Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом
статья

Томина Елена Николаевна

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Детский аутизм - как организовать занятия для детей с аутизмом

                                                                              Томина Е.Н.

                           воспитатель высшей квалификационной категории

                                                     МДОУ детский сад №23 «Аленушка»

        Причины аутизма у детей  до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Первое, что нужно решить для себя родителям необычных детей, – в каком формате будет проходить коррекционная работа с малышом. Стоит отметить, что современные образовательные технологии позволяют надеяться на полное излечение аутизма, при условии упорного и грамотного труда. Самая большая трудность, которую испытывают родители, психологи, педагоги, – это полное или частичное отсутствие возможности полноценно коммуницировать с ребенком. Исходя из того, что наиболее приемлемым методом обучения деток дошкольного возраста является игровая деятельность, начальная работа предполагает обучение разнообразным игровым действиям.

       Классическими являются утверждения Л.С. Выготского о том, что именно игра – источник развития личности ребенка и создает зону его ближайшего развития: «…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка».(1) Игровые занятия являются, наиболее адекватным инструментом достижения положительной цели, если речь идет об аутичном ребенке раннего или дошкольного возраста. Существует множество классификаций и периодизаций детской игры, предложенных различными исследователями, которые важны в занятиях с аутичным ребенком.

Что дает игра детскому развитию и каковы ее возможности в коррекционной помощи аутичному ребенку

  1. в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми, сопереживания;
  2. осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка;
  3. в сюжетной игре ребенок осваивает пространственную и временную «развертку» событий, что развивает его способность к планированию, содействует формированию произвольной организации поведения;
  4. развивается способность к подражанию другим людям. Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения, учится понимать житейские правила, осваивает определенные социальные роли;
  5. в совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире;
  6. в процессе освоения сюжетной игры формируется произвольное внимание ребенка, его способность к установлению логических связей. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении;
  7. благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь;
  8. важно, что игра дает ребенку возможность не только пополнять свои знания об окружающем мире, но и сформировать собственную систему эмоциональных личностных смыслов.

     И это далеко не полный перечень «заслуг» игровой деятельности. Совместная игра является естественным, уникальным и незаменимым средством помощи детям, имеющим отклонения в развитии, эмоциональные нарушения, в частности – детский аутизм и расстройства аутистического спектра.

Что следует помнить, занимаясь с ребенком-аутизмом:

  • Предстоит упорная и трудная работа, но она принесет хорошие плоды;
  • Не стоит спешить: иногда будет казаться, что все напрасно, но вдруг малыш скажет вам осознанное слово и посмотрит в глаза. Это награда за ваши усилия;
  • Нелюбовь  к переменам нужно использовать как метод обучения;
  • Психо-коррекционная работа ведется в двух направлениях: налаживание контакта с ребенком и усиление эмоциональной активности малыша. Не ставьте сверхзадачи на первых этапах;
  • Дайте время себе для наблюдений за действиями ребенка, вы сможете отметить стереотипы, по которым он живет, и использовать их для разработки правильного, тактичного подхода к ребенку;
  • Первейшая задача родителей и педагога – завоевать доверие малыша, войти в его мир и затем работать над расширением этого мира, ограниченного сознанием ребенка;
  • Нетрадиционные методы могут дать результат при условии чуткого наблюдения за реакцией малыша на новшества, применяя новую методику, стоит прежде поискать отзывы о ней;
  • Начинайте с сенсорных игр, поскольку тактильные ощущения для малышей являются самыми понятными и приятными;
  • Начав работу с ребенком, не прекращайте ее, не обрывайте резко. Разработайте план занятий, строго его придерживайтесь, если занимаетесь самостоятельно, и не пропускайте встреч с психологом;

     В целом, можно сказать, что  используя игру в коррекционной работе с аутичными детьми и для стимуляции их психического развития, и для преодоления  проблем, разработано множество современных методик, которые  позволяют ребенку, болеющего аутизмом, обучаться социальной адаптации и при этом развивать интеллектуальную и эмоциональную составляющие его личности.

Список литературы

1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С. 75). 

2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001, № 4.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 1997.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Материалы сервера 
http://autist.narod.ru/bashina.HTM.
4. «Детская патопсихология» составитель Н.Л. Белопольская. Москва. 2004 год.
5. Е.Р. Баенская, М.М. Либнинг «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития». Москва. 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм) Цель: Снятие эмоционального напряжения.Задачи:Обучающие:Создать условия для позити...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Методический материал «Детская хореография. Особенности проведения занятий для детей в возрасте от 3 до 5 лет»

Эталон всего вечного и прекрасного- танец. Он всегда пробуждал в людях искренние и лучшие чувства, дарил минуты неповторимого ощущения счастья, прививал любовь к искусству, к своей истории, народу, Ро...

Программа коррекционных занятий для детей с раним детским аутизмом

Программа коррекционных занятий для детей с раним детским аутизмом...

Консультация для специалистов и родителей "Как организовать удаленную помощь детям с аутизмом"

Одна из самых сложных задачь - чем-то "занять" детей с аутизмом на продолжительное время. Через какие виды деятельности можно развивать ребенка с аутизмом в условиях изоляции и длительного з...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...