Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Слайд 8

1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание

Слайд 9

ИГРЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ.

Слайд 10

Виды игр: Подвижные игры Словесные игры Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Настольно–печатные игры Игры – драматизации

Слайд 11

Словесные игры «Назови ласково» «Позови ласково» «Чем мы похожи и отличаемся друг от друга» «Кто где живет?» «Мои сказочные сны» «Лучше узнаем друг друга» «Зеркало»

Слайд 12

Игры – драматиза- ции «Скажи вежливо» «Сказка наизнанку» «Сказка идет по кругу» «Детский сад моей мечты» «На воображение»

Слайд 14

Настольно – печатные игры:

Слайд 16

Подвижные игры: «Прогулка по ручью» «Спасатели» «Я помогаю родителям по дому» «Петушиные бои»

Слайд 17

Сюжетно – ролевые игры «Семья» «Спасатели» «Больница» «Школа»

Слайд 18

Чтение художественной литературы

Слайд 22

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, Затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина

Слайд 23

ВИКТОРИНА для детей «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? «Серая шейка»

Слайд 24

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Заюшкина избушка»

Слайд 25

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

Слайд 26

4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

Слайд 27

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, также эффективно использовать мультфильмы Предлагаю после просмотра мультфильма, определить о каком праве ребенка идет речь?

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".

Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

Выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"

Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространс...

Выступление на педагогическом совете на тему «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем ...

Выступление на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста(Выступление на педагогическом совете)...