Практикумы и методические рекомендации для педагогов ДОУ по коррекции речевых нарушений
консультация

Шнайдер Жанна Николаевна

1. Познакомить педагогов с методами и приёмами работы при проведении речевых  гимнастик.

2. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей, с использованием вспомоготального оборудования и музыки.

3. Расширять знания и заинтересовать педагогов в необходимости  проводить занятия в игровой форме.

4. Показать различные игры и упражнения, по корекции речевых нарушений.

5. Рассказать о методах  и приёмах работы  при ознакомлении детей со звуковой стороной слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей.

 Формирование правильного произношения — сложный процесс.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика. (Даются рекомендации к ее проведению: Следует заниматься ежедневно по 5-10 минут, упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?», все упражнения проводятся четко, фиксируя движения).

Участники семинара - практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.

  1. Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук». 

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

 «Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

 Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

 Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

 Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки, и на опушке мы видим грибочки».

Знание органов артикуляции.

 Ведущий задает вопросы командам.

– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

 – Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

Знание артикуляционных упражнений.

 Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики. 

Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.

  1. Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия». 

– Назовите слова на заданные звуки. 

Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

 - Придумайте рифму к слову.

 Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

- Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые). Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

- Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Командам раздают листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.

 - Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

3. Конкурс «Формирование правильного произношения и дикции». Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией. Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну». «Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).

Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда». «Саша шустро сушит сушки». (Удивленно). Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает ее произнести.

Ведущий предлагает придумать скороговорку на определенный звук – «П» («От топота копыт пыль по полю летит»), «Р» («Терминатор Арнольд Шварценеггер—губернатор Калифорнии»).

Ведущий объявляет об окончании семинара-практикума. Всех благодарит и раздает призы.



Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера

         Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

         В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставить возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

         По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа.

 На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

 На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

    Игровые задачи для детей 4-5 лет:

  • Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
  • Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
  • Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
  • Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
  • Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.
  • Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
  • Раскладываем палочки по цвету, длине.
  • "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
  • "Положи столько же палочек, сколько и у меня".
  • "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
  • Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Дети должны догадаться, какая палочка исчезла.

  • Выложите несколько палочек, предложите запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Детям надо вернуть все на место.
  • Выложите две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
  • Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  • "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".
  • Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
  • Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.
  • "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".
  • Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"
  • Перечисли цвета всех палочек на столе.
  • Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
  • Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; синей, оранжевой и серой; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
  • Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом.
  • Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
  • Возьми красную и желтую палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху — короткая палочка.
  • Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, желтая или зеленая? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы, с одной стороны, проверь свой ответ.
  • Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее коричневой, короче желтой и т. д.
  • Назови и покажи все палочки длиннее (короче) ... (называется цвет любой палочки).
  • Сделай лестницу из красной, зеленой и коричневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
  • Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
  • Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и зеленой так, чтобы оранжевая была левее зеленой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике

Игровые задачи для детей 5-7 лет.            

  • Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
  • Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
  • Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
  • Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

 

  • Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:

 (1) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).

 (2) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

 (3) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

  • Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
  • Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
  • Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:

 (1) Ковер делается из любых палочек без всяких условий.

 (2) Ковер делается из как можно большего числа полос.

 (3) Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).

 (4) Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).

 (5) К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.

 (6) То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.

  • Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
  • Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
  • Сколько красных палочек в коричневой, вишневой, оранжевой?
  • Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
  • Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
  • Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?
  • Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19.
  • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
  • Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
  • Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера  (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
  • Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
  • Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
  • Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

  • С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
  • "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".
  • "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".
  • "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"
  • "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".
  • Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
  • "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).
  • "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".
  • "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
  • " С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"
  • "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"
  • "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".
  • "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.
  • "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".
  • Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
  • "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.
  • "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".
  • Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
  • У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
  • Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
  • На сколько голубая палочка длиннее розовой?
  • "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".
  • "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".
  • "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"
  • Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
  • Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?
  • "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".
  • Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
  • Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.
  • Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.
  • Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

 



Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – НИЧЕГО СЛОЖНОГО»

План работы:

1. Содержание НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

2. Практическая часть: усвоение приемов звуко-буквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

 Оборудование: Магнитная доска, схемы звуков для магнитной доски и для индивидуальной работы (красные, синие, зеленые, желтые квадраты); звуковые линейки, фишки; картинки (круг, облако, шапка, круг, апельсин); буквы; схемы.

Ход консультации:

  1. Каково же содержание и особенности НОД по обучению грамоте? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На НОД по обучению грамоте дети овладевают понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки.

 Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа СОК, затем многосложных слов, типа СУПНИЦА. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают. К концу учебного года дети должны уметь следующее: составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного; уметь определять количество слогов в слове, ударный слог; определять количество слов в предложении и их порядок; знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, название рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы); знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).

2. Я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. В результате, в обучении грамоте – нет ничего сложного. Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.

Пример простого предложения: Птица сидит на ветке. (Составляют схему предложения.) Количество полосок обозначает количество слов в предложении. Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак и пр. Слова состоят из слогов. Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово ВЕТКА обозначает часть дерева, а слоги ВЕТ или КА сами по себе не имеют смысла.

Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов. В работе по определению слоговой структуры слов я использую схемы.

Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий «звук» и «буква». (Выставляю схемы. Педагоги проговаривают вместе с логопедом. Проговаривая правило, показывают на рот и уши, на глаза и ладони, соответственно словам.) «Звук мы говорим и слышим, А букву мы видим и пишем».

Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не «МЭ» или «РЭ», а «М» и «Р»). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем «Ч», «Щ», «Й» - всегда мягкие, а «Ж», «Ш», «Ц» – всегда твердые.

 Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках. Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, разделенная на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая со звуковой линейкой, дети определяют позицию звука в составе слова. (Работа педагогов по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок). Круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка (Слово КОШКА выкладывается из букв разрезной азбуки на доске, выкладывается схема слова, производится анализ слова).

- Сколько гласных в слове? Назовите.

 - Сколько слогов в слове (прохлопывание слова)?

- Сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки)? Какие?

 - Сколько согласных звуков? Есть ли мягкие согласные?

- Какая буква стоит первой, последний, между «О» и «К»? И т.д.

 Теперь педагоги выкладывают схему слова на звуковых линейках. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.

В III периоде обучения (апрель, май) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.

Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в подготовительной к школе группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравственно-волевых качеств.

Литература:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками с недостатками речи. – М., 1985 г.

2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 2001 г.

3. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. – М., 1982 г.

4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М., 1998 г.

5. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996 г.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы

построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять

себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

  1. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

  1. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

  1. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

  1. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

  1. Необходимо контролировать длительность занятия.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

  1. Необходима четкая структура занятия. Необходима смена видов деятельности.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

  1. Гибкость.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

  1. Перенос знаний.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

  1. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

- Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

- Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

- Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное (см. раздел «Развитие

речевого подражания», с. 191). Кроме этого, ребенок старается не только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их (см. раздел «Развитие понимания речи», с. 167).

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Итак, речевое дыхание — это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Предлагаем следую. этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков —А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков Ш,Ж,Ф,Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Развитие движений и двигательных навыков в детстве.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

- движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;

- движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.

Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Развитие понимания речи.

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание Речевой среды вцелом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

- постоянный разговор с ребенком;

- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

- определенные требования к речи окружающих взрослых;

- постепенное усложнение речевого общения;

- организация специальных речевых игр и упражнений.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

Накопление пассивного словаря.

Пассивный словарь в контексте нашей книги — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания (также смотри раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225).

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные обще- употребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе-

хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) — показать указательный пальчик.

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях.

Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

Использование ритма в развитии речи.

Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм.

Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).

Полезно сочетать стихотворные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным

стимулятором развития у малышей активной речи.

БЕЛЫЕ ГУСИ

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: «га! га! га!»

КОТИК

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы!

ЛИСА И ВОЛК

Вот пришла лисичка.

Рыжая сестричка.

Прибежал сердитый волк.

Он зубами щёлк да щёлк!

Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект.

Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.

Рифмованные загадки

Принципы отбора загадок:

- краткость — загадки должны содержать не больше 2-4 строк;

-доступность содержания— смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста;

- наличие рифмы — отгадкой является последнее слово-рифма.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису)

В лесу живёт, Малину жуёт.

Весёлый топтыжкаКто же это?.. (мишка)

В норке живёт. Корку грызёт.

Серая малышкаКто же это?., (мышка)

Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт.

Жёлтенький ребёнокКто это?.. (цыплёнок)

Громко лает, Дом охраняет,

Большая забиякаКто это?., (собака)

Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.

P.S. Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.

Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр. Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Что такое Дизартрия? Симптоматика дизартрии у детей раннего, младшего, дошкольного возраста.

Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения.

Раннее поражение мозга в большинстве случаев в дальнейшем проявляется в той или иной степени нарушенным развитием.

ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка отклонений в развитии различных функциональных систем. При этом могут быть нарушены различные «линии развития» — двигательного, познавательного и речевого.

С возрастом при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно нарушения развития закрепляются и может сформироваться более сложная патология.

Нарушение двигательного, психического и речевого развития детей — следствие поражения ЦНС различного генеза. Одни и те же вредоносные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, в одних случаях вызывают лишь некоторую задержку становления возрастных функций, а в других — приводят к выраженным нарушениям развития.

Дизартрия (речедвигательное расстройство) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

Ведущими дефектами при дизартрии являются: нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения (структура дефекта)
при дизартрии

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

1. Спастичностъ повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом обычно наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.

2. Гипотония снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). 

3. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обусловливает нарушения звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка.

Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.

Нарушения речевого дыхания.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот.

Нарушения голоса.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный).

Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи).

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным.

Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — в ускорении. Иногда имеют место нарушения ритма речи (например, скандированность — «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

У детей с дизартрией отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

Вегетативные расстройства.

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Гиперсаливация может быть выражена в различной степени: постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики.

Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.

Нарушение акта приема пиши.

У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.

Наличие синкинезий.

Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Оральные синкинезии — открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.

Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.

Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные; могут быть вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия).

Тремор — дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях).

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным

организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.

Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз. 

Список литературы:

  1. Приходько О.Г.  Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
  2. Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва: Теревинф, 2007. — 232 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Что такое РДА? Симптоматика РДА у детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Расстройства аутистического спектра относятся к тяжелым аномалиям психического развития, которые, главным образом, характеризуются нарушением контактов с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речевого развития и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими и к нарушениям социального взаимодействия.

Педагоги – дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих  (мутичных)  детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, органы артикуляции могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимой  патологии, интеллектуальный уровень развития может быть очень высоким, либо значительно снижен.

Если в ходе обследования речедвигательного и речеслухового аппаратов не выявлено органических нарушений, если нет предпосылок грубого недоразвития мыслительных процессов, НО у ребенка отмечаются выраженные особенности ЭВС, ему может быть поставлен диагноз РДА.

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются более глубокими  аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

Полное отсутствие речи  у детей с РДА связано с поражением определенным мозговых структур (нижнетеменных отделов мозга),  и приводит к тому, что у детей нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата. В тяжелых случаях ребенок не может произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. Органы его артикуляционного аппарата (язык, губы и др.) не  могут найти и принять нужную позицию (артикуляционная апраксия). НО этими же органами дети выполняют любые непроизвольные движения (едят, глотают, облизывают губы и др.).

Определить артикуляционную апраксию при аутизме у детей 3-4 лет могут и родители и педагоги, т.к. дети погружены в оральные аутостимуляции.  

ПРИЗНАКИ:  все облизывают, запихивают кулачки в рот, пытаются затолкать пальцы глубоко в ротовую полость, часто  жестоко кусают окружающих людей, не чувствуя разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Их трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие имеет т.ж. ряд особенностей: за лепетом появляются первые слова, НО они не связаны с ближайшим окружением, даже слово «мама», не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет словарь может обогащаться, НО это слова, которые взрослые произносят в сильном аффекте (бранные слова), может быть и строчки из стихов и песен. При переходе к активному периоду овладения речью дети начинают терять и этот небольшой словарный запас.

В результате, к 3 годам у малыша остаются только непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, пропадает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки » слов. Появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, НО и не отвергает его, не выражая при этом ни каких эмоций.  

Синдром РДА оформляется окончательно к 2,5-3 годам.

ПРИЗНАКИ: отмечается нарушение координации в общей моторике, мелкая моторика отстает от возрастных показателей, страдает направленное зрительное и слуховое внимание, нет контактов со сверстникам, пропадает привязанность к близким людям, общая активность снижена. Речевое развитие останавливается и застревает на довербальном фонематическом уровне  либо на этапе физиологической эхолалии. Повышается чувствительность к сенсорным стимулам, дети уходят от тактильного контакта. Может отмечаться отрицательная реакция при попадании на кожу любых веществ (прилипли крошки к ладошкам, капельки воды, игры с сыпучими материалами ...). Появляются однообразные, длительные манипуляции с игрушкой или с пальчиками.

Одним из основных нарушений при аутистических расстройствах является нарушение развития речи. Спектр речевых расстройств у детей с аутизмом,  варьирует от полного или почти полного мутизма до опережающего, по сравнению с нормой, развития.

К речевым нарушениям при данном типе расстройств относится недоразвитие коммуникативной функции речи, что, в частности, выражается в недостаточности понимания информации, содержащейся в жестах, мимике, выражении лица интонации, интонации голоса собеседника.

Собственная речь таких детей характеризуется определенными особенностями интонационной стороны – необычностью, затруднениями в контролировании громкости, тембра и модуляции голоса. В речи ребенка – аутиста длительное время могут сохраняться эхолалии, фразы-штампы, неологизмы, также нередко наблюдается нарушение синтаксического строя речи и построения текста. Часто у таких детей обнаруживаются трудности понимания речи, такие, как неспособность понимать и следовать развернутой, многоступенчатой инструкции.

Таким образом, при расстройствах аутистического спектра отмечается особая специфика развития экспрессивной и импрессивной речи.

В настоящее время специалисты уделяют все больше внимания раннему выявлению и ранней коррекции различных нарушений в развитии у детей.

Выявление первых признаков аутистического дизонтогенеза вызывает особые трудности, поскольку в младенчестве и раннем возрасте такого ребенка по ряду показателей может соответствовать норме. Часто именно по этой причине семья впервые обращается за помощью, когда ребенок уже имеет выраженные нарушения во взаимодействии с близкими, а синдром детского аутизма сформирован.

Список литературы.

  1. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева. – изд. 2-е. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с. – (Серия «Особый ребенок»).
  2. Журнал «Дефектология», № 2,  2011 г. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами.
  3. А.А. Романова. Московский городской психолого-педагогический университет. Журнал «Дефектология», № 1,  2011 г.
  4. Анализ развития аутичного ребенка. И.Е.Гусева. Институт коррекционной педагогики РАО Москва

Симптомокомплекс детей с  РДА.

(лекции к.п.н., доцента Костюк А.В. – УрГПУ г. Екатеринбург)

Диагноз РДА – ставится только психиатром. В настоящее время 1: 82 рожденных детей – «Аутист».

Коннер – впервые описал признаки аутизма:

- нарушения социального взаимодействия;

- нарушения коммуникации;

- стереотипное ритуальное поведение.

Скорость восприятия информации у детей с РДА может быть разной: заторможенной либо реактивной, быстрой.

Специфика зрительного восприятия: не тот и не такой угол восприятия, вертикальная или горизонтальная поверхность и т.д.

Специфика слухового восприятия: дети не выносят специфические звуки – пылесос, звонок, громкий голос, шуршание и т.д., у них может быть гиперчувствительность к восприятию звуков. Они могут закрывать уши руками «одевать наушники», т.к. мозг неверно обрабатывает информацию, и эти звуки им мешают.

Чтобы успокоить себя, дети делают различные уловки – «Сенсорная перезагрузка». Множество игрушек для них просто непонятная куча, они их просто не видят, не знают, что с ними делать. Необходима конкретика – «Иди, возьми куклу. Принеси красную машинку»

У детей с РДА отмечается нарушение чувствительности – могут чувствовать пальцы, но не чувствуют локтей, рук, плеч. Не чувствуют сигналов кожи (холодно, горячо, сыро и т.д.), не чувствуют силу – сжимают и обнимают изо всех сил.

У детей с РДА специфическое, своеобразное функционирование ЖКТ – часть детей не переваривают определенного вида продуктов (козеин, глютеин, молочные продукты, пшенично-мучные). Может отмечаться ферментная недостаточность – дети могут, есть всего 2-3 вида продуктов. Отмечаются проблемы с пищевым поведением – например: сырок только в одной и т.ж. упаковке; колбаса – только одной рецептуры и т.д. Эти особенности связаны с нарушением чувствительности полости рта, чувствительности пищеварительного тракта, со стереотипам питания, м. ж. связано с тем. Что ребенок просто не умеет, есть и жевать.

Т.ж. отмечается нарушение болевого поведения – дети просто не чувствуют боли. Они не могут показать и объяснить, где и что у них болит (локализовать), хотя иногда чувствуют, где у них болит.

У детей с РДА отмечаются нарушения сна – они не чувствуют что хотят спать. М.б. четкий ритуал, при котором ребенок сможет заснуть (кровать, пижама, постельное белье  не того цвета, не такой ткани, не такой запах, не та температура в спальной комнате и т.д.).

Отмечаются проблемы в овладении санитарно-гигиеническими навыками. Дети не умеют пользоваться туалетом, не воспринимают сигналы своего организма. При умывании, мытье рук они теряют последовательность, могут забыть завершить действие (не застегивают пуговицы, не опускают юбку, не смывают за собой и т.д.).

Дети не умеют раздеваться и одеваться самостоятельно, не могут нарушить последовательность одевания (шапка – ботинки - куртка..).  

С нарушением чувствительности связан и уход за волосами – причесывание, подстригание, мытье головы, касание до головы, подстригание ногтей. Но может быть и наоборот, детям нравится, когда касаются их волос и головы.

Детей с синдромом Аспергера (серьёзные  трудности в социальном взаимодействии, а также ограниченные, стереотипные, повторяющиеся репертуары интересов и занятий). Эти дети могут иметь очень высокий интеллект. Рано начинают говорить, знают языки и т.д.). От аутизма отличается, прежде всего, тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.

  Не говорящие дети с РДА используют взрослых, как предмет – подошел, взял за руку, подвел,  куда ему нужно. Для коммуникации они используют свое поведение. Могут пользоваться криками, драками, катанием по полу, стучанием т.д. – если это их действие ассоциируется у окружающих как просьба, и выполняется ими.

Социальные нормы: дети с РДА не могут на том же уровне, что и дети с нормальным развитием, считывать социальную ситуацию. Например: приветствие утром (привет, здравствуйте); что можно делать дома, а в садике на занятиях делать нельзя и т.д.).  Не умеют «брать» подсказки со стороны от окружающих людей, «копировать» поведение. С трудом овладевают социальными нормами и правилами, не осознают социальный статус. Но если они им овладели, то навык закрепляется навсегда. Трудно вступают в контакт с незнакомыми людьми.

Речевое развитие: даже в социальной ситуации не верно употребляют местоимения, говорят о себе в  3- ем лице, во 2- ом лице, трудности в формировании грамматического строя речи. Без специального обучения не могут: отвечать на вопросы; не умеют задавать вопросы; не владеют правильной просьбой (в соответствии с социальными нормами); не все дети реагируют на свое имя; не умеют распознавать невербальные средства общения (мимику, жесты, интонацию, иронию, шутки и т.д); воспринимают риторические вопросы буквально; смысл текста понять до конца не могут. Дети неправильно и ограниченно пользуются жестами, начинают говорить беззвучно.

Дети с РДА плохо обобщают любой навык, т.е. они не могут перенести имеющие умения, на другую ситуацию – т.е. навыки не генерализуются. Обобщение может происходить по людям, по пространству, по времени, по стимулам.

Самопроизвольно ребенок не сможет отдифференцировать определенное поведение или навык.

Видимые особенности: странные, вычурные движения, которые дети не могут прекратить, они их просто иногда не замечают. Это потребность их организма, насильно их не прекратить. Это явление самостимуляции -  повторяющиеся необычные движения, носят характер сенсорной самостимуляции; вакализации –  проявляются всегда и везде, если они не связаны ни с окружающей обстановкой и окружающими людьми. Это ограничевание от раздражителей – сенсорная недостаточность.

Невидимые особенности: включают все виды самостимуляции, переведенные в социальные формы (движения). М.Б. кряхтение, стук, поглаживание, щелканье языком, хлопанье дверью,  пение, вращение на одном месте, стучание или тряска руками. Это позволяет им почувствовать, сто они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем мире. М.б. визуальные самостимуляции: погремушки с шариками, песочные часы, заставка на компьютере, могут перебирать и рассматривать свои пальцы по 15-20 минут и т.д. Эти стимуляции мешают детям во всем. М.б. тактильные, вибрационные, отдельные слова, которые дети произносят всегда и везде.

Дети не овладевают самостоятельно качественной подражательной деятельность, что приводит к искажению развития.



Предварительный просмотр:

Тема: Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий  и НОД.

На занятиях необходимо уделять внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проведение различных физкультминуток, способствует снятию умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. Необходимо уделять внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении в следующей последовательности: 

  1. Освоение телесного пространства.

 «Выше – ниже», «Спереди – сзади»,  «Дальше – ближе»,  «Право – лево».

Глядя в зеркало (любая игрушка) и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

2. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

         «Движения в нижней зоне».  Сюжетный контекст – «Пустыня».
 Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками (змеи, ящерицы, жуки…)

 «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок  изображает  то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
          
«Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».
«
Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«
Орел» - сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).  
«
Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют  друг с другом.

Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

3. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.

 «Движения в одном направлении».  Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху,  спереди и сзади.

«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

4. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

«Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить игрушки: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

 «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой   ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. 

5. Двигательные диктанты и графические схемы.

«Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д.  Определить,  какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу». 

«Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых  вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

«Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».  

 «Графические диктанты». «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+»  от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

6.  Конструирование и копирование.

 Данный этап  является  неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами.  Ими могут быть предметы, конструкторы,  кубики, «лего»,  пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д.
   
    «Я  -  конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
     
  «Копирование фигур». 

Копирование простых различных фигур.

Копирование сложных фигур и изображений.

Сначала фигура анализируется совместно  педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.

7. Логико-грамматические речевые инструкции.

          «Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь  и предложите ребенку определить его положение относительно тетради .

«Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: заяц живет над мышкой, лиса - под волком, а выше всех – медведь. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

«Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым -  яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)».  «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). 

 «Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа».

«Что было раньше?». Пусть ребенок определит,  какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».

Список литературы.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5.Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.

6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.

7.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Владос», 1997. – 256 с.

8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

9. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи и в создании  у ребёнка готовности к вызыва­нию звука в различных её видах : психол...

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Организация речевых игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста»

Большой успех достигается в работе с детьми по исправлению недостатков речи, если непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой форме....