ТРИЗ
статья

Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательских задач

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что «на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания» [6, С.73] .

Достижение творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью. Среди них видное место занимает ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая эффективно способствует развитию технического творчества в целом и личности в частности. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности его развития.

В детские сады технология ТРИЗ (ее девиз «Творчество во всем») пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

 

ТРИЗ - педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление в конце 80-хх гг. XX века. Основы TPИЗ - педагогики заложил  Генрих Саулович Альтшуллер, который увидел, что созданная им наука не только помогает решать проблемные задачи, но и формирует творческие личности. Он высказал идею создания теории развития творческой личности (ТРТЛ) и внес большой вклад в ее становление.

Историю развития ТРИЗ  - педагогики можно разделить на следующие этапы.

1й этап: ТРИЗ в клубах и кружках технического творчества. Это применение ТРИЗ в образовании еще не являлось собственно ТРИЗ - педагогикой. Хотя оно дало импульс дальнейшего вхождению ТРИЗ в образование в виде системы ТРИЗ - педагогики. Технологию Альтшуллера в течение длительного времени с успехом использовали в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

2й этап: ТРИЗ как предмет в школах, лицеях, гимназиях. В 70-80-е годы XX века ТРИЗ широко внедряли в школах и училищах, а с 1987 г. — и в детских садах. Организатором и руководителем работы с воспитателями и практическими занятиями с детьми стал Михаил Наумович Шустерман. В ряде таких специализированных классов лицеев, гимназий, школ ТРИЗ стала преподаваться как предмет за счет школьного компонента базисного учебного плана, а в некоторых случаях как платная дополнительная образовательная услуга. В то же время, такое применение ТРИЗ в школе не может полностью решить задачу формирования творческих личностей учащихся, поставленную в Законе РФ об образовании. В тех учебных заведениях, где преподавалась ТРИЗ, выявился эффект, который «подсказывал» пути дальнейшего распространения этой науки в школе. На этом этапе, перед учителями других предметов встала задача преподавать так, чтобы, изучая их предметы, ученики одновременно учились творчеству на основе ТРИЗ [5, С.19].  

3-й этап: ТРИЗ в решении творческих задач на уроках. ТРИЗ не могла войти в другие предметы в качестве содержания. Но она вошла в них в качестве метода обучения. ТРИЗ - педагогика, в полном смысле этого слова, началась с решения на уроках творческих задач. Это локально проблемные задачи (т.е. решение их известно человечеству, но неизвестно ученикам), требующие для своего решения применения ТРИЗ и тех знаний, которые изучаются по программе соответствующего предмета. Постановка задачи может выходить за пределы изучаемого предмета, но решение состоит в применении тех знаний, которые предусмотрены программой этого предмета. Работа по составлению наборов таких задач требует времени и создания коллективов разработчиков. [1. С.31].

Метод творческих задач непосредственно направлен на формирование творческих способностей учащихся. Этот метод охватывал не весь урок. Использование изучаемого нового материала только как «фонда эффектов» для решения творческих задач во многом сохраняет репродуктивный характер усвоения знаний, предусмотренных программой.

4й этап: ТРИЗ в изучении нового материала. Каждое изучаемое в школе понятие, в любом предмете, есть развивающаяся система, имеющая своих предшественников. У систем-предшественников были свои противоречия развития. Эти противоречия были преодолены, в результате чего и появилась система, которую сейчас ученики изучают согласно программе. При изучении нового материала нужно вскрыть эти противоречия и найти те методы ТРИЗ, которыми они были преодолены. Таким образом, «ТРИЗ используется для лучшего понимания и усвоения содержания предмета» [7. С. 22].

5й этап: ТРИЗ в решении актуальных задач развития образования. Педагогические системы–это часть антропогенного мира. В своем развитии они также преодолевают противоречия, и преодолевают их теми же методами, пусть и найденными стихийно или по интуиции, которые содержатся в ТРИЗ.  Следовательно, если применять методы ТРИЗ при развитии педагогических систем не стихийно, а осознанно, то это позволит быстрее и эффективнее решать проблемы развития образования.

И так, в 1987 год - знаменательная дата: ТРИЗ впервые пришел в детский сад. Система ТРИЗ было адаптирована для работы с детьми в детском саду. Труды Г. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука», стали основой так называемой творческой педагогики. Впоследствии,  в специальных исследованиях (В. Бухвалов, Б. Злотин, Г. Иванов, С. Ладошкина, А. Нестеренко, Т. Сидорчук, Л. Шрагина, М. Шустерман) были разработаны методы и приемы обучения школьников на базе ТРИЗ, а также адаптированы основные принципы ТРИЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Страунинг, А. Никашин). Суть этой технологии заключается в формировании системного, диалектического мышления, развития творческого воображения, изобретательской смекалки. Использование её,  должно не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречие окружающего мира, видеть и решать проблемы. На это может быть способна только творческая личность.

Методы и приемы развития творческой личности. Технология ТРИЗ для дошкольников и младших школьников с технологией коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.

 Она имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия, и которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

Дошкольный возраст уникален, и как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это «не багаж знаний, а умение владеть этим багажом» [7, С.112]  - утверждает ученый-дидактик А.Л. Несмеянов. Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Формирование мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени подготовить их к успешному обучению. В технологии ТРИЗ достаточное место занимают проблемные зарисовки, схемы, речевые игры, упражнения на эту тему. К примеру, «Какой фигурой заполнить пустой квадрат?», «Назовите лишнее слово», «Подберите слова-синонимы (антонимы)».

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:                     

-методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции                                             

-развить творческое воображение (РТВ);                          

-методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах                              

-разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);           

-воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).            

Исследования педагогов и психологов показали, что развитие творческого воображения ребенка, его фантазии достигают наивысшего уровня развития в возрасте 3-6 лет. Поэтому учить творчеству нужно с детства, потому, что учить малыша легче, чем переучивать. А обучение лучше проводить в игровой форме. Перед детьми дошкольного возраста на каждом шагу возникают проблемы и противоречия. И нужно помочь им решать их. Когда и где ребенок учится решать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. Умение найти и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформулировать мышления, но и активно защищать свои позиции, грамотно и правильно решать проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

  В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что «возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее» [3, С.12] . Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, Н. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

За ним идет этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Технология ТРИЗ имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия, и которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

  Выявление и разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению. Множество их происходит в окружающей жизни, потому что везде, где необходимо что-то усовершенствовать, улучшить, приходится иметь дело с противоречиями.  Дети дошкольного возраста проявляют такие противоречия, работая над игровыми и сказочными задачами, которые превращаются в увлекательную поисковую, аналитическую деятельность.

  Методы, которые применяют в технологии ТРИЗ, развивают такие познавательные и творческие способности детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, анализировать ситуации, предвидеть последствия, строить гипотезы, применять новые идеи и методы решения задач на практике; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новое; творческое воображение, дивергентность мышления (способность предполагать существование нескольких правильных ответов на один вопрос и продуцировать оригинальные творческие идеи), развитая интуиция и др. Метод фокальных объектов (МФО). Суть его состоит в перенесении свойств одного предмета на другой. Фокальным называют объекты, находящиеся в фокусе, в центре внимания. Метод синектики (автор американский психолог Уильям Джеймс Гордон). Заключается этот метод в создании группы людей различных специальностей для поиска творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. «Главное — увидеть в новой, непривычной ситуации, проблеме нечто знакомое, то есть такое, что решается известными способами» [5, С. 47]  . А, как известно, целенаправленное применение аналогий существенно повышает эффективность творческого мышления. Например, аналогия по цвету (подбираются объекты одного цвета и оттенка: солнце — одуванчик, банан, лимон);

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. «ТРИЗ – научная технология творчества, направленная на сознательное управление некоторыми подсознательными процессами. И как всякая наука, работая на границе познания, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определённое искусство» [4. С. 37].

ТРИЗ - образование является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами, технология работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.  М. Альпина Бизнес Букс, 2011.
  2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск. 2008.
  3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие.  М. 2014.
  4. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск. 2010.
  5. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач.  М. Проспект. 2010.
  6. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск. 2013.
  7. ТРИЗ - педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. Саратов. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...