Педагогические технологии ДОО
консультация

Лазарева Анастасия Олеговна

Педагогические технологии ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_doo.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогов к использованию современных педагогических технологий в дошкольном образовании.

Планируемые результаты изучения модуля

В результате изучения модуля обучающийся должен

иметь представление:

- о современных педагогических технологиях, способствующих реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

- о многообразии педагогических технологий;

знать:

- определение понятия «педагогическая технология»;

- различие понятий «технология», «методика», «дидактика»;

- сущность педагогических технологий дошкольного образования.

№ п/п

Содержание

Стр.

1

Понятие «педагогическая технология», признаки педагогической технологии

2

2

Классификация педагогических технологий

5

3

Педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовании

7

1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно.

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технологизации образовательного процесса.

В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что на самом деле не соответствует действительному смысловому содержанию данных понятий.

Дидактика:

- раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения;

- теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.

В качестве предмета дидактики можно определить цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, т.е. новые технологии.

Традиционная дидактика создает теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков учебной деятельности.

Таким образом, дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.

Методика:

- совокупность способов, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения чего-либо;

- учение о методах преподавания той или иной науки.

Методика - частная дидактика, т.е. теория обучения определенному учебному предмету. Она включает в себя в той или иной степени элемент технологичности.

Любая методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением – «как учить результативно?»

Понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологий для целесообразного проведения работы, для достижения поставленных образовательных целей.

Таким образом, одной из задач методики является выявление критериев, позволяющих в конкретной образовательной ситуации избрать эффективную технологию.

Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.

Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний.

Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона.

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.

Среди наиболее существенных признаков, присущих именно педагогической технологии и отличающей ее от дидактики и методики, в науке выделяют следующие:

- оптимизация, показывающая качественный скачок объекта;

- диагностичное целеобразование, предполагающее гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;

- концептуальность, определяющую опору на научную концепцию;

- системность, т.е. каждая технология должна обладать признаками системы: целостность и взаимосвязь частей;

- новизна;

- управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, коррекцию результатов;

- результативность, т.е. гарантированное достижение целей и эффективность образовательного процесса;

- экономичность – выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных образовательных результатов в сжатые промежутки времени;

- алгоритмичность, целостность, проектируемость, отражающие различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

- информационность;

- воспроизводимость, подразумевающую возможность повторения в других образовательных организациях другими педагогами;

- корректируемость – предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

- визуализация – затрагивает вопросы применения средств ИКТ, а также конструирования различных дидактических материалов и наглядных пособий;

- эффективность, т.е. соотношение образовательных ресурсов и образовательных результатов.

Понятие «Педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике.

Существует множество определений данного понятия. Среди наиболее известных следующие:

- педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Каково бы не было определение, в нем всегда присутствует понимание данного педагогического явления как системы взаимосвязанных компонентов: содержания, методов и средств обучения.


2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Среди множества классификаций педагогических технологий наиболее обобщенной является классификация Г.К. Селевко, который выделял следующие группы технологий:

- по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные (модульные);

- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и пр.;

- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии;

- по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные и технологии нейролингвистического программирования;

- по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП);

- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии;

- по типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с воспитанником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность воспитанников), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

a) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а воспитанник есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией образовательного процесса, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения;

б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и воспитанника, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими;

г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы;

д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанники совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;

ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Выбор педагогических технологий для использования в образовательном процессе на уровне дошкольного образования определяется совокупностью факторов, а именно:

1. Планируемыми образовательными результатами;

2. Возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

3. Образовательными программами, в рамках которых будет применяться технология;

4. Необходимым ресурсным обеспечением для эффективного применения технологии;

5. Традициями образовательной организации;

6. Наличием или отсутствие инклюзивного образовательного процесса;

7. Профессиональными предпочтениями педагога и пр.

В настоящее время наиболее эффективными педагогическими технологии для реализации образовательных программ на уровне дошкольного образования являются следующие:

1. Игровые технологии в дошкольном образовании.

2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.

3. Гендерные подходы в дошкольном образовании.

4. Метод проектов в дошкольном образовании.

5. Технологии исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

6. Технология образовательного путешествия в дошкольном образовании.

7. Технология решения изобретательских задач.

8. Технология портфолио.

9. Социо-игровые технологии.

10. Технология развития критического мышления.

11. Событийные технологии.

12. Образовательные квесты.

13. Технология индивидуализации образования.

14. Технология педагогического консультирования.

15. Технология формирующего оценивания и др.

В последнее время в силу специфики образовательных результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования стали говорить о деятельностных технологиях (предполагают увеличение активности, деятельности обучающихся в образовательном процессе) и технологиях открытого образования (использование образовательных ресурсов не только конкретной ДОО, но и за ее пределами).

Особенности технологий деятельностного типа

В условиях реализации ФГОС ДО в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальными и значимыми для достижения новых образовательных результатов оказываются технологии деятельностного типа. Все они непосредственно ориентированы на деятельностный метод обучения, который в рамках современного занятия характеризуется следующими структурными компонентами.

Структурные компоненты деятельностного метода

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение

обучающегося к деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2) выделяется содержательная область (могу).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; а также тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности обучающихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Педагог организует коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы занятия.

4. Построение проекта выхода из затруднения детьми средствами полученных новых знаний.

На данном этапе предполагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Педагог организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению обучающихся в познавательную дальнейшую деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих занятиях.

8. Рефлексия деятельности (итог занятия).

На данном этапе организуется самооценка обучающимися деятельности на занятии. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Основными технологиями деятельностного типа, способствующими достижению образовательных результатов ФГОС ДО, являются:

1. Игровые технологии в дошкольном образовании.

2. Метод проектов в дошкольном образовании.

3. Технологии исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

4. Технология образовательного путешествия в дошкольном образовании.

5. Технология решения изобретательских задач.

6. Технология портфолио.

7. Социо-игровые технологии и др.

8. Технология развития критического мышления.

9. Событийные технологии.

10. Образовательные квесты.

11. Технология педагогического консультирования.

12. Технология формирующего оценивания и др.

Важно!!!

Одна и та же технология (независимо от ее «модного» названия) может быть выстроена в деятельностной логике или традиционной (знаниевой) логике.

В связи с этим педагогам важно понять, принять и усвоить суть деятельностного метода, чтобы применять его эффективно на практике.

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...