ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал

Елена Игоревна Варанкина

Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)

Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu_2023.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

                           Варанкина Елена Игоревна, воспитатель МКДОУ «Алёнушка» пгт.Светлополянск

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)

Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов.

  • В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
  • В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
  • Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
  • У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег) Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»). И нам взрослым, и детям логика нужна всегда. ОНА: развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, и, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

Опираясь на Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. в котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Характеристика логических операций:

  Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

  Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

  Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и другие;

  Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.

  Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

  • выделение общего признака – основание классификации;
  • деление на классы по основанию классификации.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

  Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей. В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления, например,

«Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы). Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

«Сложи квадрат». Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Блоки Дьенеша. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериации выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Также в работе я использую «Математические раскраски», Головоломки «Судоку», «Зеркальные числа», «Находили», «Круговая шифровка», Лабиринты.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

 

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

 Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Что же такое логическое мышление? Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Для развития логического мышления выделяются следующие задачи: 2. Развитие у детей интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; 2.Развитие умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. 3. Развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники. 4. Повышение способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др. Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач. На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур. Так же для развития логико-математического мышления используется игра «Танграм». «Танграм» часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, состоящая из семи фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми: 1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение) 2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца; 3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование. Также необходимым является соблюдение требований к методическому обеспечению: 1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей. 2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения. 3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные). 4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. 5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы. Для привлечения родителей к этим играм используют различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие. 9. Деловая игра . Ст. воспитатель предложила поиграть в игры. Цель: повышать педагогическое мастерство воспитателей; совершенствование работы в детском саду по математическому развитию дошкольников; Средства: игра «Что лишнее», игра «Подбери правильно», таблица Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) по примерной общеобразовательной программе «Радуга» (Приложение), «модели» успешной организации образовательной деятельности, Алгоритм проведения: Математика! Опять математика. 1.Игра «Что лишнее» Выберите разделы ФЭМП по программе каждой возрастной группы Форма Счетная деятельность Количество и счет Время Вычислительная деятельность Ориентировка в пространстве Величина Ориентировка во времени 2. Игра «Подбери правильно» Множества - совокупность каких-либо предметов и объектов, объединенных общим, для всех характерным свойством. Число-Это общий количественный показатель чего-либо. Цифра –это система знаков для записи чисел (числовые знаки) Величина –это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом. Форма –это очертание, наружный вид какого-либо объекта, фигуры или предмета Пространство-место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления; это место событий и действий; 3. Программные задачи в каждой возрастной группе I модель –компетентность педагога в образовательной области Разминка «Объясни выражение» «семи пядей во лбу»- очень умный, мудрый (толковый словарь Д.Н. Ушакова) «Пядь» -старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. С 1835 г. приравнена к 7 английским дюймам (17, 78 см.).Так раньше говорили о человеке, с широким лбом (признак большого ума). «мерить на свой аршин» быть односторонним, истолковывая или оценивая что-нибудь со своей личной точки зрения (толковый словарь Д.Н. Ушакова, 1935- 1940). Аршин –русская мера длины, равная ).711 м., применявшаяся до введения метрической системы в 1918 г.. Также называли и линейку, длиной в аршин, применяемую для измерения расстояний. Слово «аршин» пришло к нам в 16 веке из тюркских языков, где «арш» означало «локоть (Этимологический словарь русского языка Фасмера М.Р.). В старину, некоторые купцы, продавая ткань и другие товары, измеряемые длиной, использовали два аршина –один для покупки товара (подлиннее) и второй для продажи (покороче). За счет разницы в аршинах они получали сверхприбыль. От этого произошло выражение. 3.Игра «Засели домик дидактическими принципами математики» Систематичность (знания даются детям в строго определенной системе и при этом новый материал должен быть доступен детям)Последовательность (каждая новая программная задача дробится на более мелкие) Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Эти обеспечивается правильное усвоение материала). Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания). Круглогодичность, Математичность, Геометричность; 4.Программные задачи (устно) Представьте, что вы готовитесь к занятию по математике, и вам нужно написать задачи, в соответствии с темой, с какой задачи вы начнёте? Образовательные-чему ребёнка будем учить (упражнять, закреплять) Развивающие –что развиваем-развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; Воспитательные–что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, потребность добиваться наилучших результатов); Речевые -работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане; 5.Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП: (устно)- Многословие, неточность в постановке вопросов;-Однообразие наглядного материала, заданий;-Неверное расположение материала;- Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям; Чтобы образовательная деятельность давала хорошие результаты к занятию необходимо тщательно готовиться:- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний;-подобрать разнообразный материал;-продумать формы организации деятельности детей; II модель – готовность воспитателя к занятию 6. Приёмы, используемые в образовательной деятельности по ФЭМП -Рассказ -Беседа -Вопросы -Описание, каких -либо действий -Дидактические игры -Показ реальных объектов -Действия с числовыми карточками -Упражнения 7. Методы, используемые в образовательной деятельности по ФЭМП -Словесный метод в ФЭМП занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям; Характер постановки вопросов зависит от возраста и от содержания конкретной задачи; -в младшем возрасте –прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? -в старшем –в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? -Практический метод –упражнения, игровые задачи, дидактические игры, дидактические упражнения. Ребёнок не только слушает, воспринимает, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в д/и, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП -Игровой метод –преобладающий метод, усваивается детьми быстрее и легче; II модель –выбор оптимальных методов и приёмов 8.Наглядность – не самоцель, а средство обучения. - Демонстрационный материал, -раздаточный -Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. - Материал должен быть различным на каждом занятии; - Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка -шишкой) -Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки -шишки, зайцы –морковки, цветочки -бабочки) IV модель –Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала 9. Игра «Просклоняй числительное» 947 шаров -Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть речью (точность фраз, выражений, формулировок) -Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики -Речь воспитателя и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше «воды») в этом случае занятие проходит быстро и интересно. V модель –Грамотная речь воспитателя, следуя древней пословице «Я слышу –и я забываю, я вижу –и я запоминаю, я делаю –и я понимаю», призываю всех вас делать это –внедрять в практику работы с детьми только самое лучшее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного«Без игры нет,   не может быть полноценного ...

Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....