Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда” для детей средней группы
материал (средняя группа)

Торовец Елена Анатольевна

27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнять с землей и стереть с лица Земли. Жители Блокадного Ленинграда и воины Ленинградского фронта выстояли и победили врага. Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; дать детям представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:
Познакомить детей с жизнью людей в это время
Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма
Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы
Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны
Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
Формировать любовь к родному городу
Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»

 

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_2024g.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда”

  27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнять с землей и стереть с лица Земли. Жители Блокадного Ленинграда и воины Ленинградского фронта выстояли и победили врага. И сегодня наш литературный вечер посвящён памяти ваших прадедушек, прабабушек и всех кто защищал наш город.

Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; дать детям представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью людей в это время

Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма

Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы

Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны

Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города

Формировать любовь к родному городу

Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов

  • Даша прочитает стихотворение Ю. Воронова “Опять война, опять блокада…”

Опять война,
Опять блокада, —
Быть может, нам о ней забыть?

Мне часто говорят:
Не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторилось той войны,
Мне надо,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

   В 41году немцы внезапно напали на нашу страну. Началась война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели и взрывались мосты и заводы. Немцы подошли к нашему городу и окружили его,  над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей.

  • Читает стихотворение Вольта Суслова “Был город – Фронт” Ника Кеттенен.

Был город-Фронт.

Была блокада.

Был голод лют

И грозен враг.

Но пионеры Ленинграда

Не отступили ни на шаг!

В огонь и дым

Под грохот пулемета,

На катерах,

На танковой броне

Шли в бой

Сыны полков

И юнги флота

Со взрослыми бойцами

Наравне.

   В окружении оказался город Ленинград, где к тому времени находилось много людей, среди них были маленькие дети. Продукты людям можно было доставлять лишь по воздуху и через Ладожское озеро. Но весной доставлять продовольствие стало труднее, так как ломался лёд под тяжестью машин.

Началась блокада.  В город перестали привозить продукты. Отключили свет. Воду. Наступила зима, настали страшные блокадные дни.

А сейчас бабушка Егора, Анна Фёдоровна  расскажет про хлеб.

 

 Хлеб был практически единственной едой в городе. Продукты в город привезти было невозможно, поэтому приходилось его сильно экономить, чтобы каждому хватило. В начале войны порция хлеба была маленькой, и постепенно уменьшалась. В самое холодное зимнее время хлеба давали чуть-чуть, потому, что не хватало хлеба (показать сколько).

Рецепт блокадного хлеба менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход пошли мучная пыль, Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки, хвоя – все это стало хлебом.

Все эти добавки заполняли место в желудке и давали чувство насыщения, но не усваивались организмом. Поэтому люди не получали нужные питательные вещества и теряли силы. Хлеб пекли на закваске. Закваска – это когда мука с водой бродят. Поэтому надо хлеб беречь, ценить, не играть с ним. Потому, что он достался людям дорогой ценой.

   Не смотря на тяжёлое время, работали детские сады, кто мог ходить из детей, ходили в детский сад и это был маленький их героический подвиг. Дети в то время очень быстро стали взрослыми…

   Ребята я хочу рассказать вам историю моей семьи, о своей бабушке. Мою бабушку звали Евгения Кондратьевна. Когда началась война, бабушка была ещё ребёнком. Всю блокаду бабушка прожила в Ленинграде. Бабушка помогала защищать наш город. Она с подругами и другими женщинами копала окопы, они делали заградительные сооружения на подступах к городу.  Все люди, Блокадного Ленинграда спасали здания, обкладывая стены мешками с песком и скульптуры, засыпая их песком и закрывая досками. Что бы немцы с воздуха не обстреливали их. Она гасила фугасные бомбы, что бы они не разорвались и никто не погиб.

Северная столица оказалась без продовольствия, немцы разбомбили Бабаевские склады. Поэтому в Ленинграде хлеб выдавали только по карточкам. Когда сгорели Бабаевские склады моя бабушка вместе с подругами ходила туда за сладкой землёй и собирала её, а дома добавляли в неё воду, варили, процеживали и пили напиток как чай (это не сама земля, а пепел смешенный с сахаром, которые были на складе: мука, солома, трава – лебеда, древесные опилки, жжёный сахар - это называли сладкой землёй). Вместо студня заваривали клей, ели улиток.

Первая блокадная зима выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, отопления не было, не горел свет, чтобы обогреться ленинградцы в печках - буржуйках жгли книги, ломали и жгли мебель. Водопровод не работал и люди за водой ходили на Неву, а зимой, когда не было сил, растапливали снег.

  • Корнишина Варя «По воду»
    Я в гору саночки толкаю.
    Ещё немного – и конец.
    Вода, в дороге замерзая,
    Тяжёлой стала, как свинец.
    Метёт колючая пороша,
    А ветер каменит слезу.
    Изнемогая, точно лошадь,
    Не хлеб, а воду я везу.
    И Смерть сама сидит на козлах,
    Упряжкой странною горда…
    Как хорошо, что ты замёрзла,
    Святая невская вода!
    Когда я поскользнусь под горкой,
    На той тропинке ледяной,
    Ты не прольёшься из ведёрка,
    Я привезу тебя домой.

Пару слов хочет добавить бабушка Вики и Вари, Ольга Владиславовна

Город не сдавался! Работали заводы, школы. Дети, подростки работали наравне со взрослыми: делали снаряды, шили для солдат одежду.

Очень много ленинградцев погибло в ту зиму от голода и холода. На работу ходили пешком, очень уставали, садились отдохнуть и засыпали, и замерзали. Моя бабушка выжила, пережила блокаду. Она была награждена медалью “За оборону Ленинграда”.

А сейчас нам Настя расскажет стихотворение Анатолия Молчанова “Война бушевала над городом”.

А сейчас мы споём песню

  • “Воевали на фронте”.
  • Минута молчания

Наш литературный вечер подошёл к концу,  и я приглашаю всех вместе создать коллаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День снятия блокады Ленинграда для детей подготовительных групп.

В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому. Тема Великой Отечеств...

Выставка творческих работ, посвящённых 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда – 27 января 2019 г.

Работы выполнялись воспитанниками младшей группы «Солнышки» ГБДОУ д/с №1 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга с помощью родителей и педагогов....

Презентация на тему: "27 января-день снятия блокады Ленинграда" для детей подготовительной группы

Презентация на тему: "27 января-день снятия блокады Ленинграда" для детей подготовительной группы...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы...