Эссе "Как решать проблему неготовности молодого специалиста принимать помощь наставника?"
статья

Зоя Петровна Дударева

В эссе раскрываются пути решения неготовности молодого специалиста принимать помощь от наставника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как решать проблему неготовности молодого специалиста принимать помощь наставника?

Наверняка каждый,  специалист ДОУ, согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Но зачастую современные педагоги, только покинувшие студенческую парту, считают себя высококвалифицированными педагогами. Они амбициозны,  ставят под сомнение мнение и опыт старших. Просьба о помощи кажется им  доказательством их слабости, а не способом справиться с некоторыми проблемами и получить поддержку. Они  даже могут отрицать наличие проблем в случаях, когда коллеги   их замечают и стараются их поддержать.   Отсюда молодые специалисты не всегда готовы принять совет и поддержку более опытных педагогов.  Но   хочется отметить, что вчерашние студенты  любопытны, все они отлично умеют пользоваться техникой. Не боятся изучать новые технологии и использовать их в повседневной жизни. Повышают свой интеллектуальный уровень.  И если присмотреться к их работе на первых порах,  они хотят достичь успехов и карьерного роста. И наставнику нужно постараться все эти ресурсы   направить в нужное русло, постараться быть другом, к которому можно подойти по любому вопросу, тем человеком, который скажет: «Теперь и ты сам можешь быть наставником!»

В моей практике наставничества были и студенты, проходившие педагогическую стажировку в ДОУ, и молодые воспитатели. Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности. Ведь, как сказал Я.А.Коменский, «наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».  

И поэтому целью моей работы в качестве наставника стало – оказать помощь молодым педагога адаптироваться  в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои скрытые ресурсы, профессиональные качества, творческие способности, адаптировать информацию под себя,  помочь им в коммуникации с коллективом ДОУ и родителями воспитанников. Показать, что наставник готов прийти к ним на помощь. Для этого я использую доверительные беседы: Спрашиваю у прошлых студентов, почему они выбирали карьеру воспитателя, почему они уверены, что у них всё сразу получиться? Такой разговор позволит установить легкие и доверительные отношения  (подобное обсуждение едва ли обойдется без юмора). Позволяю задавать вопросы   не только о себе, но и о других воспитателях, зачем, по их мнению –  они пошли в педагогику, всё ли у них сразу получалось? Приглашаю затем этих воспитателей, чтобы они определили, насколько близки к истине были их ответы. После таких бесед подвожу молодых  специалистов к очевидному выводу: «Воспитатели выбрали этот путь, потому что любят помогать другим на их жизненном пути». После таких не формальных бесед  амбициозные молодые педагоги признают, что оказывается, они не знают ответов на многие вопросы.  Начинающие педагоги переосмысливают свои жизненные позиции, перестают стесняться и бояться обращаться за помощью.  

Чтобы закрепить эффект провожу с  педагогами мозговой штурм: как лучше начать разговор,  они предлагают множество комфортных для них фраз, а затем  вместе с ними выбираем, какие фразы подходят для ситуации, а какие – нет. Такое упражнение развивает и другой не менее важный навык – креативность. Вот некоторые примеры фраз, которые мы совместно выбрали и с которых можно начать диалог:

- Я не могу справиться с _____. Мы можем это обсудить?

- Я так и не могу понять _____. Вы можете мне помочь?

- Я не знаю точно, что у меня не получается. Можете поговорить со мной?

- Можете дать мне совет по решению этой проблемы ____?

Ещё я создаю комфортную, успешную и безопасную среду для своих наставляемых. Наставляемые  должны чувствовать себя в безопасности, чтобы решиться на просьбу о помощи. Будете ли вы просить наставника о помощи, если будете не уверены, что после этого весь коллектив ОУ будет над вами смеяться?

Наставникам ОУ следует создавать для наставляемых атмосферу любопытства, открытости и смелости идти на риск. Для этого стоит развивать и командные навыки наставляемых: проводить совместные мастер – классы, конкурсы молодых специалистов и др. метод мероприятия (в ОУ могут быть и другие молодые специалисты), предложить совместно создать общий свод правил и ценностей. Воспитателям же стоит стать также примером самоиронии: любая ошибка наставника – это возможность показать наставляемым, что каждый человек имеет право на ошибку. А наше дальнейшее поведение – ролевая модель для молодёжи  по принятию своего несовершенства. Поэтому я люблю, когда мои молодые педагоги ловят меня на ошибке – да, я тоже могу сделать глупость.

«Всё воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребёнок». - Л.Н.Толстой

Хочется верить, что мой пример будет хорошим примером для подражания, что он поможет другим наставникам помочь преодолеть проблему неготовности молодого специалиста принимать помощь наставника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я молодой специалист, и это значит..."

Моё эссе на внутрисадовский конкурс молодых специалистов. Декабрь 2014 года....

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Эссе "Молодой специалист - начало профессиональной деятельности"

В статье обсуждается начало профессиональной деятельности молодого специалсита;  трудности адаптации, с которыми сталкивается молодой специалист в образовательном учреждении; возможности, открыва...

Эссе на тему «Как живется тебе, молодой специалист?»

В данном эссе осмысленна тема "Как живётся молодому специалисту"....

Эссе на тему «Как живется тебе, молодой специалист?»

В данном эссе осмысленна тема "Как живётся молодому специалисту"....

ЭССЕ «Лучший молодой специалист»

Воспитатель – это первый, после мамы учитель, который встречается ребенку на его жизненном пути. На мой взгляд, его главная задача научиться любить детей так, чтобы они чувствовали, что их любят...