Консультация для педагогов: «Технология эйдетика в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
материал

Мирвалеева Илюза Флюровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dekabr.docx390.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

               Утверждено:

                                                Заведующий МАДОУ ДС № 14

                                   «Дюймовочка» г. Янаул

                                       ________ Г.Б.Нургалиева

                                                             Приказ № ____ от «___» _____ 202___г

Консультация для педагогов:

«Эйдетика – как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                Подготовила:

                                                                    воспитатель

         первой квалификационной категории

                                                                    Мирвалеева И.Ф.

Декабрь 2023 г.

                            «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

                    он будет долго и напрасно мучиться,

                    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

                    и он усвоит на лету»,

                                                                                               К. Д. Ушинский.

Задачи:

  • Формировать представление о том, что такое эйдетика.
  • Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития  дошкольников среднего возраста.
  • Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики.

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Я хотела бы поделиться своими маленькими секретами, которые я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста и  сегодня мы поговорим об эйдетике.

«Эйдетика» от греческого «эйдос»,  означает «образ,  то есть возможность запоминать информацию с помощью образов.

Эйдетика— это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания становится яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация.

Правила использования эйдетики:

  • Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью действий, картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
  • Задания  даются ребенку в разных формах: в виде движений, моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций
  •  Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е.в них использован принцип: от простого к сложному.
  • Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
  • Игры не совместимые с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Сегодня я хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики.

  Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир и   творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.»

   Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.  Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют упражнения и находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Игры, основанные на методах эйдетики

Игра «Два  плюс один»

Простая игра, которая задействует одновременно сразу два полушария. Для этого нужно выполнять двумя руками одновременно абсолютно разные движения или упражнения.

Приготовили на одной руке 2 пальца,  на другой – 1палец.  Ваша задача менять поочередность пальцев на обеих руках: 2, 1; 2,1 и т.д. в течение 1 минуты

Пальчиковая игра

C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_205244.jpg

«Ловкий Антошка»

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

Использование в работе с детьми всевозможных пальчиковых  игр влияет на развитие речи детей. Как известно, воздействие на мелкие мышцы рук выступает стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности.

Игра «Капитан»

Одна рука вытянута вперед и показывает «класс» (рука сжатая в кулак, большой палец смотрит вверх), другаярука  прикладываетсяпальцами к голове . Ваша задача поочередно их менять как можно быстрее: Раз-два; раз- два и т.д.

Когда ребенок усвоит принцип этого упражнения это задание можно усложнить  через хлопок

Игра «Сигнальщик»

Для этого упражнения нужно приготовить руки:

Одна рука поднята вверх и зажата в кулак, другая рука фиксирует локоть

И меняем их поочередно

Задача этого упражнения как можно быстрее поменять руки

Такого рода упражнения улучшают работоспособность у ребенка.

Игра «Запомни фигуры» (предметы) (на увеличение объема памяти и развитие внимания)

В ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера. Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы

Сколько всего было фигур?

 Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми,  используя  схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов.

Составь рассказ по серии картинок
C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_210123.jpg

«Что сначала, что потом»

         C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_210318.jpg       C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220110_172846.jpg

Заучивание стихотворений с опорой на схемы

     

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Развивать память;  зрительное внимание, образное мышление, связную речь.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

-  формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительноевлияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти,мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Игра  «Четвертый лишний»

Цель: развитие  внимания, логического мышления, умение классифицировать предметы по признакам (форма, размер, цвет и др.); связной речи, закрепить у детей полученные знания об окружающем; воспитывать умение играть по правила.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655001_8f1a2eb1e5b8.jpg      https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4654999_3f1ffe1a6755.jpg       https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655018_d0fe708b5bea.jpg         https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655013_524727d45c5b.jpg

Игра  «Цвета»

Запомнить цвета радуги по порядку нам помогает знаменитая фраза: Каждый  Охотник  Желает  Знать 

Где Сидит Фазан

               

Использование мною метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей.

    Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

Биоэнергопластика  включат в себя три базовых понятия:«Био» - человек как биологический объект;«Энергия» - сила, необходимая для выполнения определённых действий;&la...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста"

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. ...

Консультация для педагогов "Синквейн в работе с детьми дошкольного возраста"

Последовательность работы с детьми по синквейн технологии ...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...

Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ."

Консультация для педагогов  "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ." Данная консультация поможет начинающим педагогам сориентироваться в видах, формах и методах инди...