ТРИЗ
консультация

Лазарева Анастасия Олеговна

ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»

Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогов к использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Планируемые результаты изучения модуля

В результате изучения модуля обучающийся должен

знать:

- сущность технологии ТРИЗ;

- основные принципы ТРИЗ;

- методы активизации мышления;

- особенности применения ТРИЗ в дошкольном образовании.

№ п/п

Содержание

Стр.

1

Историческая справка

2

2

ТРИЗ в дошкольном образовании

2

3

Образовательные результаты дошкольного образования

3

4

Сущность технологии ТРИЗ

5

5

Основные принципы ТРИЗ

6

6

Методы активизации мышления

6

7

Особенности применения ТРИЗ в дошкольном образовании

9

8

Примеры применения технологии ТРИЗ

11

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Технология ТРИЗ - одна из наиболее перспективных развивающих технологий в дошкольном образовании

Основоположник Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – российский ученый-практик, писатель-фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер.

Историческая справка.

В 1946 году в г. Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.

В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный продукт «Изобретающая Машина», который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий «Изобретающих Машин».

В 1995-1997 годах этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как «Форд», «Катерпиллер», «Проктор энд Гэмбэл», IBM, а «Моторола» заключила контракт на поставку 1000 копий системы. Подписан контракт о переводе «Изобретающей машины» на японский язык.

Сегодня услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР.

2. ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста.

В сети Internet стремительно разрастается количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ и американских специалистах, которые вырастают, как грибы, изучая ТРИЗ-технологии по тем материалам, которые переводятся на английский язык.

ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.

Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику.

В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря вкладу доктора педагогических наук, профессору Академии педагогики МЭГУ, а некогда методиста детского сада Анны Михайловны Страунинг. Она является автором многочисленных пособий и разработок для педагогов детских садов и одним их авторов программы «Росток». В свое время она проводила многочисленные семинары по всей стране, обучая педагогов.

Технология ТРИЗ очень органично вписался деятельность детских садов.

Ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом «почемучек». Не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, вдруг вырывается «я сам». В этом «я сам» важно усмотреть первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе, неосознанному желанию проявить себя.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поисковое поведение является естественным в дошкольном возрасте.

Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности (определение В. Ротенберга, 2001 г.).

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.

Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности.

Государственная политика в области образования тоже требует изменения подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса в ДОО.

Инновационные изменения зафиксированы во ФГОС дошкольного образования, в первую очередь в образовательных результатах дошкольного образования, сформулированных в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Технология ТРИЗ хорошо соотносится с природой ребенка-дошкольника и важно не упустить момент, когда его познавательный интерес высок.

Её использование способствует реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, т.к. она направлена на достижение новых образовательных результатов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО в виде целевых ориентиров.

ТРИЗ в дошкольном образовании – это определенная технология, которая направлена на:

- активное и одновременное развитие у него процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания;

- расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ, методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ;

- постепенное использование детьми полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.

В чем же состоит сущность ТРИЗ?

- ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.

- ТРИЗ предполагает рациональное организованное использование информации. Это означает, что ребенку предъявляется не сразу вся информация, а только целесообразная (т.е. соответствующая цели), в определенной дозе, последовательности и в оправданной степени сложности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

- ТРИЗ предусматривает управление мышлением ребенка в процессе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует мышление (указание: думай, думай внимательнее, еще подумай и пр.) и при этом не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы, способы «думания»).

5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРИЗ

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.

Предлагая детям творческое задание, важно учитывать следующие дидактические принципы (А.А. Гин, «Приемы педагогической деятельности»).

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора.

Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условия творческого задания закладываются разные варианты решения.

Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

6. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много.

Многими из них мы успешно пользуемся.

Например,:

- словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение);

- наглядные методы (демонстрация, иллюстрация);

- игровые методы (дидактические, игры-инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию);

- практические методы (упражнение, исследования).

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать изобретательские задачи.

При этом кроме общих используются специфические методы:

Методы, основанные на системном подходе:

- Системный оператор*;

- Метод снежного кома;

- Метод золотой рыбки;

- Ступенчатый эвроритм;

- Данетка* и др.

Методы психологической активизации мышления:

- Мозговой штурм *;

- Синектика*;

- Метод контрольных вопросов;

- Морфологический анализ*;

- Метод Робинзона*;

- Типовое фантазирование* и др.

Методы, основанные на математическом подходе:

 Бином фантазии;

- Фантастическое вычитание;

- Фантастическое умножение;

- Метод «Наоборот»;

- Оператор РВС;

- Простые приемы фантазирования и др.

Методы, основанные на перемене мест:

- Перемена мест;

- Метод каталога*;

- Метод фокальных объектов*;

- Метод изменения оценки;

- Метод взаимного обмена;

- Фантограмма и др.

Поясним некоторые из перечисленных методов.

*Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Правила мозгового штурма:

- исключение всякой критики;

- поощрение самых невероятных идей;

- большое количество ответов, предложений;

- чужие идеи можно улучшать.

*Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

*Морфологический анализ

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

*Метод каталога

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.

*Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

*Данетка

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».

*Метод Робинзона

Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

*Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

*Системный оператор

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

7. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?

1. Усвоить как закон 10 заповедей творческой личности, введённый профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».

1) Будьте хозяином своей судьбы.

2) Достигайте успеха в том, что Вы любите.

3) Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

4) Стройте свои отношения с людьми на доверии.

5) Развивайте свои творческие способности.

6) Культивируйте в себе смелость.

7) Заботьтесь о своем здоровье.

8) Не теряйте веру в себя.

9) Старайтесь мыслить позитивно.

10) Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

2. Каждый день работы организовывать поиск с детьми. Помнить, что педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте и пр.

«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно.

4. Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.

5. Игры - каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособиями А.М. Страунинг. Постепенно Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

6. Проводить беседы с детьми на исторические темы, напр., история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и т.д. Рассматривая объект в его временном развитии, дети увидят видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети осознают, что изобретать - значит, решать противоречия.

7. Организовывать регулярные прогулки. Во время прогулок использовать приемы фантазирования: оживление, увеличение, уменьшение и т.д.

Прогулка - то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

8. Использование потенциала сказок. Именно сказка позволяет «разгуляться» фантазии ребенка в полную меру.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения ТРИЗовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

8. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

1. Хорошо–плохо. Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Например,: шарф - мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется….

2. Выбери троих. Из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.

3. Точка зрения. Игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов - ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например,: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

4. Да-Нет. Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации».

5. Рукотворные буквы. Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

6. Буквенный лабиринт. Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

7. Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю, что».

Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».

Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:

«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!». Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.

Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.

Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.

8. Буквенные барельефы. Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.

9. Дорисуй букву. Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

10. Буквенный след на спине. Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого, водящего букву.

11. Буквы на песке. Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.

12. Буквы вверх ногами. Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

13. Заколдованные буквы. Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.

14. Расти, буковка! Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.

_________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...