Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.
методическая разработка (средняя группа)

Тофт Юлия Михайловна

Перспективный план по инновационной деятельности

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников

через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края

(глиняная игрушка)

средняя группа №11

2023-2024 уч. г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivka_23-24gg.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Перспективный план по инновационной деятельности

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников

через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края

(глиняная игрушка)

средняя группа №11

2023-2024 уч. г.

Подготовили:

воспитатель высшей кв. категории

Тофт Ю.М.

Воспитатель высшей кв. категории

Звонкова Е.А.

Приложение 1

 

Дата

Наименование мероприятия

Программное содержание

Ответственные

Сентябрь

Вводный мониторинг- 

выявление знаний о народных промыслах Нижегородского края (глиняная игрушка).

Воспитатели:

Сентябрь – май

Оснащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды:

  • Наглядно-дидактический материал по теме «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников

через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края

(глиняная игрушка)

  • Альбомы:
  • «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
  • «Глиняные изделия». Свистульки.
  • «Жбанниковская игрушка. Ее своеобразие»,
  • «Глиняная игрушка XIX-XXвв».
  • Настольно-печатные, дидактические игры:
  • «Народные промыслы. Лото»,
  • «Найди лишний предмет».
  • «Пазлы»
  •  «Мемо»
  • «Четвертый лишний»
  • «Домино»

  • Презентации

 и видеоролики:

  • «Послушная глина»
  • «Свойства глины»
  • «Что такое глина? Почемушка»
  • «Гончарное ремесло»
  •  «Глиняная игрушка»
  • «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края
  • «Народные промыслы Нижегородского края «На крыльях мастерства»
  • «Чудеса народных промыслов»
  • Свистульки. Из серии «Лелины сказки»
  • Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.

  • Мультфильмы:
  • «Глинька. Русская сказка.»,
  • «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
  • «Откуда появилась глина»
  • «Живая глина. Кукольный мультфильм»
  • «Приключение глины»
  • «Послушная глина»
  • «Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм»
  • «Гордый Мыш и глинька»

  • Книги с иллюстрациями:
  • Александр Пловерин «Русская народная глиняная игрушка»
  •  Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов»
  • «Сказки и легенды о русских народных промыслах»
  • Раскраски («Дорисуй орнамент»)
  • трафареты
  • формочки для самостоятельной творческой деятельности
  • глина
  • свистульки (глиняные игрушки), фигурки глиняных игрушек

  • Работа с родителями
  • «Игрушки в жизни детей дошкольного возраста»
  • Консультация «Свистульки – наши помощники в развитии речи»
  • Консультация «Глинотерапия»
  • Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе
  • Привлечение родителей в организации экскурсии в художественную школу на занятие лепки

Создание условий для формирования представлений о народных промыслах Нижегородского края (глиняная игрушка)..

Создание условий для развития познавательного интереса, творческих способностей детей. Вызвать желание использовать полученные на занятиях навыки в самостоятельной творческой и игровой деятельности.

Расширить знания детей о глине, как художественном и исследовательском материале

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Музыкальный руководитель:

Яшкова Е.М..

Сентябрь

Родительское собрание «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников

через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края»

Выявление компетенции родителей в вопросах формирования представления детей о народных промыслах Нижегородского края. Ознакомление родителей с целями и задачами программы, а также с необходимостью знакомства с промыслами в развитии творческого потенциала личности дошкольника, формирование эмоциональной отзывчивости и интереса к традициям своего народа. Выявить степень заинтересованности родителей данной темой.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Вводная диагностика

Выявление уровня развития детей 5-го года жизни в области знаний о народных промыслах, о глиняных игрушках-  видах , типах, подтипов

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Консультация  для родителей:

«Игрушки в жизни детей дошкольного возраста»

Знакомство родителей с ролью игр и игрушек в дошкольном возрасте ребенка. Как выбрать игры по возрасту и содержанию.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Игра путешествие «Глиняная игрушка России»

Формирование и развитие основ художественной культуры воспитанников через ознакомление с народными промыслами. Познакомить с многообразием глиняной игрушки. Воспитывать  устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Октябрь

ООД Познание предметного и социального мира «В гости к глиняным мастерам»

Формирование у детей представлений о труде гончарных мастеров, с глиняной игрушкой и историей ее возникновения.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

 ООД Развитие речи «Описание глиняной игрушки»

Способствование умению составлять описательный рассказ об игрушке и ее свойствах.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД Чтение художественной литературы Е.А. Алябьева Сказки о предметах и их свойсвах. «Филимоновские чудеса»

Развитие познавательного интереса к народным промыслам.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Раскраски «Глиняная игрушка»

Развитие мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Дидактические настольно-печатные игры:

  • «Найди пару»

Развитие наблюдательности, внимания, тонкости зрительного восприятия, умение подбирать пару каждому предмету.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Праздник подвижных игр « Прокачусь на поезде со Свистулькой и Свистулечкой»

Развитие положительных эмоций при игре на музыкальных игрушках.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Муз.рук Яшкова Е.М.

Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД):

  • Глиняные игрушки народных промыслов России»,
  • «Глиняные изделия»

Обогащение представлений и развитие познавательного интереса

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

 Просмотр презентаций и видеороликов:

  • «Послушная глина»

 Создание условий для развития познавательного интереса, творческих способностей. Знакомство с профессией гончар.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома»

Повышение педагогической компетенции родителей.

Повышение познавательного интереса детей к новым знаниям в совместной творческой деятельности с родителями; развитие детской любознательности.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Ноябрь

Экспериментальная деятельность «Волшебный материал- глина»

Формирование знаний детей о свойствах глины. Обогатить представления детей об использовании глины человеком. Способствовать формированию умений проводить опыты, а также умение обобщать результаты

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД Лепка декоративная из глины полимерной с элементами дизайна «Бусы для мамочки»

 Формирование умения отламывать кусочки от куска глины, раскатывать круговыми движениями между ладонями, выкладывать бусинки на нитку, ровно, на одинаковом растоянии. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать отзывчивость, заботу о ближнем.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

   ООД Рисование декоративное         «укрась силуэт игрушки»

Формирование умения детей украшать силуэт игрушки используя: линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Закреплять умение, правильно держать кисть, пользоваться гуашью, убирать излишки воды на кисточке, салфеткой. Развивать чувство цвета, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Раскраски «дорисуй орнамент»

Развитие внимания, мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Дидактические настольно-печатные игры:

  • «Гончарное мастерство» (укрась силуэт игрушку)
  • «Найди пару»

Воспитание познавательного интереса, внимания, памяти, мышления. Развитие творческих способностей.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Рассматривание альбомов и иллюстраций

•        «Глиняные игрушки народных промыслов России»,

•        «Глиняные изделия»

•        «Русская народная глиняная игрушка»,

Просмотр презентаций и  видеороликов (СДД):

  • «Свойства глины»
  • «Что такое глина? Почемушка»

Мультфильмы:

  • ««Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
  • «Откуда появилась глина»

Расширение  кругозора детей  изделиями глиняных игрушек,   способствовать развитию познавательного интереса и любознательности.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

  • Создание альбоов: ««Русская народная глиняная игрушка»,
  • «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
  •  «Глиняная игрушка XIX-XXвв».

Привлечение родителей к созданию тематического альбома.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Декабрь

ООД Развитие речи «Путешествие в мир игрушек»

Расширение  представлений детей  о глиняной игрушке   способствовать умению классифицировать игрушки по типам и подтипам.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД Лепка «Филимоновская уточка»

 Повышение интереса к глине, как к природному материалу и желание работать с ней. Формировать интерес и желание создавать игрушки. Вызвать положительный настрой в работе с глиной. Развивать чувство формы и пропорций.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД Рисование «Роспись игрушки по образцу»

Учить детей последовательно наносить узор на готовое изделие, формировать умение правильно держать кисть и рисовать кончиком кисти. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Просмотр видеоролика «Гончарная мастерская»

Расширение представлений детей о работе гончара. Активизация словаря: гончар, гончарный круг, обжиг, муфельная печь.

Музыкальный руководитель:

Яшкова Е.М.

  •       Раскраски: Раскраски («Дорисуй орнамент»)

  • формочки для самостоятельной творческой деятельности

Развитие внимания, мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры.

Способствовать развитию творческих способностей.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД):

  •  «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
  •  «Глиняная игрушка XIX-XXвв».

Мультфильмы:

  • «Живая глина. .Кукольный мультфильм»
  •     Просмотр презентаций и видеороликов «Гончарное искусство для дошкольников»

Расширение  кругозора и представление детей  о  разнообразии глиняной игрушки,   способствовать развитию познавательного интереса и любознательности.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Дидактические игры:

«Четвертый лишний»

«Домино»

Учить детей обобщать, выделять народные игрушки из группы, находить лишнюю игрушку. Развивать внимание, мышление.

Развитие логического мышления.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Физкультурный досуг «Путешествие в мастерскую глиняных игрушек».

Активизация словарного запаса по теме.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

Изготовление дидактических игр :

•        «Народные промыслы. Лото»

•        «Запомни народные промыслы»

Приобщение родителей к созданию дидактических игр.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Январь

Чтение познавательной  сказки

«Путешествие Василисы в города народных промыслов»

Развитие познавательного интереса к народным прогмыслам.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Познание предметного и социального мира «История создания жбанниковской игрушки свистульки. Как играть?

Знакомство с технологией изготовления свистулек. Развитие интереса и любознательности.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД  Лепка «Жбанниковская уточка»

Вызвать эмоциональный отклик на народную игрушку. Закреплять навык лепки фигуры уточки. Развивать творчество, образное видение при анализе поделок. Вызвать интерес к результатам лепки.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Музыкальное развитие

Беседа :Как играть на свистульках? Приемы игры на свистульке.

Познакомить детей с игрой на свистульках

Муз.рук. Яшкова Е.М.

Раскраски:

«Гончарное мастерство» (укрась силуэт игрушки)

Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Воспитание интереса к глиняной игрушке.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД):

  • «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
  • «Глиняные изделия»
  • «Русская народная глиняная игрушка»,
  • «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
  •  «Глиняная игрушка XIX-XXвв».

Продолжать поддерживать интерес к глиняным игрушкам.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Дидактические игры:

«Четвертый лишний»

«Кто спрятался?»

«Найди лишний предмет».

«Запомни народные промыслы»

Мультфильмы:

 «Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм

Закрепление знаний.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление дидактических игр

•        «Найди, что изменилось?»

•         «Пазлы»

Приобщение родителей к созданию дидактических игр и организации экскурсии в художественную школу для поддержания познавательного интереса .

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Февраль

ООД Познание предметного и социального мира «Мастерская. Технология лепки и росписи игрушки».

 Развитие познавательного интереса, закрепление представлений о технологии лепки и росписи игрушки.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

     ООД Рисование «Роспись игрушки»

 Закреплять умение рисовать, используя шаблоны, раскрашивать изображение в соответствии с заданием. Развивать эстетические чувства. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Музыкальный видеоклип «Как звучат свистульки»

Развитие познавательного интереса.

Музыкальный руководитель:

Яшкова Е.М.

СДД- Рассматривание альбомов и иллюстраций.

Дидактические настольно-печатные игры: «расписная игрушка свистулька» (Логико-малыш)

Просмотр презентаций и видеороликов:

«Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края

 Расширение представлений детей о многообразии узоров народных промыслов России. Совершенствовать представление о характерных элементах узора и сочетании народного декоративно-прикладного искусства

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

Организация экскурсии в художественную школу на занятие лепки

Повышение активности родителей в реализации деятельности инновационной площадки.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Март

Развитие речи. «Старинное-современное»

Например: сандалии-лапти; плита-печь, машина-сани(повозка) и т.д.

 Способствование  умению отгадывать загадки, объяснять свой ответ полным предложением. Способствовать развитию связной речи, пополнять активный словарь детей названиями предметов старины. (после предварительного знакомства с названием-назначением и использованием)

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Танец- игра  со свистульками «Для любимой бабушки».

Развитие музыкального слуха, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

Муз.рук. Яшкова Е.М.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

   Звонкова Е.А.

ООД Рисование. «Музей глиняных игрушек»

Формирование умению украшать глиняные фигуры узорами по замыслу, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона, использовать в своём творчестве элементы декоративно-прикладного искусства. Развивать творческие способности детей.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД)

Дидактические игры:

  • «Народные промыслы»
  • «Мемо»

Просмотр презентаций и видеороликов

  • «Чудеса народных промыслов»
  • Свистульки. Из серии «Лелины сказки»

 Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

СДД. Закрашивание раскрасок

Развитие мелкой моторики детей. Воспитывать аккуратность и умение закрашивать в одном направлении.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе.

Повышение активности родителей в реализации деятельности инновационной площадки.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Апрель

ООД Рисование «Игрушки наших бабушек»  

 Закрепление умению рисовать с помощью трафарета, украшать и раскрашивать игрушки по своему усмотрению. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание помогать друг другу.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

ООД Чтение художественной литературы «Сказки и легенды о русских народных промыслах»

Способствовать расширению и активизации словаря за счёт исконно русских слов и понятий.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Познавательное развитие «Народная игрушка – свистулька»

Познакомить с русскими традициями на Руси, закрепить знания о духовом инструменте, т, воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Муз.рук.Яшкова Е.М.

  • Просмотр видеоролика «Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.»

Формировать у детей представления о труде взрослых, воспитывать любовь к родному краю, родной культуре.

. Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

  • Рассматривание альбомов и иллюстраций, закрашивание раскрасок (СДД)
  • Дидактические настольно-печатные игры:
  • «Назови элемент узора росписи»
  • «4й лишний»
  • «Мемо»

 Развитие внимательности, памяти;  закрепление знаний о народных промыслах, развитие умения доказывать свой выбор

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Май

  • Итоговое мероприятие. ООД «Ярмарка мастеров»

Закрепление знаний о духовом инструменте,  русских традициях на Руси, воспитание уважительного отношения к русской народной культуре, развитие положительных эмоций и доброжелательных отношений.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

Муз. руководитель:

Яшкова Е.М.

  • Итоговое родительское собрание.

Доклад с презентацией о деятельности

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А.

  • Итоговый мониторинг.

Выявление представлений детей о народных промыслах, о глиняных игрушках-  видах , типах, подтипах.

Воспитатели:

Тофт Ю.М.

Звонкова Е.А..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"

laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"...

Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через творческую деятельность»

Что такое творческие способности и зачем их развивать?Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.Творческие способности выражаются в уме...

«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.

отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушк...