Конспект образовательной деятельности «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в подготовительной группе «Самоцветики»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рыжман Наталия Анатольевна

Целью создания образовательного материала является: активизация умственных способностей, развитие логического мышления, познавательных возможностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

Развивающие:

- развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

- развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, - решать проблемные ситуации;

- развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 130» города Саратова «Янтарный островок»

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в подготовительной группе «Самоцветики»

Воспитатель: Рыжман Наталия Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Волшебный минерал-соль»

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: групповая комната

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

Развивающие:

- развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

- развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, - решать проблемные ситуации;

- развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации, презентация;

- наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Ход занятия:

-Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. А гостям мы всегда рады. По старинной традиции хлебом солью встречают важных гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот старинный обряд означает, что мы желаем добра, выражаем наше радушие и гостеприимство, а гости наши вступают с нами в дружеские отношения и у всех доброе, хорошее настроение. Давайте встретим наших гостей хлебом и солью.

Приветствие. (Дети двигаются по кругу с воспитателем)

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся,

И друг другу улыбнемся!!!

Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла и передала этот мешочек. Она не знает, что в нем. И просила вас узнать, что там и снять видео и отправить ей в звездное царство. Ребята поможем звездочке? (показываю мешочек и прошу их отгадать, что в нем – на ощупь)

-Как вы думаете, что внутри? (Дети передают друг другу и дают свои ответы)

Хорошо ребята, вот вам еще подсказка.
Слушайте загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо-опыт проведете, с волшебным минералом –солью».

(А сейчас я предлагаю вам пройти и сесть на стулья и ответить на мои вопросы).

-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
Воспитатель: (Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская, каменная (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Соль очень важна.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль? (на мольберт выставляются следующие картинки)

Ответы детей-

1. Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

2. В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.

3. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

4. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Физкультминутка

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (звучит музыка)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают «круг»)

Чайки в небе закричат, («летают»)

Черепахи зашуршат («ползают»)

И веселые и дельфины

Из воды покажут спины («плавают»)

И огромный синий кит

Под фонтаном за пыхтит (руки вверх)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают «круг»)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти? (разводят руками)

Педагог подводит детей к столу, где лежат шапочки.

-Ребята, куда же мы пришли?

Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей)

-Правильно, в лаборатории ученые проводит эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Наденьте пожалуйста фартук, шапочки и подойдите к столам, согласно вашим цифрам. (столы стоят полукругом)

Вспомним правила друзья!

В лаборатории как ведем себя?

Говорим по одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать.

Опыт № 1 «Из чего состоит соль». -Итак, начнем.

Воспитатель: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

Первый опыт называется «Из чего же состоит соль»

-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)

-Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)

-Какого цвета соль? (белого)

-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

-Возьмите лупы и рассмотрите соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)

-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

-Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: соль белого цвета.

Соль состоит из кристаллов разной формы.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3. «Соль растворяется в воде».

Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. (Дети наблюдают и делают вывод.

Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт № 4 Творческая мастерская «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка баночка с гуашью)

Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться, поглядим!

Воспитатель: Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль пластиковой ложкой краску. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?

Дети: она окрашивается.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль можно красить.

Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

Воспитатель: Дети, вы большие молодцы. Вы провели в лаборатории 4 опыта им очень много узнали о свойствах соли.

А теперь я хочу вам показать опыт и попрошу вернуться на стульчики.
Опыт № 4 «Плавающее яйцо»

В стакане под номером 1 - простая вода

В стакане под номером 2 - очень соленая вода

Опустите в стаканы по одному яйцу.

Что произошло?

В стакане под номером 1 яйцо утонуло.

В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.

Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.

Вот она и держит яйцо на поверхности.

Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут.

Молодцы, ребята!

-Ребята, на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Пальчиковая гимнастика

Мы мешочки солью взяли,

Крепко пальчики мы сжали.

Очень холодно зимой, мерзнут ручки

Ой, ой, ой.

Надо руки нам погреть,

Посильнее разогреть.

Будем снова их сжимать,

Ну, а после разжимать.

И с ладошки на ладошку,

Будем с ними мы играть

Чудо соль ладошки греет,

Станут пальчики сильнее.

Итог занятия: Рефлексия.

Воспитатель: Сейчас мы подойдем к столу с смайликами.

Предлагаю выбрать и разместить на доску, положительный смайлик тем, кому понравилось наша работа в лаборатории. Остальные могут разместить «грустный» смайлик.

Воспитатель:

- Дети, что вы узнали сегодня нового? (ответ детей)

- Вам было интересно? (ответ детей)

- Кому было трудно? (ответы детей).

- Ребята скажите, а кому мы сегодня помогли? (Звездочке). Как вы думаете, мы помогли звездочке узнать о волшебном минерале – соли? Я потом обязательно отправлю ей это видео в её звёздное царство. А сейчас зазвенит мой колокольчик. Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях.

Попрощайтесь с гостями. (До свидания)

А сейчас вы можете пройти попить водички и приготовится к прогулке. Там мы с вами понаблюдаем за снежинками. Всем спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опы...

Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"

Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"...

Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, ...

«Развитие у детей познавательной активности через экспериментирование в подготовительной группе Тема: «Шоу фокусников»

Цель:  Задачи:образовательные: -упражнять в умении анализировать, делать выводы,-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей,  о свойствах моющего средства.развиваю...