«Прилавок с предметами народных промыслов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кукушкина Маргарита Юрьевна

Формирование у детей расширенных знаний о народных промыслах России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народные промыслы28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

Возрастная категория: 6 – 7 лет.

Тема: «Прилавок с предметами народных промыслов».

Цель: формирование у детей расширенных знаний о народных промыслах России.

Задачи:

Образовательные:

- создать у детей представление о Хохломе, Гжели, Жостовской росписи;

- закреплять у детей навык деления слов на слоги;

- повторить лексическую группу «Посуда»;

- учить детей формировать последовательности по заданному примеру;

- тренировать у детей навык аккуратно раскрашивать рисунок по образцу;

- повторить геометрические фигуры;

- познакомить детей с дымковской игрушкой.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать функциональную грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русской культуре;

- воспитывать в детях патриотические чувства;

- воспитывать чувства взаимопомощи.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, технология модерация, ИКТ.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, народный костюм для педагога, ложки с хохломской росписью, мешок с дыркой, четыре подноса с приклеенными на дно рисунками и манкой, кисть широкая.

Демонстрационный: презентация, по две одинаковых иллюстрации предметов, расписанных гжелью (тарелки, чайники, чашки, супницы, соусники), распечатанные картинки для составления последовательностей из этапа 3.

Раздаточный: распечатанные иллюстрации из слайд 10, цветные карандаши.  

Ход.

(Педагог заходит в группу в народном костюме и привлекает внимание дошкольников, роняя на пол деревянные ложки).

Воспитатель: Ох, какая я неловкая. Ребята, помогите мне, пожалуйста, ложки собрать.

(Дети помогают воспитателю). 

Воспитатель: А я ведь, ребята, на ярмарку шла, продавать разные вещицы народного промысла. Вот у меня их тут целый мешок.

(Педагог показывает детям мешок и удивляется, что он пустой. Затем нащупывает рукой в мешке огромную дырку).

Воспитатель: Ой, люди добрые, что же это такое? А где же все мои товары? Что же я буду на ярмарке теперь продавать?

Дети: Все товары выпали из мешка через дырку. Нужно найти новые товары.

Воспитатель: Кто бы мог помочь мне и найти предметы народного промысла для ярмарки?

Дети: Мы поможем!

Воспитатель: Отлично, как я рада, что вы такие добрые и отзывчивые. Для начала предлагаю вам сыграть в приветственную игру.

Игра «Эхо».

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас будет прохлопывать своё имя при помощи вот этих деревянных ложек. После чего все игроки в кругу будут делать тоже самое, но хлопая в ладоши.

(Дети играют в игру, делят имена на слоги, ударяя при этом ложками друг о друга. Затем передают ложки по кругу).

Этап 1.

Воспитатель: Отлично, теперь мы можем приступить к работе.

(Слайд 2)

Воспитатель: Итак, ребята, в моём волшебном мешочке было много предметов, расписанных гжелью. Гжель – это народный промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски. Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Именно в этой деревне и зародилось первоначальное ремесло по созданию красивой посуды.

Дидактическая игра «Найди такой же товар».

Воспитатель: Ребята, на доске размещены 5 пар разных предметов, которые расписаны гжелью. Все картинки развёрнуты к доске и расположены хаотично. Сейчас нам нужно будет искать пары изображений, переворачивая лишь по две иллюстрации. Если вам попалось два одинаковых предмета, вам повезло, вы забираете пару. Если нет, то вы поворачиваете картинки обратно и возвращаете на прежние места, чтобы следующий игрок смог запомнить расположение данного предмета.

(Когда все пары найдены, дети размещают их на доске в одну линию, формируя прилавок).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется посуда, изображённая на картинках.

Дети: Чашки, тарелки, соусники, супницы, чайники.

Воспитатель: Отлично. Вот и готов первый прилавок для размещения на ярмарке.

Этап 2. 

Воспитатель: Ребята, хотелось бы вам показать, какие ещё росписи являются достоянием России и знамениты во всём мире.

(Слайд 3)

Воспитатель: Конечно, хохлома. Посмотрите, как красиво изображены причудливые цветы, зрелые ягоды и необычные узоры на тёмном фоне. Эту роспись невозможно не любить.

(Слайд 4)

Воспитатель: А сейчас перед вами необыкновенно красивый поднос с жостовской росписью. Русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в деревне Жостово Московской области. Узоры на подносах впечатляют, кажутся объёмными за счёт того, что наносятся в несколько слоёв.

Ребята, сейчас перед вами будут появляться три предмета с хохломской или жостовской росписью. Затем я буду давать вам поднос, на дне которого будет рисунок, засыпанный манкой. Вы проведёте лишь один раз кистью по рисунку, чтобы сбросить часть манки с него. По открывшемуся фрагменту вам необходимо догадаться, какой из образцов скрыт на дне подноса.

(Педагог демонстрирует слайды 5 – 8. Из них же распечатывает любые 4 изображения чтобы приклеить на дно подноса. Дети сметают кисточкой полоску с рисунка и отгадывают, какой образец из слайда перед ними).

Физкультминутка.

(Слайд 9)

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справляетесь с заданиями. А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и сделать разминку. В давние времена ярмарки организовывались в любое время года. Конечно, зимой не было никакого отопления и люди грелись на ярмарках разными способами: пили горячий чай с блинами, кренделями и пирогами, пели песни, водили хороводы и плясали. Предлагаю и вам потанцевать вместе со мной!

(Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем под песню «А на улице мороз»).

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, продолжим подбирать товары для нашего ярмарочного прилавка. Предлагаю вам продолжить последовательность.

(Дети смотрят на начала последовательностей, которые размещает педагог на доске из вырезанных элементов, дети продолжают данный последовательности, прикрепляя изображения магнитами).

1-ая последовательность с гжельской росписью: чайник, чайник, тарелка, чайник, чайник, тарелка и т.д.

2-ая последовательность с хохломской росписью: ложка большая, ложка поменьше, доска и т.д.

3-я последовательность с жостовскими подносами: круглый поднос, овальный поднос, прямоугольный поднос и т.д.

Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры напоминают вам эти подносы?

Дети: Круг, овал, прямоугольник.

Этап 4.

Воспитатель: Для того, чтобы наш прилавок был самым красивым на ярмарке не хватает лишь дымковской игрушки.

(Слайд 10)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая замечательная девушка – водоноска. Этот образ один из самых ярких. Именно он прекрасно демонстрирует искусство дымковской росписи. Предлагаю и вам создать таких же водоносок для нашего прилавка. Но для начала предлагаю сделать пальчиковую гимнастику и подготовить ручки к работе.
«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

(Дети раскрашивают рисунки по образцу при помощи цветных карандашей).  

Воспитатель: Ребята, я вас благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если какие-то задание были интересными, а какие-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного

Список использованных ресурсов:

1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л.В. Абрамова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...