Пальчиковая гимнастика в жизни ребёнка
консультация

Матей Юлия Михайловна

Сообщение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_v_zhizni_rebyonka_6.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский

Пальчиковая гимнастика в жизни ребёнка

Составила:

Воспитатель

Матей Юлия Михайловна

г. Белоярский, 2023 г.


Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Каждый из нас когда-то был ребенком, и самые светлые воспоминания и впечатления детства у каждого из нас связаны с играми. Время детских игр недолгое, но очень важное, поэтому его надо ценить.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они и у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев. Глубину народной мудрости подтверждают и исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда ребенок не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени. Сегодня любой современный городской дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них также может не знать, что такое гречка, рис или горох, например.

В дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребенка. Если занятия по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии детей с ЗПР

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированности техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно - моторной координации, что тормозит формированию у детей графомоторных навыков. У большинства детей наблюдается системное нарушение речи. В работе по устранению нарушении речи были использованы различные типовые методы и способы по развитию речи, но результаты были средними. Речь детей не достигала желаемого результата. Традиционные формы и методы работы не дают желаемого результата. На современном этапе инновационные подходы воспитания и обучения приобретают особое значение. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. В процессе развития речи ребенок овладевает языковыми средствами мышления, развивая речь у ребенка, развиваются и остальные психические процессы. Исходя из этого, необходимо использовать пальчиковую гимнастику при работе с детьми с ЗПР для речевого развития. Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях. Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствуют развитию дикции, грамматического речи, развитию памяти, внимание, эмоциональности. Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных игр и др. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети. Инновационные формы работы помогают решать сложные задачи в развитии ребенка. Они захватывают и увлекают даже родителей. Всем известно, что без участия родителей педагогический процесс будет осуществляться на половину.

Вы спросите, неужели есть связь между умением говорить и развитием руки, ее кисти? Да, такая взаимосвязь существует. Есть даже специальный пальцевый тест, по которому судят о развитии речи у детей. Он выявляет способность двигать пальчиками порознь. Если они разгибаются и сжимаются в кулачок только вместо, притом вяло или. Напротив, напряженно, нужно улучшить мелкую моторику рук специальными упражнениями. Можно использовать известные инсценировки каких-то рифмованных историй, сказочек, наподобие «сороки-вороны». Если малышу понравится, хотя бы одна из них, он наверняка захочет усвоить с вашей помощью и даже самостоятельно досочинить другую, придумать какую-либо новую. Поощрять и поощряя его активность, фантазию, вы поможете ему в развитии не только речи, но и творческого мышления.

А начинается это с простейших «театральных представлений», когда он, допустим, складывает ладошку «лодочкой» или «домиком», изображает пальчиками на столе «топ-топ» идущего человечка.

К такой тренировке можно приступить уже с 10-месячного возраста. Но помните: карапуз до 2-х лет воспринимает обычно те пальчиковые игры, что выполняются пока только одной рукой. К 3-м годам – более сложные: например, левой кистью изображает скворечник, а правой – крадущуюся к нему кошку.

В 4-5 лет предпочитает забавы помудрей. Охотно позволяет «загримировать» и «принарядить» свои пальцы так, чтобы они стали «артистами» вашего «спектакля».

Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

  • много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.
  • игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Они эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие в них могут играть дети со своими родителями их возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  • Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  • Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  • Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  • При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  • Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  • Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  • Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  • Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  • Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.

У старших дошкольников пальчиковые игры соотносятся с подготовкой к школе. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку, не пачкаться во время занятий с красками, не выходить за границы проведенной линии на рисунке и т. д.

Ребенок, с уже накопленным им опытом активных движений кисти руки может без особого труда по точкам обвести буквы, правильно выговорить все цифры до 20, нарисовать простые фигурки, например, круг или треугольник. Таким образом, чтобы механизм взаимодействия двигательной и речевой функции положительно повлиял на развитие речевых способностей ребенка, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Лепка — отличный способ не только для того, чтобы заинтересовать ребенка, но и способствовать активному развитию его мелкой моторики. Она просто необходима для развития сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Существует прямая зависимость между лепкой и развитием мелкой моторики: чем больше дети занимаются лепкой, тем лучше становятся движения их пальцев.

Мозаика предоставляет ребенку широкий простор для развития пальчиковых движений рук. Материал для мозаичных работ может быть самым разнообразным: галька, камни разных размеров, непрозрачное стекло, смальта, керамическая плитка, яичная скорлупа, крупы, бисер, бумага.

Бумага — материал, который поддается постороннему воздействию, легко мнется, рвется, размокает от краски и клея. Поэтому работа с бумагой, с одной стороны, сложная, и требует от ребенка аккуратности, внимания, усидчивости, а с другой — увлекательная, интересная, творческая. Первоначально, когда рука ребенка еще плохо развита, обычно делают поделки, основанные на разрывании бумаги (аппликационные работы и рваные поделки) и на сгибании — оригами. Некоторые из игр и поделок потребуют работы с ножницами, а работа с ножницами — это также и прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц и мускульного аппарата кисти. Одним из видов бумажных игр является оригами.

Оригами — японское искусство складывания из бумаги различных фигурок, предметов и т. д. В нашей стране в настоящее время оригами приобретает все большую популярность. И это не случайно, т.к. развивающий потенциал оригами высок в процессе складывания фигурок развивает глазомер, воображение, память и другие психические способности. Широко используются для развития мелкой моторики всевозможные альбомы для раскрашивания и штриховок. Разнообразные пальчиковые игры неисчерпаемы и если есть желание, то обязательно будет и возможность позаниматься с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребёнка

Для детей в возрасте трёх-четырёх лет основным видом деятельности является игра. Играя, дети познают окружающую среду, усваивают социальные роли, впитывают элементы национальной культуры. С целью гарм...

Консультация для родителей. "Значение пальчиковой гимнастики для развития ребёнка"

Значение пальчиковой гимнастики для полноценного развития ребёнка очень велеко. Эта консультация рассказывает родителям об этом....

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»  ...

Консультация для родителей:« Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет"

Для родителей представлена консультация:  « Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет.  Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома&ra...

"ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА 3 – 4 ЛЕТ. ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР ДОМА"

Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навы...

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»

Представлена консультация для родителей на тему: "Пальчиковые игры в жизни ребенка 3 - 4 лет", где рассказывается о роли пальчиковых игр в жизни ребенка. Ребенок овладевает навыками мелкой м...